1 февраля 2024. Четверг седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 17-27:
"Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! всё это сохранил я от юности моей. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: || как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу".
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о юноше, который приступил к Иисусу с вопросом: "что делать, чтобы наследовать жизнь вечную?"
Не существует более важного вопроса. Ведь Господа спросили о вечной жизни. Святитель Феофан Затворник обращал наше внимание на то, что эту земную жизнь невозможно даже мгновением назвать по сравнению с будущей вечной жизнью, предстоящей нам.
Обращаясь к Христу, юноша называет Его: "Учитель благий!" В ответ на такое обращение Господь отвечает: "что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог". Некоторые видят в этих словах евангельское указание на то, что Христос не был Богом, ведь Он Сам об этом свидетельствует, говорят такие. Но Спаситель не сказал юноше, что Он не Бог. Когда через некоторое время апостол Фома назвал Христа: "Господь мой и Бог мой!", Спаситель ответил ему: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин 20, 28-29). Конечно, если бы Иисус не был Богом, то с негодованием запретил бы Фоме так Его называть.
А в этой ситуации Христос обращает внимание самого юноши на то, что истинно благ только Бог, ни один человек не может так именоваться. "Если ты, слыша Мое учение, видя Мои дела, нашел, что Я благ, что из этого следует?", как бы так говорит Иисус, помогая вопрошающему понять, Кто стоит перед ним.
На вопрос юноши о том как ему наследовать жизнь вечную, Иисус указал тому на заповеди. Юноша считает себя выполняющим заповеди еще от юности. Христос же указывает на то, что это не так.
Например, заповедь "не прелюбодействуй". Кроме прямого значения этих слов, запрещающих беззаконные связи, преступают заповедь и те, кто имеют греховные помыслы. Еще одно значение этой заповеди раскрывали ветхозаветные пророки, когда сравнивали израильский народ с блудницей. Представители богоизбранного народа не сохранили верность в союзе с Богом, стали изменять Ему, совершая грехи. Вот и в душе подошедшего юноши место Бога, самое главное место, заняло богатство. Это дал понять юноше Спаситель, когда сказал: "одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест". Услышав то, юноша, "смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение".
Иоанн Златоуст поясняет, что юноша тем самым показал, что является не хозяином, а рабом своего состояния.
И в ветхозаветные и в новозаветные времена верующие в Бога люди именовали себя "раб Божий". Не унизительно ли это? А имеем ли мы право так себя называть?
Чтобы жизнь человека была полноценна, она должна иметь смысл. Для кого-то это карьера, для кого-то цель состоит в известности, кто-то посвящает всю жизнь достижению материального благополучия, кто-то заботе о семье. Как низок бывает выбор человека, когда он начинает жить местью или иной греховной страстью, когда решается на самоубийство из-за несчастной влюбленности.
Но и более высокие цели, стоят ли они того, чтобы им посвятить всего себя? Даже забота о близких, не сопряженная с заботой об их душе, об их спасении, с преданием их в волю Божию, не очевидно ли, что такая забота, ставшая для нас самым главным, обернется с их смертью катастрофой и крахом наших трудов.
Чем выше то, чему посвящает себя человек, тем выше его достоинство. Только рабство Богу, а ведь Бог - Любовь, делает нас свободными. Свободными от неминуемой потери всего, чему мы служили всю жизнь. Если человек раб Божий, то он не раб денег, уходящего здоровья, не раб других людей. Он не в рабстве у греховных страстей.
Итак, унижает человека не то, что он - раб Божий, но то, что он порабощает себя чему-то иному. Рабство Богу - удивительное рабство. Рабом всегда становятся против воли. А Господь каждого, подобно юноше из сегодняшнего евангельского повествования, призывает добровольно последовать за ним и все предоставить в Божию волю. Всякое рабство порабощает, а такое рабство освобождает.
Архимандрит Павел Груздев говорил о рабстве материальному благополучию, которое так часто встречается в душах современных людей: "не береги на черный день, так его и не будет". О противоположном состоянии мы читаем в его дневниках: "хоть мошна пуста, да душа чиста".
Там же мы находим следующие стихи:
"Ты сегодня рвешься к Богу
и к служению Ему,
завтра ищешь ты дорогу,
что ведет в погибель, тьму.
Ты сегодня полн решенья
сердце Господу отдать,
завтра ищешь развлеченья
там, где чужда благодать.
Ты сегодня помолился
и сказал греху: "Долой",
завтра снова устремился
к жизни мира суетной.
То направо, то налево
ты колеблешься в пути,
избегая Божья гнева,
не спешишь к Нему придти.
То Творца ты призываешь,
то мамоне дань несешь,
то Бессмертному внимаешь,
то к греха приманке льнешь.
Бог не любит колебаний
и изменчивых сердец, тот,
кто тверд в пути исканий -
тот получит лишь венец.
Перестань же колебаться
и от правды уходить,
лучше Господа держаться
и Его законам жить".