11 марта 2022. Пятница первой седмицы Великого поста. Чтение из Священного Писания: Ис 3, 1 – 14.
"Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и у Иуды посох и трость, всякое подкрепление хлебом и всякое подкрепление водою, храброго вождя и воина, судью и пророка, и прозорливца и старца, пятидесятника и вельможу и советника, и мудрого художника и искусного в слове. И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый - ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею. Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твою. А он с клятвою скажет: не могу исцелить ран общества; и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа. Так рушился Иерусалим, и пал Иуда, потому что язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для очей славы Его. Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло. Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его. Притеснители народа Моего - дети, и женщины господствуют над ним. Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили. Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах".
В сегодняшнем ветхозаветном чтении пророк Исаия говорит о том, какие бедствия ожидают богоизбранный народ, который отринул Бога. Народ, который имел праведников, пророков, Божественное Откровение, но не последовал по пути, указанному Господом. Среди многих бед предсказывается разорение Иерусалима, общественные нечестия, погибель: «Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды дел своих; а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его».
Данный отрывок из Ветхого Завета, читаемый в дни поста, напоминает нам о печальной участи всякого человека, живущего греховной жизнью. Как могли спастись иудеи от предсказанных пророком бедствий, как нам спастись от грядущего гнева Божьего? Начать следует с того, чтобы осудить себя, увидеть свой грех. В чтении из Священного Писания, читаемого на вечерне, мы слышим: "Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Прит. 3, 34). Необходимо оставить самооправдание и осуждение других. Настали дни испытания своей совести.
Святитель Феофан Затворник призывал в это время внимательно исповедаться: "Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования".
Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость".
Преподобный Макарий Оптинский учил: «Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Амвросий Оптинский советовал как противостоять гордости: «Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться». «Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом». «Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».
Гордость часто является причиной неверия. Рано или поздно всякий гордый человек будет посрамлен. Об архимандрите Павле (Груздеве) рассказывают, что как то его попросили принять участие в похоронах "одного сельчанина, шебутного деда, крепкого работяги. Хороший был мужик, но в Бога не верил". Отец Павел "поставил на могиле старинный кованный крест с распятием Спасителя, а на кресте повесил фанерку с надписью: «Во блаженном успении вечный покой безбожнику Алексею Братухину». Так ведь и впрямь – веришь ты в Бога или нет, а живешь и умираешь под святым Его кровом".