15 марта 2022. Вторник седмицы второй Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 5, 7-16.
В сегодняшнем чтении из Книги пророка Исаии мы слышим образную речь о богоизбранном народе. Люди уподобляются виноградным лозам, растущим в винограднике, насаженном Хозяином - Богом. Насадивший виноградник заботливый Хозяин ожидает получать хороший урожай, но вместо добрых плодов произрастают горькие. Вместо добродетелей люди делают злые дела.
"Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль".
Одним из главных грехов стало любостяжание. "Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле".
Святитель Амвросий Медиоланский так толкует эти слова: "всем в общее пользование даны стихии; и богатым, и бедным одинаково доступны красоты мира. Разве позолоченный кессонный потолок богатейших домов прекраснее, чем небо, украшенное блистающими звездами? Разве пашни богачей шире, чем пространство всей земли? По этой причине тем людям, которые дом прибавляют к дому, а поместье к поместью, и было сказано: Разве вы одни будете жить на земле? Твой дом, бедняк, в котором ты молишься и бываешь услышан, - больше [дома богатого]… Дом Божий - общий и для богача, и для бедного".
Тому, кто нажил неправедное богатство, пророк обещает наказание от Бога: "В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу"
Некоторые толкователи обращают внимание на то, что пророк здесь не призывает прочих израильтян к восстанию против богатых, людей которые отнимают принадлежащее бедным, которые заставляют прочих работать за нищенскую плату. История показала, что такие восстания ничего не изменят по сути. В случае успеха рабы станут господами, а господа рабами. Но несправедливости и зла меньше не становится. Пророк призывает богатых к покаянию, а нераскаявшимся обещает гнев Божий.
Далее пророк говорит о несчастной участи людей, поработивших себя пьянству:
"Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют".
Святитель Василий Великий говорил: "пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог.
Людям, живущим беззаконно, обещается скорое наказание:
"За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде".
Бог до последнего пытается привести человека к покаянию. Ослабевший духовно богоизбранный народ, предсказывает пророк, будет порабощен языческими племенами. Тех, кого и бедствия не заставят вспомнить о Боге, ждёт вечная погибель.