16 апреля 2024. Вторник седмицы пятой Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 40, 18-31.
"Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: "путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся".
В сегодняшнем чтении из ветхозаветной Книги пророка Исаии говорится о величии Истинного Бога. Хотя статуи, изображающие идолов, часто поражают своей грандиозностью, множеством драгоценностей, которыми они украшены, однако эти идолы ничтожны в сравнении со Славой Божией. Идолы сделаны руками людей, их нужно закреплять, чтобы они не упали. Господь же сотворил весь видимый и невидимый (ангельский) мир.
А раз израильтяне поклоняются Истинному Богу, то «как же ты говоришь, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой скрыт от Господа; и дело мое забыто у Бога моего» - как можете вы думать, что Господь забыл про Свои обетования или уже передумал послать Мессию Избавителя?
"Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли?" Представители богоизбранного народа имеют Божественное Откровение. Как же и они могут обращаться к идолам? Ведь им известно о Боге, "Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому".
Идолами для современных людей зачастую являются материальные блага, здоровье, слава. В земных радостях и успехах ничего плохого нет, но когда они начинают занимать в жизни первое место, место Бога, то люди, служа им, губят свои души, лишаются Царства Небесного.
Это главный наш духовный недуг. От него нам следует искать избавления у Бога. Пророк Исаия говорит о том, что всякая сила истощится, богатство оскудеет, молодость пройдет, а надеющиеся на Бога, преобразившие свои души люди, когда прочие падут в бессилии лишившись всего, будут бодро идти в Царствие Божие: "Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся".
Образ орла здесь используется для наиболее яркого описания того, что будет с праведниками. В те времена многим была известна легенда о том, что орлы, прожив много лет, бросаются в море и вылетают оттуда с новыми перьями, взлетают обновленными, молодыми. Это представление использует пророк Исаия, говоря о том, что произойдет с душами людей. С орлом это не так, старый орел не сможет обновиться, это образная речь. А с душой так. Душа, которая искренно обращающается к Господу и следует за Ним, обновляется. Тело стареет, прибавляются болезни, а душа становится все более светлой и счастливой, растёт в познании Бога. Для такого человека жизнь - приближение к смерти, к жизни той, где смерти нет.