О монастыре

Убогий дом

В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах.

Убогий дом

Издревле на месте Покровского м-ря был Убогий дом. Обряд русских при их погребении. Рисунок германского путешественника

В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах. Кромe постоянных скудельниц в городах, бывали и временные, устроенные по особым случаям. Если вeрить сказанию Авраамия Палицына, то в царствование Бориса Годунова, во время страшного неурожая, погибших от голода схоронено на трех скудельницах 127,000 трупов, кромe погребенных у приходских церквей. Тeла лежали в Убогих домах без погребения до седьмого четверга по Пасхe, или до Покрова Божией Матери, вслeдствие повeрья, по сказанию Максима Грека, что «погребения ради утопленного и убитого, бывают плодотлительные стужи земных прозябений.» Но иностранцы, не вникавшие в дух и повeрья Русского народа, полагали причину тому в суровости климата. Флетчер, видeвший на Москвe, в XVI вeкe, скудельницы, говорит, что «зимою в России земля от холода так отвердeет, что нельзя рыть могилы, поэтому всe трупы свозят на общественное мeсто, называемое Божиим домом, гдe они замерзают от стужи. При наступлении весны и по расстаянии льда, предают их землe, прикрыв их наготу одеждою: при чем совершаются молитвы об усопших.». «Богатых людей», по словам Принца Буххавского в XVI же вeкe, «Москвичи хоронят в подцерковьях, а для погребения черни и убогих, вырывают большую яму, в которую умершего кладут, не покрыв землею, без всяких обрядов. Через три, или четыре мeсяца, там строют домик (domunculum) и предают тeла надлежащему погребению, при великом стечении ближних и сосeдей, которые сопровождают их с плачем и рыданием. Такие обряды совершаются трижды в год.» Софийский временник под 1474 годом дополняет сказание иностранных путешественников слeдующим описанием этого торжественно-умилительного обряда: «Человeк нeкий во градe Москвe ходил по обычаю к селу скудельничу, иже имeют гражане на погребение страннымъ; обычай же имeяху в четверг седьмыя недeли (по Пасхe) ходити тамо, и купяху туто канон и свeща и молбу творяху о умерших и загребаху старую яму, иже полну мертвых накладену, а новую ископаху. Туже вси и копают и засыпают землю Бога ради, но вси гражане мужи и жены.» Не означая опредeленного мeста такой скудельницы в Москвe, подобно Принцу Буххавскому и Флетчеру, Софийский временник опредeляет только время и обычай погребения там убогих. Максим же Грек говорит не об одних странних, полагавшихся в Убогом дому, но и об утоплениках и убитых, которых, по сказанию Принца Буххавского, погребали в скудельницах, в году трижды.

Придворный врач царя Алексея Михайловича, Самуил Колленс, как очевидeц, так описывает вам Убогий дом в Москвe: «тeла убитых и замерзших привозятся в Земский Приказ, гдe выставляются на три, или четыре дня. Если не найдется родственников и знакомых, то отвозятся в большое подземелье со сводами, называемое Божиим домом. Там складывают по сто и по двeсти трупов, которых священники весною отпeвают, засыпав землею». Опять Колленс не означает этого мeста в Москвe, хотя там находились при часовнях, церквах, монастырях и на вспольях не одна такая скудельница, но много. Донынe употребительныя в Московском мирe прозвища самых урочищь напоминают нам опальные кладбища умерших без христианского напутствия. Таковы церкви: на старых Убогих домах или на Божедомке св. Иоанна воина, что прежний Крестовоздвиженский монастырь, Свят. Николая божедомского, что нынe в звонарях, на Рождественкe, св. Пятницы божедомские, или на Божедомкe в Пречистенской части, на Могильцах, или Могилицах Успения Божией Матери близь Пречистенки, на Убогих домах Покровский монастырь и пр. Кромe того, божедомскими были монастыри Андрониковский, Андреевский и Варсонофьевский.

5.JPG

Покровский Убогий монастырь. Основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем. Первое известное изображение м-ря

Время от времени православная Церковь издавала особыя правила, кого именно класть на Убогих домах, которым даваемо было различное назначение. Патриарх Филарет 1619 года установил там хоронить без отпeвания тeх, «которые вина обопьются, или зарeжутся, или с качелей убьются, или, купаючись, утонут, или сами себя отравят, или иное какое дурно сами над собою учинят.»

6.JPG

Патриарх Филарет (в миру Феодор Никитич Романов; 1554 — 1633). Его сын — царь Михаил Фёдорович, в памать об отце основал Покровский м-рь

Напротив того, послeдний Патриарх Адриан предписывает в наказe поповским старостам: «самоубийц и убитых на разбоe и воровствe не класть на кладбищах и убогих домах, но зарывать в лeсу, или в полe без поминовения в Семики. Если же вор и разбойник при смерти будет исповeдан и причащен Св. Таин, то их положить без отпeвания в городe в Убогом дому, «гдe такие воры и разбойники кладутся.» Туда же отвозились трупы казненых,опальных, а с царствования Петра I, анатомированных в гоcпиталях. Сторожами таких усыпальниц бывали божедомы, божатые, богорадные. Скудельницы также заступали мeсто воспитательных домов. Туда подкидывали незаконно-рожденных младенцев, которых воспитывал милостынею божедом и откуда иногда брали их себe бездeтные супруги, вмeсто дeтей, под именем Богданов.

