11 июля 2024. Четверг седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 23-31.
"Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его? Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. И не бойтесь убивающих тело, души' же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа:
"Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой"
Спаситель, находясь с апостолами, посылает их на проповедь по городам иудеи. Он не скрывает от них опасности, однако учит их не бояться, но и не вступать в борьбу с теми, кто хочет их погубить. Также и уклоняться от опасности, не стремиться к мученичеству неоазумно.
Христос не воевал с теми, кто не хотел принимать Его проповедь, не собирал воинских отрядов. Он, будучи Богом, мог одним своим желанием погубить людей, уклонившихся во зло. Но и их Он до последнего стремится привести к покаянию, и их Он любит. По мысли некоторых толкователей, бежать от гонителей апостолы должны и для того, чтобы избавить своих преследователей от тяжкого греха убийства посланников Сына Божия. Утешая апостолов, Спаситель говорит, что скоро опять увидит их:
"истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий".
"И не бойтесь убивающих тело, души' же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне".
Если гонения на последователей Христа бывают не всегда, то всегда всякого христианина желает погубить дьявол. Святитель Феофан Затворник замечал, что христианину очень важно разделить себя на себя и на врага. Мы считаем греховное движение (нечистый помысл, гнев, духовную лень...) чем-то своим и потому стремимся удовлетворить ему. Но на самом деле это не наше. Это внушает нам враг, человекоубийца дьявол. Поняв, что злая греховная мысль от врага, необходимо возбудить к ней в сердце ненависть и начать с ней бороться с помощью Божией.
Мы порой очень боимся тех мест и обстоятельств, при которых наша жизнь может подвергнуться опасности. Господь же говорит, что гораздо страшнее для нас грехи, которые удаляют нас от Бога. Грех это то, чем мы наносим рану своей душе, через что идем только к одному - к вечным мучениям. Исаак Сирин говорил, что грешник подобен псу, который лижет языком пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови.
Далее Спаситель сказал ученикам: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены".
Спаситель, укрепляя апостолов в вере, говорит им, что Промысел Божий заботится о всем творении. Даже самые дешёвые птички составляют предмет Божьего попечения. Тем более Бог не забывает ни об одном христианине.
Святитель Иоанн Златоуст, комментируя эти слова, говорит о том, что христианину следует верить, доверять Богу и не унывать: "Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед".