1 июля 2023. Суббота седмицы 4-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 8, 14-23.
"Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикамотплыть на другую сторону. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его".
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как один из учеников сказал Христу: "Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов".
Мертвые не могут хоронить друг друга, поэтому в этих словах, очевидно, содержится переносный смысл. Понимать их следует в контексте Евангельского учения.
Библия не говорит нам о том, что мы не должны заботиться о родителях. Заповедь почитать их встречается еще в Ветхом Завете. Когда Господа распинали на Кресте, когда каждое слово стоило Ему огромных мучений, Он поручил Свою Мать заботам Иоанна Богослова. В послании апостола Павла к Тимофею мы читаем: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим 5, 8). В Евангелии от Матфея вновь вспоминается ветхозаветная заповедь: "Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет" (Мф 7, 10). И в том же Евангелии мы встречаем, казалось бы, противоречащие вышесказанному слова Христа: "Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня" (Мф 10, 34-38).
По мысли толкователей, в словах Спасителя, который не позволил ученику заняться похоронами, звучит предостережение от того, чтобы под благовидным предлогом не лишиться Небесного Царства. Проповедь Христа, как мы знаем, длилась около трех лет, по прошествии которых Он был распят. Вероятно, что отец ученика еще не умер и просто требовалась забота о престарелом человеке, которую и так было кому оказать. Даже если отец уже скончался, занятия похоронами, наследством, доставшимся хозяйством, все дальше удаляли бы ученика от слышания Слова Божия.
Часто мы, заботясь о наших близких, все силы тратим на поиск хорошей больницы, чтобы на возможно более долгий срок продлить жизнь родителей, создаем им комфортный быт, ради этого помногу работаем и не находим времени для посещения храма, участия в церковных таинствах, для молитвы.
Именно тут и заключается ошибка. Заботимся о второстепенном, а о главном забываем. Как ни старайся, как ни откладывай, очень скоро и мы и все наши близкие скончаемся и предстанем перед Богом. Не для короткого, хрупкого счастья нас создал Господь, не для того Он распялся за нас на Кресте. Ради житейских дел, о которых Иоанн Златоуст говорил, что человек как правило не доживает и до ста лет, а заботится о земном благополучии, как будто ему жить здесь тысячи лет, ради этих дел мы не должны оставить в небрежении главное - заботу о душе.
Ученик должен был оставить заботу мертвого человека - как ни заботься, а истинного, вечного счастья эти труды родителю не дадут. Господь призывает ученика заботиться о близких и о своей душе не той обреченной, по сути мертвой заботой. Призывает делать то, что действительно является главным, - идти за Ним в Царство Небесное.
Став учеником Христовым, Его последователем, мы и сможем лучше всего помочь нашим близким, помочь им спасти душу для вечной жизни.
Земная любовь, основанная на горячей привязанности, на самом деле является переодетым эгоизмом. Она губительна и для того, кто ее имеет и для того, на кого она направлена.
"Как же быть?", вопрошает святитель Феофан Затворник, ведь истинной любви к ближним мы не имеем? И отвечает так: "однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу и Он ответил им: "невозможное человекам возможно Богу" (Лк. 18, 27). В молитве, в церковных таинствах, Господь преображает кающегося грешника, исцеляет его греховные недуги. Главная забота о наших престарелых близких должна состоять в том, чтобы они слышали Слово Божие, причащались. Чтобы и мы сами старались чаще исповедоваться, заботились о своей совести и предавали с молитвой судьбу родителей в волю Божию, в волю Того, Кто, без сомнения, любит их ничуть не меньше нас.