Толкование на Евангелие

12 марта 2022. Суббота первой седмицы Великого поста. Евангельское чтение: Мк 2, 23 - 3, 5.

"И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. И фарисеи сказали Ему: смотри, что' они делают в субботу, чего не должно делать? Он сказал им: неужели вы не читали никогда, что' сделал Давид, когда имел нужду и взалкал сам и бывшие с ним? как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним? И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы. И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на середину. А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая". 

В сегодняшнем Евангельском чтении мы читаем о том, как Христос в субботу шел с учениками по полю, усеянному колосьями. Ученики, посвящавшие все свое время слышанию учения Господа, не имели времени позаботиться о пище, потому были голодны. В те времена закон позволял путникам срывать колосья с чужого поля для подкрепления сил. Апостолы стали срывать их и есть зерна. Это заметили фарисеи - люди, изучавшие Священное Писание, но делавшие акцент на исполнении лишь внешних постановлений Закона, а сути заповедей не понимавшие. Они стали упрекать учеников Христовых в том, что те нарушают субботу. Суббота, согласно четвертой заповеди - день покоя. Этот день должен быть посвящен Богу. В этот день нельзя работать. Срывать колосья, по мысли фарисеев, - это тоже работа. 

Господь, обличая неправоту фарисеев, говорит им: "суббота для человека, а не человек для субботы". Внешние установления - дни, которые необходимо посвящать Богу, посты, - установлены для того, чтобы приносить человеку пользу, чтобы сделать его добрее, помочь очиститься от грехов. Они нужны для того, чтобы человек освящался. Они служат человеку, но не человек должен служить им. Диаметрально противоположно понимали смысл поста фарисеи. 

Неправильное понимание внешних благочестивых установлений свойственно и большинству из нас. Многие каются, например, в том, что убирались в квартире в воскресенье. А в чем смысл воскресного дня, который мы в Новом Завете посвящаем Богу? Христианство не в том, чтобы не стирать белье, не ходить в магазин по воскресным дням, но в том, что мы должны сделать в воскресенье, в церковные праздники. Начать и закончить этот день молитвой, почитать Священное Писание, а самое главное - посетить литургию, и, хотя бы в некоторые воскресные дни, подготовиться и приступить к причастию.

Молиться весь день мы не сможем. Если будем просто сидеть и смотреть в стенку, это будет, по мысли святителя Феофана Затворника, греховное безделие. Потому сделаем в воскресный день главное, тогда и не будет никакого греха, если что-то по хозяйству успеем, и отдохнем.

Далее в Евангелии мы читаем о том, как Христос в тот же день пришел в храм. Там стоял человек с больной рукой. Фарисеи наблюдали, не исцелит ли его Христос. Если исцелит то, как они думали, Иисуса можно будет обвинить в том, что Он нарушил Богом установленный закон о покое субботнего дня. Христос перед тем, как совершил исцеление, спросил законников: "должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?" То есть: "Я хочу исцелить, сделать дело любви и вы говорите, что Я нарушаю закон. А при этом сами желаете Меня предать смерти. И даже не замечаете, кто из нас соблюдает, а кто нарушает субботу".

Слушая слова сегодняшнего Евангельского чтения, мы должны понять истинный смысл Великого поста, понять, что для нас главное в эти дни, а что второстепенное. Если мы ограничились лишь строгим, а порой и несоразмерным для нас воздержанием в еде по монастырскому уставу, а в обращении с ближними гневаемся, сплетничаем, зложелательствуем, если предаемся нечистым помыслам, проводим время за пустыми развлечениями, забываем о необходимости со вниманием молиться, о духовном чтении, можем ли мы сказать, что мы постимся?

Архимандрит Павел (Груздев) рассказывал о себе, как однажды он согласился разделить постом трапезу с человеком, который долгое время ожидал встречи с ним. Нарушил пост, чтобы не обидеть ближнего. "Господи, робята, напился, наелся на две недели, и домой пришел с радостью – и парню благотворил. Дай ему, Господи, доброго здоровья! А пост-то! Поститеся да молитеся, когда люди не видят. Верно? Верно. Вот так-то". «Сумасшедший грех, когда придешь в гости и будешь из себя святошу строить», говорил отец Павел. О нем вспоминают, что "в отношении поста батюшка держал неизменную позицию: пост должен быть прежде всего духовный. Будь внимательнее к себе и к ближнему, остерегайся кого-нибудь невзначай обидеть. Не причиняй зла. «Не ешь людей», – говорил батюшка. «Берегись измерять пост простым воздержанием от пищи», – писал он в своем дневнике. «Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который хоть и ничего и не ест, однако ж, не перестает грешить»".

 "Ты лучше молочка постом выпей, да человека не ешь", говорил отец Павел.

Читать далее

11 марта 2022. Пятница первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 3, 1 – 14.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты