1 февраля 2022.Вторник седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.
Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Спаситель, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его, что идет на добровольные страдания.
Но за что же была проклята та смоковница с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем, что они были, то плоды уже давно должны были быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие.
Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств и проповеди Спасителя должны были стать дела покаяния, принятие новозаветного учения. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы покаяние и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, Господь принял бы их и помог бы возрасти в них добродетели. Но не было ничего, кроме внешней формы богопочитания, то есть было только лицемерие. И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас - правда, мир, дела любви, они не принимали.
Очевидно, что внешняя религиозность, прикрывающая полное отсутствие плодов - дел милосердия и любви, терпения, молитвы, свойственна не только ветхозаветным иудеям, но и многим современным людям. Этот духовный недуг особо опасен еще и потому, что часто незаметен для самого человека. Внешние дела сделаны - крещен, на Пасху освятил кулич, набрал крещенской воды, и считает, что живет исправно, по-христиански.