10 апреля 2024. Среда седмицы Крестопоклонной. Чтение из Священного Писания: Ис 26, 21 - 27, 9.
"Ибо вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие, и земля откроет поглощенную ею кровь и уже не скроет убитых своих. В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское. В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною. В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его? Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра. И чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца".
В сегодняшнем чтении из книги пророка Исаии мы слышим пророчества об участи врагов иудеев и о богоизбранном народе. В Ветхом Завете сильные враги богоизбранного народа нередко образно изображаются в виде морских чудовищ. Пророк предсказывает поражение от Господа Ассирийскому и Вавилонскому царству: "В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское".
Далее используется образ виноградника и Виноградаря. Виноградник - богоизбранный народ, Виноградарь - Господь: "В тот день воспойте о нем - о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него. Гнева нет во Мне. Но если бы кто противопоставил Мне в нем волчцы и терны, Я войною пойду против него, выжгу его совсем. Разве прибегнет к защите Моей и заключит мир со Мною? тогда пусть заключит мир со Мною".
Даже наказания, которые Господь посылает Своему народу, крайне мягкие и посылаются они с целью наказа, вразумления, обращения к Богу. Прочие же народы могут быть наказаны полным уничтожением. Они стираются с лица земли, как безнадежные для исправления: "В грядущие дни укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная. Так ли Он поражал его, как поражал поражавших его? Так ли убивал его, как убиты убивавшие его? Мерою Ты наказывал его, когда отвергал его; выбросил его сильным дуновением Своим как бы в день восточного ветра".
Результатом наказания будет исправление избранных Божиих. Идольские жертвенники и священные языческие рощи, которые умножились в Иудее, будут уничтожены раскаявшимися: "чрез это загладится беззаконие Иакова; и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести, и не будут уже стоять дубравы и истуканы солнца".
Святые отцы говорят о необходимости страданий в жизни всякого христианина. Через них мы должны вспомнить о Боге, обратиться к Нему, оставить прежние грехи. Такое наказание будет малым и временным. Необратившихся же к Богу ждет вечная скорбь. В дни Великого поста испытаем свою совесть и принесем Господу покаяние и готовность с молитвой терпеть в своей жизни трудности, посылаемые Им для нашего научения в добродетели. Тогда мы будем одной из ветвей виноградника Господня, наследниками обетований, данных Богом в Ветхом Завете израильскому народу.