1 апреля 2022. Пятница седмицы Крестопоклонной. Чтение из Священного Писания: Ис 29, 13-23.
"И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: "кто увидит нас? и кто узнает нас?" Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: "не он сделал меня"? и скажет ли произведение о художнике своем: "он не разумеет"? Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес? И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого. Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым".
В сегодняшнем ветхозаветном чтении мы слышим слова, которые Господь через пророка Исаию сказал иудеям, жившим примерно 2700 лет назад. Однако, эти слова очень хорошо относятся и к сегодняшним христианам: "этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня".
И тогда и сейчас люди предпочитают ограничиваться в религиозной жизни внешними благочестивыми делами. Это понятнее и гораздо проще, чем заботиться о чистоте помыслов, о том, чтобы у нас была добрая душа и милосердное сердце.
Посетить храм, поставить свечку, принести жертву, к этому большинство сводило и сводит религиозную жизнь. Происходит самообман. Без заботы о главном второстепенное теряет смысл. Внешне благочестивые дела, лишенные внутреннего содержания, никак не способны приблизить нас к Богу.
Далее пророк говорит от Имени Божьего: "вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет". Господь, внезапно посылаемыми скорбями, трудностями, будет пытаться обратить Свой народ к покаянию. Также внезапно свыше будет посылаться и избавление в случае обращения заблудших к Богу.
"Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: «кто увидит нас? и кто узнает нас?» Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: «не он сделал меня»? и скажет ли произведение о художнике своем: «он не разумеет»?". Пророк обличает людей, считающих, что можно обмануть Бога. Нарушать заповеди, но иногда делать и какие-то внешне благочестивые дела, и через то избежать Его гнева. Не Промысел ли Божий над миром, не известны ли Богу все наши мысли? Это и имеет в виду пророк, когда говорит о глине и Горшечнике - образ людей и Бога.
Господь Сам преобразит души людей, которые с покаянием приходят к Нему. Нераскаявшиеся погибнут.
Все может Бог: "Еще немного, очень немного, и Ливан не превратится ли в сад, а сад не будут ли почитать, как лес?" - Господь может и густые ливанские леса сделать садом. Ливанские леса являются образом ассирийского народа, а сад - народа иудейского. Речь пророчески идет об избавлении от ассирийского пленения.
"И в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых. И страждущие более и более будут радоваться о Господе, и бедные люди будут торжествовать о Святом Израиля, потому что не будет более обидчика, и хульник исчезнет, и будут истреблены все поборники неправды, которые запутывают человека в словах, и требующему суда у ворот расставляют сети, и отталкивают правого" - глухие это невосприимчивые к Слову Божию люди. Толкователи видят здесь в первую очередь пророчество о грядущем Христе. Сам Спаситель привел в пересказе эти слова ученикам Иоанна Крестителя, показывая, что на Нем они сбылись. Христос указал на это ученикам Предтечи, когда те спросили Его, Он ли Мессия: "слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне" (Мф 11, 5-6).
"Посему так говорит о доме Иакова Господь, Который искупил Авраама: тогда Иаков не будет в стыде, и лице его более не побледнеет. Ибо когда увидит у себя детей своих, дело рук Моих, то они свято будут чтить имя Мое и свято чтить Святаго Иаковлева, и благоговеть пред Богом Израилевым" - имеется в виду, что древние пророчества, сказанные ветхозаветным праведникам, Аврааму, Исааку, об умножении их благочестивых потомков, сбудутся. К богоизбранному народу присоединятся многие бывшие язычники, которые примут Христа.