16 февраля 2024. Пятница седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 1-12.
В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышим как Христос, обращаясь к желающим погубить Его иудеям, рассказал им притчу о злых виноградарях.
"И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших". "И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли".
В этой притче, по толкованию святых отцов, содержатся следующие образы:
Виноградник - иудейский народ, о котором заботится Тот, Кто этот виноградник насадил, - Господь. Ограда - заповеди Ветхого Завета, которые ограждали богоизбранный народ от греха. Башня - ветхозаветный храм, точило - жертвенник, на котором закалывались жертвенные животные, прообразовавшие жертву Христову. Заботу о винограднике (о духовном росте богоизбранного народа) Господь предал духовным учителям. Виноградник должен был приносить плоды, богоизбранный народ должен был являть дела любви к Богу и ближним, исполнять заповеди.
Сначала духовными наставниками народа были пророки. Но многие пророки, обличавшие народ, были иудеями отвергнуты. Некоторые даже убиты.
Во время пришествия в мир Христа религиозными вождями еврейского народа были фарисеи. Эти люди очень хорошо знали Писание Ветхого Завета, но не понимали его сути и смысла. Они учили скрупулезному внешнему исполнению всех установлений, данных Богом Моисею и пророкам. Кроме этих установлений позднее возникли еще и предания старцев. До мелочей во всем соблюдая внешнюю форму Закона, духа заповедей фарисеи не понимали.
Падшей природе человека понятны внешние установления - делать такие то религиозные действия. Но крайне трудно заботиться о чистоте помыслов, о делах любви к Богу, к ближним. Фарисеи, блестяще знавшие ветхозаветные пророчества, должны были бы первыми принять Христа, понять, что Его учение и есть наполнение ветхозаветных обрядов истинным смыслом. Но они ожесточились против Него, искали как бы погубить Самого Воплотившегося Бога, а говоря языком притчи, Сына Хозяина виноградника.
В притче о злых виноградарях Господь говорит о том, что Он примет от фарисеев смерть. Умрет для искупления людей от власти дьявола. Но после Его Воскресения дело возделывания виноградника - забота о Церковных таинствах, о народе Божием, будет передана другим. Христос кладет основание новозаветной Церкви и священству. Про Себя Он говорит, что Он Краеугольный Камень, то есть основной камень в строительстве, на котором строится весь дом, новозаветная Церковь: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла". Здесь имеется в виду, что Его не приняли религиозные лидеры иудейского народа. Но только у иудеев сохранялась раньше вера в истинного Бога. А Христа они отвергли. Он Сам (отверженный Камень) теперь будет основанием Церкви, в которую войдут представители всех народов.
Всем людям свойственно разделяться, каждый отстаивает свои интересы. Как в здании - если в его основании непрочный фундамент, то оно станет разваливаться на части. Одна стена пойдет в одну сторону, другая - в другую. Но если дом стоит на монолитной плите, то будет крепким.
Краеугольный камень лежит под углом дома, в его основании. На нем сходятся две стены. Так и Христос. Вера в Него, приобщение к Нему лежит в основе единства всех христиан. Теперь не важно иудей ты или из язычников, мужчина или женщина, юноша или старец. Христос, Глава Церкви, соединяет Собой то, что в этом мире постоянно расходится. Будь то отношения в семье, о которых Господь сказал, что двое будут одной плотью. Единство супругов должно быть основано на Христе, на приобщении Ему в Церковных Таинствах, на следовании за Ним. Тогда ничто не сможет расторгнуть это единство.
Очень часто и нам свойственно фарисейское устроение - забота об исполнении внешних религиозных правил без проникновения в их смысл. Считаем страшным грехом небольшое нарушение поста в еде, но не замечаем за собой гнева, рассеяния мыслей на молитве. "Вычитываем" молитвы, а смысла даже молитвы Господней - "Отче наш" не понимаем, не следуем умом за произносимыми словами, встаем на молитву, затаив в сердце на кого-то злобу. А сколько у нас осуждения других, самооправдания. Поставим свечку в храме, посетим святыню, вычитаем молитвы и думаем, что все нормально.
Будем остерегаться такого устроения, ведь именно оно довело ветхозаветных учителей нравственности до самого страшного греха - ожесточения сердца и распятия вочеловечившегося Бога. Оно не дает возрасти в душе христианина доброму плоду.
Святой Иоанн Кронштадтский, толкуя притчу о винограднике применительно к каждому человеку, говорил, что виноградник - образ души, которая, будучи возрождена в таинствах Церкви и научена заповедям (ограда), должна приносить добрые плоды христианской жизни. Являть смирение, любовь к ближним. Но вместо этого Господь видит, как виноградник приносит множество ядовитых плодов, дел греховной жизни. Злой виноградарь, то есть сам христианин, призванный возделывать почву своего сердца, вырывать покаянием, как сорняки, все злое, вместо этого напротив, раз за разом побивает и прогоняет слуг Божиих - голос совести, призывы евангельские. Оправдывает свои немощи, или и вовсе теряет стыд и начинает говорить, что греховная жизнь это нормально.
Далее праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия - своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объядением, пьянством, нечистотой сердца своего, нерадением, нераскаянностью, леностью и прочими пороками".
"Что же сделает хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению, когда Он придет взять с нас отчет в делах наших, во всех нечистотах и злобах наших? Ответ на это тот же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, т. е. величайший дар веры, благодати отдаст другим людям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, т. е. будут с помощыо благодати преуспевать во всякой добродетели постоянно, во всю жизнь свою.
Итак, братья, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. Аминь".