13 апреля 2024. Суббота 4-я Великого поста. Евангельское чтение: Мк 7, 31-37.
"Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: "еффафа́", то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает,- и глухих делает слышащими, и немых - говорящими".
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Господь наш Иисус Христос пришел на восточный берег Галилейского озера в страну, населенную преимущественно язычниками. Там к Нему привели глухого человека, который к тому же крайне плохо говорил. Пришедшие, зная о Христе как о Чудотворце, просили исцелить страдальца.
"Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись. И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто".
Зачем Господь отвел немого в сторону? Толкователи видят в этом нежелание Господа творить чудеса напоказ. Исцеляет Он больного по любви к нему. Но гораздо важнее учение Христа, исцеляющее души. А толпа, собравшаяся ради чудес и исцелений, не способна внимать проповеди о покаянии, о презрении к заботам этого мира и устремлении к Небесному Царству. Она собралась для противоположного. Такая толпа может помешать тем, кто способен услышать благовестие. Совершив исцеление, Господь повелел не рассказывать о том никому.
Почему Господь не исцелил одним лишь словом? Ведь достаточно было лишь Его воли и больной стал бы здоров. По мысли толкователей, эти действия должны были показать больному, что исцеление он получил именно от Христа, должны были сподвигнуть его стать учеником Спасителя. Но слышать он не мог. И Господь делает внешние действия, которые слепой способен был ощущутить. Делает для умножения его веры.
Зачем об этих внешних действиях Господа, о вложении перстов в уши, пишет евангелист? Так ли они важны? Апостол Марк здесь описывает то, как Сам Господь исцелял больных. Многие недоумевают по какой причине православные христиане благоговейно относятся к святыням? К святому маслу, святой воде, просфорам... Нельзя ли обойтись без них? Ведь Господь может нас освятить и без всего этого. И вот мы видим, что Сам Христос использует и внешние действия.
Мы состоим не только из души, но из души и тела. И поклоняться Богу нам естественно и душой и телом. В каждом церковном таинстве есть две стороны - невидимое действие Божие и внешние действия, совершаемые молящимися. Так поступал и Сам Христос. Так поступает Он и поныне, невидимо принимая нашу исповедь при посредстве священника.
Сегодняшнее чтение из Священного Писания учит нас не столько заботиться о земном сколько о жизни по заповедям, доверять внешним благочестивым установлениям церковным, через которые действует Бог и освящает нас.