13 сентября 2022. Вторник седмицы 14-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 4, 24-34.
"И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим. Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва. И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Христову о горчичном зерне. Из горчичного зерна, которое меньше других, вырастает растение, которое может достичь трехметровой высоты. Спаситель сказал: "чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его? Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные". Из Евангелия известны и другие слова Господа: "Царство Божие внутри вас".
Что должно возрасти, а согласно другому образу, вскиснуть внутри нас, в нашей душе? Ведь далее Господь сказал о тех, чья душа оказалась лишенной этого Царства: "подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием".
Архимандрит Павел Груздев приводил такую притчу: "В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто хороший человек, благочестивый человек, Он придёт в гости к нему. А Он каждый день к нам, каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить.
Одна женщина — церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь, но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: «Спаситель ко мне придет, обязательно придет». Напекла, наготовила. Этого не было, а пример, притча. Все наготовила. Ждет Спасителя. Самовар вскипела, мармашели наварила, пирогов напекла, яишницу сделала по-простому — Спаситель придет. Притом же она Евангелие каждый день читала.
Идет мальчишка-сосед и говорит:
— Тетя Маня, ради Христа, пойдем, помоги, с мамой плохо сделалося. Стонет, а мне ее не поднять.
— Не пойду. Ко мне Гость придет. А ты пришел, нахрямдал тута в грязных сапогах.
Прогнала ребенка. Ну чего. Мальчишонка домой пришел, мать поправилася. Слава Тебе, Господи!
А Мария ждет, она верила-верила неложному слову Христа. Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела — нету Христа. Ладно. Идет из другой деревни мужчина:
— Мария, коровушка телится, да неладно. Пойдем, помоги ради Христа, ты по коровам-то понимаешь.
— Уходи, ко мне Гость придет, я Гостя жду.
Нету. Прогнала мужика. Мужик пришел домой, корова-то отелилась. Ладно.
А Мария ждет Христа, не дождется. Поздний-поздний вечер. Входит мужчина и говорит:
— Слушай-ка, баба, я овдовел давно да пропился. А как, сами знаете — «стопочки да рюмочки доведут до сумочки». Пропился, бельишко на мне-то старенько. Улатай, постирай.
Во принес грязного-то белья! — Уходи, провалился бы ты. Выгнала:
— Я Гостя жду.
Нету Гостя. На варенье мухи насели, пирог как дуб сделался, зачерствел, самовар — все уголья пережгла. Нету Гостя, не пришел к ней Христос. Уснула.
Видит сон. Пришел к ней Спаситель. Она говорит:
— Господи, я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое истинно. И вот сказали, что Христос придет, я ждала Тебя.
Он говорит:
— Да, Мария, Я за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божиему к первой тебе пришел. Я к тебе три раза приходил, а ты Меня три раза выгнала.
— Господи. Нет, этого не было.
— Евангелие читаешь?
— Господи, ежедневно.
— Дак вот, говорит, баба, слушай, вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютко, а это Я к тебе приходил, а ты Меня выгнала.
— Не знала, Господи. Ну, а второй-то раз когда?
— А второй раз мужик-от пришел, попросил тебя. Я послал мужика-то, Я навел на коров, чтоб тебя испытать, твою веру. "В беде были, а вы помогли Мне». А ты Меня выгнала.
— Господи, не знала! А третий раз когда, Господи?
— А третий-то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, а вы одели Меня».
— Не знала, Господи!
Врешь, зараза, знала! Потому что вот тут написано: «Кто сотворил единому из малых сих, Мне сотворил». А ты Евангелие читаешь. Вот, родные, вот из этого примера, этого поучения, себе сделайте пример".
Вот что должно возрасти в нашей душе, что должно в ней стать пригодным для вечной жизни с Богом. Мы должны перестать быть эгоистичными, должны начать бескорыстно заботиться о ближних, научиться их принимать с их немощами, начать доверять Богу, взять свой жизненный крест. Есть ли это в нас? Кто-то ходит в храм, даже считает, что он хорошо живет, но от Бога далек. Если мы посмотрим на нашу жизнь с этой точки зрения, то поймем, что мы грешные. Семя горчичное, дар Божий, подаётся нам во время молитвы, особенно же в церковных таинствах. Наше дело не дать этому зерну засохнуть, но возрастить в своей душе добродетели.
"Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то', что' он думает иметь". Обращаем ли мы внимание как мы слушаем Слово Божие, Евангелие. Сравнивая свою жизнь с заповеданной Спасителем, мы непременно придем к пониманию того, что поступаем совсем не так. Является ли это для нас главной скорбью в жизни? Или мы заботимся обо всем, а о главном, о состоянии души, нерадим.
Святые отцы имели непрестанное внимание к себе, старались исправиться в грехах и понимали свою немощь. Потому считали себя хуже всех других людей. Имеющему тщание в духовной жизни и смирение, Бог непременно даст добродетели, очистит от грехов. У тех же, кто живёт беспечно и ничего плохого в себе не замечает, кто напротив, гордится собой, отнимется и их ложное представление о своей праведности. "Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками", замечали мудрые люди. Велико горе тех, которые, живя на земле, не познали свою греховную немощь. Она откроется им на Страшном Суде, когда ничего уже нельзя будет исправить.