17 февраля 2024. Суббота седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 17, 3-10.
"Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь,- прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что́ должны были сделать".
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как апостолы обратились к Господу, говоря: "умножь в нас веру". "Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба па́шущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам?"
Из этого ответа следует, что у нас не будет глубокой веры, пока мы не начнем служить Богу своими делами. Если будем ожидать только, чтобы Господь послужил нам, явил на нас Свои чудеса и знамения. "Покажите в вере вашей добродетель (2Пет. 1.5-10), призывает нас апостол Петр. Верующий в Бога должен быть верен Ему, Его заповедям. Когда мы заботимся об их исполнении, умножается наша вера. Напротив, нерадеющие об исправлении в грехах, как замечает Иоанн Златоуст, вскоре приходят к неверию.
Но чтобы мы не превозносились, делая добрые дела и удаляясь от злого, Господь прибавляет и такие слова: "Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать".
Как ни старайся, какие не прикладывай усилия воли, святым человеком, живущим по Евангелию, ни у кого стать не получится. Святость является результатом действия благодати Божией. Тщеславие препятствует Господу действовать в нас, ведь если такого человека избавить от грехов и украсить добродетелями, то он возгордится до предела. Посчитает, что Бог ему и не нужен, он сам настолько великий, что может всего достичь. Добродетель будет ему в погибель.
В Древнем Патерике приводится такой случай: "Авва Антоний услышал об одном молодом монахе, что он сотворил на пути такое чудо: увидев некоторых старцев, которые путешествовали и утомились на пути, он велел диким ослам подойти к ним и на себе нести старцев, пока не дойдут до Антония. Когда старцы рассказали об этом авве Антонию, он сказал им: мне кажется, что монах сей есть корабль, исполненный благ, но не знаю, войдет ли он в пристань. Спустя несколько времени авва Антоний вдруг начал плакать, рвать на себе волосы и рыдать. Ученики спросили его: о чем плачешь, авва? Старец отвечал им: сейчас пал великий столп Церкви! Это он говорил о молодом монахе. Но пойдите сами к нему, продолжал он, - и посмотрите, что случилось! Ученики идут и находят монаха сидящим на рогоже и оплакивающим грех, который он сделал. Увидев учеников Антония, монах говорит им: скажите старцу, чтобы он умолил Бога дать мне только десять дней жизни, - и я надеюсь очистить грех свой и покаяться. Но по прошествии пяти дней он скончался".
Мудрые люди замечали, что "при наличии смирения в душе легко развиваются все другие добродетели. Но если нет смирения, то добродетель перестает быть добродетелью; святость переходит в прелесть". Господь сотворил мир из ничего. И для того, чтобы Бог стал творить в нас, созидать в нашей душе обновленного человека, мы должны прийти к пониманию своей духовной нищеты.
Господь посылает нам в жизни людей, недостатки которых мы должны покрывать любовью, по отношению к которым мы должны поступать с милосердием и через это освящать свою душу. Такие люди и обстоятельства для нас как лекарства. Ни один больной не гордится: "какой я молодец, выпил сегодня все таблетки", а думает только о своем выздоровлении.
Известны многие изречения святых подвижников о вреде тщеславия и пользе смирения: "открывающий и разглашающий добрые дела свои подобен сеющему на поверхности земли: прилетают птицы небесные и съедают семя. А скрывающий житие свое подобен сеющему на браздах пашни: он пожнет обильный плод"; "невозможно в одно и то же время быть траве и семени; так точно невозможно при окружающей нас мирской славе сотворить плод небесный" (святая Синклитикия). "Похвала от людей уменьшает награду от Бога", говорил архимандрит Павел (Груздев).
Потому святые старались всеми способами скрывать свои добродетели от других. В Патерике приводится рассказ об одном подвижнике: "Областной правитель, слышав об авве Моисее, пришел однажды в скит, чтобы увидеть его. Об этом сказали старцу; он встал и побежал к болоту. Правитель, встретившись с ним, говорит ему: скажи нам, старец, где келья аввы Моисея? Авва отвечал: чего вы хотите от него? Он человек глупый и грешный. Правитель, когда пришел в церковь, сказал клирикам: я слышал о делах аввы Моисея и пошел посмотреть его; и вот встретился с нами старец на дороге в Египет. Мы спросили у него: где келья аввы Моисея? А он отвечал нам: чего вы хотите от него? Он человек глупый и грешный. Выслушав это, клирики опечалились и спросили: какой по виду этот старец, который так поносил святого? Им отвечали: старец был высокий и черный, в ветхой одежде. Тогда клирики сказали: это сам авва Моисей, он сказал это на самого себя, потому что не желал встретиться с вами. Правитель возвратился, получив большую пользу".