14 июля 2024. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 6, 22-33.
"Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка'к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам".
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно".
Святые отцы так объясняют образ, который привёл Христос. Тело это образ души, а око изображает ум. Если зрение портится, то человек неправильно оценивает то, что происходит вокруг него. Так и в духовной жизни. Если ум болен гордостью, то человек неспособен увидеть свои грехи, а значит не может в них покаяться. Вместо этого все время осуждает других.
Существует притча о человеке, который увидел, как какой то незнакомец ночью вышел из дома на улицу, тихо закрыл дверь и спешно куда-то пошёл. Он подумал, что это вор покидает ограбленное жилище. Другой человек, также видевший покинувшего дом юношу подумал, что тот блудник, уходящий из дома чужой жены. А третий подумал о нем: "это христианин. Ночью, чтобы сохранить свой подвиг втайне, он отправился на молитву". Каждый придал увиденному значение в меру своей греховности. Чем ближе мы приближается к Богу, тем меньше видим плохого в окружающих нас людях, тем больше начинаем видеть свои грехи, острее чувствовать нужду в покаянии.
Архимандрит Иоанн Крестьянкин писал в ответ одной женщине: "почему ты все время говоришь, что тебя окружают злые люди? За свою жизнь я встретил только одного злого человека. Это я сам".
Как далеки наши мысли от мыслей людей, очистивших свою душу, как нуждаемся мы в помощи от Бога, в покаянии. В оставшиеся дни Петрова поста постараемся приступить к исповеди, чтобы болезнь нашей души не стала неисцельной.
Святые отцы также говорят и о другом виде духовной слепоты - о неразумной привязанности к земным благам. Не требуется доказательств того, что здоровье, образование, материальное благополучие, - все это будет с нами очень непродолжительное время. Что скоро мы скончаемся и наша вечная жизнь будет зависеть от того, жили ли мы любовью к ближним, старались ли делать дела любви, исправлялись ли в грехах. Понимаем это, но все наши устремления здесь, на земле, а времени позаботиться о душе мы не находим.
"Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам", - читаем мы в сегодняшнем Евангелии. Но поступаем противоположно. Даже придя в храм просим Бога, чтобы дал нам что есть, что пить, во что одеваться... А Царство Небесное? А оно не главное, это приложится нам.
Прибегнем сейчас, в благоприятное время, в дни поста к таинству исповеди. В нем Господь не только прощает грехи, но и подает нам помощь для исправления. Исповедь так и называется "духовная врачебница".