10 июня 2024. Понедельник седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 11, 47-57.
"Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его".
Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о реакции иудейских первосвященников и фарисеев на воскрешение Христом четверодневного мертвеца – Лазаря. Они «собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». Чего они боялись? Что народ иудейский признает во Христе Мессию, о котором говорили пророки. По укоренившимся у евреев представлениям, Мессия должен избавить израильтян от всех врагов, покорить им все народы. На самом же деле, пророки, говорившие о Христе, имели в виду победу Спасителя над смертью, дьяволом, обращение к истинной вере представителей всех народов.
Фарисеи опасались, что народ, видя чудеса Христовы, увидит в Нем Мессию и начнет бунт против оккупационной римской власти. Поскольку силы не равны, то, считали они, бунт будет подавлен. Об этом они совещались.
«Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его».
Первосвященник Каиафа предложил выход из сложившейся ситуации. Чтобы сохранить жизни многих иудеев, которые несомненно погибнут в случае бунта, лучше убить Христа и Лазаря. Такова была его мысль. Но получилось, что он сказал слова, содержащие гораздо более глубокий смысл, чем тот, который вкладывал в них сам Каиафа. Главный смысл слов, которые Господь вложил в его уста, уста первосвященника, в том, что Христос берет на Себя грехи всего мира и за них добровольно умирает на Кресте по любви к роду человеческому.