12 августа 2024. Понедельник седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 16, 1-6.
"И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как после того, как Христос чудесным образом накормил семью хлебами четыре тысячи человек, а оставшиеся хлеба апостолы собрали и набрали семь корзин, к Нему приступили религиозные лидеры иудеев, фарисеи.
"И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел. Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской".
Пророк Иона не желал исполнять Божие повеление и идти призывать ниневитян к покаянию. Ниневитяне были крайне нечестивым народом. Господь устроил так, что Иону проглотил кит, но он непостижимым образом пробыл внутри кита три дня, и был доставлен в Ниневию, где кит выплюнул пророка. Все жители той страны вняли проповеди Ионы. Они покаялись и изменили свою жизнь.
Знамение пророка Ионы прообразовало тридневное пребывание плоти Христа во гробе, после того как Он будет распят и умрет плотски на Кресте, а по прошествии трёх Воскреснет. Однако и это знамение, весть о Воскресшем Христе, не сможет убедить покаяться фарисеев, распявших Господа, о чем и сказал, предвозвещая наступающие события, Спаситель.
Удивительно, но даже поняв, что Христос Воскрес, большинство иудеев не обратились к покаянию.
Что означает закваска фарисейская? Толкователи поясняют, что закваска, находящаяся в некоторой емкости, вызывает процесс брожения в продуктах питания, которые в неё попадают. Духовное устроение фарисеев, их лицемерие, желание несмотря на грехи считаться праведниками и учить людей, эта их духовная закваска не давала им увидеть очевидное. Что перед ними Мессия Христос, воплотившийся Бог. Слова Христа ими не воспринимались, чудеса они не принимали, призывы к покаянию не слышали.
Святитель Феофан Затворник говорил об этом так: "Фарисеи и саддукеи просили Господа показать им знамение; а того и не видели, что знамение у них было перед глазами. Господь Сам был знамением; Его учение и дела ясно показывали кто Он; другого свидетельства не нужно было. <<Дела, которые творю Я. . , они свидетельствуют о Мне>> (Ин 10, 25), говорил Он иудеям. Лицо неба, обличал их Господь, различать умеете, а знамений времен не можете. Отчего так сделалось с ними? Оттого что они жили внешнею жизнью, а внутрь себя не входили. Без собранности же, без внимания и самоуглубления, дел Божиих ни заметить, ни уразуметь нельзя".
Закваска Иродова, поясняют толкователи, это прилепление к земным благам, убийство в душе высших устремлений, глухота к своей совести. Этим отличался царь Ирод. Некоторые евангелисты, передавая слова Спасителя, повествуют, что Христос сказал о закваске фарисейской и саддукейской, а евангелист Марк говорит о закваске фарисейской и Иродовой. Толкователи поясняют, что, возможно, это одно и то же. Саддукеи не верили в воскресение мертвых. А Ирод жил так, как будто ему никогда не умирать. Как будто ему не предстоит Суд Божий.
Также толкователи замечают, что слова Христа, в которых Он напоминает апостолам о своих чудесах и призывает их не беспокоиться о том, что хлеба они не взяли, относятся и к нам. Мы должны научиться полагаться на Бога, доверять Ему. Не унывать, молиться. Верить, что если мы не оставим Его, и Он не оставит нас.
Архимандрит Павел Груздев повторял: "будь праведен в предприятиях твоих, и будешь иметь Бога помощником".
В его дневнике мы находим и такое стихотворное наставление:
"Что бы в жизни с тобой ни случилось —
Изменила ль коварно судьба,
Иль внезапно беда приключилась,
И неравною стала борьба,
Запросила ль судьба твоя счастья,
Тяжела ль показалась нужда,
Иль постигло какое несчастье —
На Творца полагайся всегда.
У людей не ищи утешенья
И счастья от них ты не жди,
А захочешь найти облегченье,
В храм святой помолиться иди.
И в молитве святой и смиренной
Перед Господом слезы пролей,
Он один в мире друг неизменный,
Он поймет твое горе скорей.
Он ведь Сам на земле между нами
Жил когда-то и тяжко страдал
И невинно распятый врагами
На страданье Свое не роптал.
Он пошлет тебе крепкую силу,
Омраченный твой ум просветит
И тяжелую горькую долю
Снова к лучшему, верь, изменит".