17 июня 2023. Суббота седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 7, 1-7.
"Не суди'те, да не судимы будете, ибо каким судом су'дите, такимбудете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, каквынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас. Проси'те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить".
Удивительны законы христианской жизни. Можем ли мы представить, что некий вор сидит в камере и ждет суда. За несколько дней до этого к нему приходят и говорят: "бери листок бумаги и пиши Уголовный кодекс - законы, по которым мы вскоре будем тебя судить". А в христианстве это так. Суд Божий очень скоро состоится над каждым из нас, все мы перед Господом большие преступники.
Однако, если мы не осуждаем ближних, стараемся всех прощать, то и нас Господь не осудит. Не осуждать не означает, что мы должны называть белое черным, а черное белым. Если скажем: "этот человек поступил плохо", осуждения в этом не будет. Но говорящий: "это плохой человек", берет на себя Суд Божий над людьми. У христианина в сердце не должно быть обид, желания мести.
Как правило, оправдываем мы лишь себя, ближних осуждаем, а должно быть наоборот. "Этот человек поступил плохо, но каковы обстоятельства его жизни, чем я могу ему помочь исправиться", - такие мысли, оправдывающие ближнего, молитва о обижающих нас, спасительны.
Если мы стараемся понимать людей, окружающих нас, терпеть их недостатки, сожалеть об их грехах, то наше сердце учится любви. Следствия осуждения - немилосердие, надменность, месть. Напротив, следствие внимательной духовной жизни, борьбы со своими грехами - прощение и понимание слабостей ближних, мир, терпение.
Преподобные старцы оптинские советовали: «Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя». «Когда будешь кого осуждать, то скажи себе: “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”».
В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы находим такие наставления:
"Не суди согрешившего брата,
ведь и ты не безгрешно живешь,
ты и сам осужденья достоин и
путем заблуждений идешь.
Но ошибки свои забывая,
первый камень готов ты поднять,
чтобы бросить в невинного брата
и за грех, как судья, наказать.
Как другие, и ты негодуешь
в ту минуту, когда он упал,
почему ж ты смотрел равнодушно,
когда ложный он путь избирал?
Отчего же от гибели верной
ты безумца не мог удержать,
и в минуту паденья, как брату,
руку помощи братской подать?
Ты не прав!
Дух гордыни лукавый
руку поднял на брата твою —
не спеши же судить падших
братьев:
загляни прежде в душу свою".
"Не осуждай — затем, что все мы люди.
Все слабы, немощны, опутаны грехом.
Волнуют страсти наши груди.
В грехе родимся и живем.
Не осуждай, чтоб ближним быть судьею,
спроси у совести, ты сам-то лучше их?
О, брат, кто точно чист душою,
тот благ к погрешностям других.
Не осуждай, ведь слову нет возврата,
ты помнишь ли слова Христа:
«Легко сучок увидеть в глазе брата,
а проглядеть в своем бревно!»
Не осуждай, затем чтоб обличенным
не пал бы на тебя тот камень с высоты,
тяжелый камень осужденья,
которым в брата бросил ты.
Не осуждай, не люди злы душою,
а жизнь людей бывает часто зла.
Сперва узнай, какою их стезею
она к погибели вела.
Не осуждай, дерзнешь ли поручиться,
что ты пристрастием не будешь увлечен.
Не осуждай, ты можешь ошибиться!
Не осуждай — не будешь осужден".
Святитель Феофан Затворник, память которого Церковь сегодня совершает, наставлял: "Не судите, да не судимы будете". Что за болезнь - пересуды и осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как осуждение. Иной скажет: "не поставь Господи в осуждение", а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает себя тем, что разумному человеку надо же иметь свой взгляд на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо не может не различать в речах его высящегося и злорадствующего осуждения. Между тем, приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто возчувствует себя таким, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: "Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!"