Убогий дом
В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах.
Издревле на месте Покровского м-ря был Убогий дом. Обряд русских при их погребении. Рисунок германского путешественника
В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах. Кромe постоянных скудельниц в городах, бывали и временные, устроенные по особым случаям. Если вeрить сказанию Авраамия Палицына, то в царствование Бориса Годунова, во время страшного неурожая, погибших от голода схоронено на трех скудельницах 127,000 трупов, кромe погребенных у приходских церквей. Тeла лежали в Убогих домах без погребения до седьмого четверга по Пасхe, или до Покрова Божией Матери, вслeдствие повeрья, по сказанию Максима Грека, что «погребения ради утопленного и убитого, бывают плодотлительные стужи земных прозябений.» Но иностранцы, не вникавшие в дух и повeрья Русского народа, полагали причину тому в суровости климата. Флетчер, видeвший на Москвe, в XVI вeкe, скудельницы, говорит, что «зимою в России земля от холода так отвердeет, что нельзя рыть могилы, поэтому всe трупы свозят на общественное мeсто, называемое Божиим домом, гдe они замерзают от стужи. При наступлении весны и по расстаянии льда, предают их землe, прикрыв их наготу одеждою: при чем совершаются молитвы об усопших.». «Богатых людей», по словам Принца Буххавского в XVI же вeкe, «Москвичи хоронят в подцерковьях, а для погребения черни и убогих, вырывают большую яму, в которую умершего кладут, не покрыв землею, без всяких обрядов. Через три, или четыре мeсяца, там строют домик (domunculum) и предают тeла надлежащему погребению, при великом стечении ближних и сосeдей, которые сопровождают их с плачем и рыданием. Такие обряды совершаются трижды в год.» Софийский временник под 1474 годом дополняет сказание иностранных путешественников слeдующим описанием этого торжественно-умилительного обряда: «Человeк нeкий во градe Москвe ходил по обычаю к селу скудельничу, иже имeют гражане на погребение страннымъ; обычай же имeяху в четверг седьмыя недeли (по Пасхe) ходити тамо, и купяху туто канон и свeща и молбу творяху о умерших и загребаху старую яму, иже полну мертвых накладену, а новую ископаху. Туже вси и копают и засыпают землю Бога ради, но вси гражане мужи и жены.» Не означая опредeленного мeста такой скудельницы в Москвe, подобно Принцу Буххавскому и Флетчеру, Софийский временник опредeляет только время и обычай погребения там убогих. Максим же Грек говорит не об одних странних, полагавшихся в Убогом дому, но и об утоплениках и убитых, которых, по сказанию Принца Буххавского, погребали в скудельницах, в году трижды.
Придворный врач царя Алексея Михайловича, Самуил Колленс, как очевидeц, так описывает вам Убогий дом в Москвe: «тeла убитых и замерзших привозятся в Земский Приказ, гдe выставляются на три, или четыре дня. Если не найдется родственников и знакомых, то отвозятся в большое подземелье со сводами, называемое Божиим домом. Там складывают по сто и по двeсти трупов, которых священники весною отпeвают, засыпав землею». Опять Колленс не означает этого мeста в Москвe, хотя там находились при часовнях, церквах, монастырях и на вспольях не одна такая скудельница, но много. Донынe употребительныя в Московском мирe прозвища самых урочищь напоминают нам опальные кладбища умерших без христианского напутствия. Таковы церкви: на старых Убогих домах или на Божедомке св. Иоанна воина, что прежний Крестовоздвиженский монастырь, Свят. Николая божедомского, что нынe в звонарях, на Рождественкe, св. Пятницы божедомские, или на Божедомкe в Пречистенской части, на Могильцах, или Могилицах Успения Божией Матери близь Пречистенки, на Убогих домах Покровский монастырь и пр. Кромe того, божедомскими были монастыри Андрониковский, Андреевский и Варсонофьевский.
Покровский Убогий монастырь. Основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем. Первое известное изображение м-ря
Время от времени православная Церковь издавала особыя правила, кого именно класть на Убогих домах, которым даваемо было различное назначение. Патриарх Филарет 1619 года установил там хоронить без отпeвания тeх, «которые вина обопьются, или зарeжутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят.»
Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов; 1554 — 1633). Его сын — царь Михаил Фёдорович, в памать об отце основал Покровский м-рь
Напротив того, послeдний Патриарх Адриан предписывает в наказe поповским старостам: «самоубийц и убитых на разбоe и воровствe не класть на кладбищах и убогих домах, но зарывать в лeсу, или в полe без поминовения в Семики. Если же вор и разбойник при смерти будет исповeдан и причащен Св. Таин, то их положить без отпeвания в городe в Убогом дому, «гдe такие воры и разбойники кладутся.» Туда же отвозились трупы казненых,опальных, а с царствования Петра I, анатомированных в гоcпиталях. Сторожами таких усыпальниц бывали божедомы, божатые, богорадные. Скудельницы также заступали мeсто воспитательных домов. Туда подкидывали незаконно-рожденных младенцев, которых воспитывал милостынею божедом и откуда иногда брали их себe бездeтные супруги, вмeсто дeтей, под именем Богданов.
Православная Церковь, как сердобольная мать, не забывающая и несчастных дeтищь своих, не лишала своего поминовения лишенных установленного ею погребения и отлученных от кладбищ. В мертвенной молитвe на вечерни Троицына дня, она ходатайствует об убогих Божиих, постигнутых напрасною и насильственною смертию, попаленных молниею, замерзших от холода, утопших, убитых на брани, или разбойниками, отравленных и т. д. Собором 1548 года постановлено «совершать общее поминовение по всeх скончавшихся внезапною смертию». В синодики вносились для поминовения и положенные в скудельницах. Так в одном синодикe, составленном, по благословению Иова Патриарха, читаем: «Помяни,Господи, души, иже в скудельницах лежащих, отец и братию нашу, мужеска полу и женского.»
Иов, Патриарх Московский и всея Руси. Дата рождения:Ок. 1529 г.
Кормчая даже допускает совершать моление над самоубийцею, «аще он будет во истину ум погубил,» т. е. к сумасшествии. В другом синодикe, писанном 1685 года: «Помяни, Господи, души сирых и убогих, нищих и младенцев некрещеных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших".
В Семик и в праздник Покрова на Убогие домы бывал крестный ход из соборов и монастырей, для отправления общей паннихиды. Патриарх «посылал туда властей, да с ними архимандритов и игуменов отпeвать над умершими: Андроньевский архимандрит, Даниловский игумен, протопоп Черниговский с собором, да Рожественский протопоп из под Колокол с собором за Яузу, за Срeтенские вороты архимандрит Петровский, игумен Срeтенский, протопоп Покровский со Рву, протопоп Александровский с собором». Кромe Семика, в день Покрова Божией Матери, по указу Патриаршему, на Убогий дом (вeроятно, в Покровский монастырь) архимандрит и власти ходили с крестами и образами на соборную паннихиду.
Слeдуя исконному обычаю и церковной заповeди, сопровождали крестный ход толпы народа и нищие на эту юдоль смерти, куда призывало христиан и поучение благовeрного Владимира Мономаха: «над мертвеца идете, яко вси мертвени есмы». Многие привозили на Убогие домы гробы и приносили саваны и рубахи, покупали там кануны и свeчи.
Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из царского титулярника. 1672 год
Они не умeли назвать поминаемых», говорит историограф, «но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему сии чистые, безкорыстные, истинно христианские молитвы». При разборe тeл в сараях и ямниках, отыскивали родных и знакомых; набожные ревновали примeру труждающихся, т. е. гробокопателей в первенствующей Церкви, о которых на литургии возносится молитва; они голыми руками опрятывали смердящие трупы собратий и с мыслию об общей тлeнности, не гнушаясь отвратительного вида и зловония, презирая опасность заразиться, надeвали на них рубахи и саваны, клали в гробы, потом засыпали землею, которую носили в припол из одной ямы в другую. Послe паннихиды, нищим раздавалась милостыня на помин погребенных. Участники в этом дeлe благочестия и человeколюбия мыли себe руки в ближнем прудe, или рeкe. При убогих домах бывали часовни, или молитвенныя хоромы для пристанища крестному ходу, также прощи, или фартины, гдe, послe погребения убогих, плошка пeнного вина замeняла чашу утешения над мертвыми, о которой говорит Иеремия, XVI, 7.
Такой умилительный обычай прекратился с Московскою чумой, послe которой учреждены особыя кладбища и воспрещено хоронить при церквах приходских, кромe Андрониковского и Покровского монастырей; в первом, по распоряжению начальства, погребаемы болeе дворяне, а в другом купцы и мeщане. Не далeе, как в началe текущего столeтия, срыты могильные холмы при церкви св. Иоанна воина на Божедомкe и при Покровском монастырe на Убогих домах. Слeды их открылись, при копании земли на Семеновской улицe против самого монастыря, гдe найдено множество человeческих костей.