15 июня 2024. Суббота седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 14, 10-21.
"Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам".
В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Спасителя, в которых Он говорит апостолам о предстоящем Ему Вознесении и о последующем Сошествии Святого Духа на учеников: "верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду ... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет".
Наставляя учеников, Спаситель говорит им: "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне". Если мы, молясь просим Бога о добром, согласном с Его волей, если просимое не помешает спасению души, но пойдет ей на пользу, то, по слову апостола, "когда просим чего по воле Его, Он слушает нас" (1Ин 5, 14). Как же нам просить во Имя Сына? Толкователи указывают на необходимость призывания Имени Иисуса в молитве. Известна молитва Иисусова: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного", которую святые отцы советуют регулярно произносить про себя.
Чем важно это Имя? В Ветхом Завете Господь открыл Моисею Свое Имя: "Сущий". Оно говорит о том, что Бог - Личность, а не безликая сила, что Он выше нашего понимания. "Я есть тот кто Я есть" - так можно переводить это Имя. А Имя Иисус на древнееврейском состоит из двух слов: "Сущий Спасает". Одно дело было в Ветхом Завете, когда богоизбранный народ знал Имя Великого Истинного Бога. Знание об Истинном Боге возвышало израильтян над прочими народами. А в Новом Завете христианам дано несравнимо большее. Теперь этот Бог - Спаситель каждого, призывающего Его.
Одно дело сказать: "какой прекрасный дворец!", и совсем другое дело сказать: "это мой прекрасный дворец!". Призывание Имени Иисуса в молитвах крайне важно. Преподобный Серафим Саровский наставлял: "учись творить Иисусову молитву через ноздряное дыхание с сомкнутыми устами - это искусство - бич против плоти и плотских похотений".
Также в сегодняшнем Евангелии мы читаем о том как понять, являемся ли мы учениками Христовыми? Имеем ли любовь к Богу? Спаситель говорит: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам". Потому наши просьбы к Богу в первую очередь должны быть о помощи в исполнении заповедей.