12 февраля 2024. Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Евангельское чтение: Мф 5, 14-19.
"Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном".
В сегодняшнем Евангельском чтении звучат слова, обращенные Господом к апостолам и ко всем христианам: "вы - свет мира".
Святитель Хроматий поясняет, что Христос называет своих учеников "свет мира", так как "через них, словно через некие сверкающие лучи, Он излил свет Своего учения на весь мир, а они изгнали из людских сердец тьму заблуждения, явив свет истины".
Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, память которых мы сегодня совершаем, наиболее ярко осуществили эти слова в своей жизни. Очистив свою душу, они стали способны к богооткровенному богословию, раскрыли нам основные догматы Церкви.
Умудренные Самим Господом, они учили, что во Христе после Рождества соединились две природы - божественная и человеческая. В Рождестве Вечный Бог Сын стал, а не просто показался, и Человеком. Мудрые, образованные люди того времени вместить эту божественную тайну не могли. Одни говорили, что Христос только Бог, показавшийся человеком, другие, что Он просто святой человек. А ведь в этом догмате все наше спасение - если во Христе божественная и человеческая природа не встретились, не соединились, то такая встреча невозможна и для нас, невозможно обожение человека, то есть невозможно наше спасение.
Святители Христовы продолжают жить в своих творениях. Читая их труды мы как бы вступаем с ними в духовное общение и наша душа преображается. А как редко мы находим время на такое чтение. Многое прочитано, много нового узнаем каждый день, а на чтение величайших святых отцов, память которых мы сегодня совершаем, времени мы не находим. Почтим память святых отцов тем, что впредь будем регулярно черпать из их духовного сокровища, оставленного нам. Кто то найдет много душеспасительного в толковании на Евангелие, в проповедях Иоанна Златоуста, кто то в творениях святителя Василия, святителя Григория.
Почтим их память и тем, что прикоснемся в своей жизни к их подвигу святительского служения. Но как это сделать, если у нас нет ни архиерейского, ни священного сана? Каждый человек наделен от Бога теми или иными талантами, у каждого свое служение. Но подражать святителям (святым архиереям) каждый и может и должен. Для этого надо со страхом Божиим исполнять то служение, на которое нас поставил Господь - быть хорошей матерью, врачом, строителем. Вся жизнь святителей посвящена Богу. Имея великолепное образование, они, тем не менее, не стали строить карьеру, добиваться земной власти, богатства и славы, но приняли монашеские обеты. Прикоснемся и мы к их подвигу. Будем начинать и заканчивать день молитвой, по воскресным и праздничным дням приходить в храм, участвовать в церковных таинствах. Святитель Иоанн Златоуст говорил об этом, что в неделе 168 часов. И Бог желает, чтобы ты 1 час из этого времени посвятил Ему - пришел утром в воскресный день на литургию. Этот час, посвященный Богу, освятит все остальные 167 часов наступающей недели.
Духовные назидания - творения святых отцов, были неотделимы от их жизни. Их слово не расходилось с их житием. И нам следует заботиться о том, чтобы наши поступки не противоречили словам, произносимым нами на молитве.
Каждый христианин должен стать светом миру, а нашей проповедью должны стать наши дела.