Православная Церковь, как сердобольная мать, не забывающая и несчастных дeтищь своих, не лишала своего поминовения лишенных установленного ею погребения и отлученных от кладбищ. В мертвенной молитвe на вечерни Троицына дня, она ходатайствует об убогих Божиих, постигнутых напрасною и насильственною смертию, попаленных молниею, замерзших от холода, утопших, убитых на брани, или разбойниками, отравленных и т. д. Собором 1548 года постановлено «совершать общее поминовение по всeх скончавшихся внезапною смертию». В синодики вносились для поминовения и положенные в скудельницах. Так в одном синодикe, составленном, по благословению Иова Патриарха, читаем: «Помяни,Господи, души, иже в скудельницах лежащих, отец и братию нашу, мужеска полу и женского.»

7.JPG

Иов, Патриарх Московский и всея Руси. Дата рождения:Ок. 1529 г.

Кормчая даже допускает совершать моление над самоубийцею, «аще он будет во истину ум погубил,» т. е. к сумасшествии. В другом синодикe, писанном 1685 года: «Помяни, Господи, души сирых и убогих, нищих и младенцев некрещеных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших".

В Семик и в праздник Покрова на Убогие домы бывал крестный ход из соборов и монастырей, для отправления общей паннихиды. Патриарх «посылал туда властей, да с ними архимандритов и игуменов отпeвать над умершими: Андроньевский архимандрит, Даниловский игумен, протопоп Черниговский с собором, да Рожественский протопоп из под Колокол с собором за Яузу, за Срeтенские вороты архимандрит Петровский, игумен Срeтенский, протопоп Покровский со Рву, протопоп Александровский с собором». Кромe Семика, в день Покрова Божией Матери, по указу Патриаршему, на Убогий дом (вeроятно, в Покровский монастырь) архимандрит и власти ходили с крестами и образами на соборную паннихиду.

Слeдуя исконному обычаю и церковной заповeди, сопровождали крестный ход толпы народа и нищие на эту юдоль смерти, куда призывало христиан и поучение благовeрного Владимира Мономаха: «над мертвеца идете, яко вси мертвени есмы». Многие привозили на Убогие домы гробы и приносили саваны и рубахи, покупали там кануны и свeчи.

8.JPG

Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из царского титулярника. 1672 год

Они не умeли назвать поминаемых», говорит историограф, «но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему сии чистые, безкорыстные, истинно христианские молитвы». При разборe тeл в сараях и ямниках, отыскивали родных и знакомых; набожные ревновали примeру труждающихся, т. е. гробокопателей в первенствующей Церкви, о которых на литургии возносится молитва; они голыми руками опрятывали смердящие трупы собратий и с мыслию об общей тлeнности, не гнушаясь отвратительного вида и зловония, презирая опасность заразиться, надeвали на них рубахи и саваны, клали в гробы, потом засыпали землею, которую носили в припол из одной ямы в другую. Послe паннихиды, нищим раздавалась милостыня на помин погребенных. Участники в этом дeлe благочестия и человeколюбия мыли себe руки в ближнем прудe, или рeкe. При убогих домах бывали часовни, или молитвенныя хоромы для пристанища крестному ходу, также прощи, или фартины, гдe, послe погребения убогих, плошка пeнного вина замeняла чашу утешения над мертвыми, о которой говорит Иеремия, XVI, 7.

Такой умилительный обычай прекратился с Московскою чумой, послe которой учреждены особыя кладбища и воспрещено хоронить при церквах приходских, кромe Андрониковского и Покровского монастырей; в первом, по распоряжению начальства, погребаемы болeе дворяне, а в другом купцы и мeщане. Не далeе, как в началe текущего столeтия, срыты могильные холмы при церкви св. Иоанна воина на Божедомкe и при Покровском монастырe на Убогих домах. Слeды их открылись, при копании земли на Семеновской улицe против самого монастыря, гдe найдено множество человeческих костей.


Читать далее

Покров Пресвятой Богородицы

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

До сооружения монастыря

Самое название Покровского монастыря Божедомским вызывает нас предварить историческое его описание кратким обозрeнием Убогих домов, на мeстe которых он поставлен в Москвe, и замeчаниями о самом празднике Покрова Божией Матери, которому он посвящен, тeм болeе, что то и другое находится в связи с историей монастыря и Москвы, как в гражданском так и в церковном отношении.

Убогий дом

В Москвe, как и в других Русских городах, издревле устроивались Убогие домы, или Скудельницы, по примeру села (поля) скудельнича в Иерусалимe, для погребения странных, т. е. Иудеев, приходивших из отдаленных стран на поклонение Богу в храмe Иерусалимском и, на случай внезапной смерти, неимeвших там особенного кладбища.В России такие мeста назывались скудельницами, убогими домами, жальниками, буйвищами и гноищами; в поставленные там сараи с ямниками свозили и клали тeла убогих, странних, застигнутых внезапною и насильственною смертию, между тeм как прочих, напутствованных пред кончиною св. Тайнами, хоронили при церквах.

Покров Пресвятой Богородицы

От прежде бывших Убогих домов, замeщенных Покровским монастырем, перейдем и к самому празднику в память чудесного явления Богоматери св. Андрею Христа ради юродивому и ученику его св. Епифанию в Константинопольском Влахернском храмe 911 года. Не чуждым цeли описания Покровской обители считаем сказать несколько слов о самом изображении божественного видeния, бывшего св. Андрею Христа ради юродивому, происхождением Славянину, об установлении праздника Покрова в России и о древних церквах, сооруженных в память сего чуда.

Основание Покровского монастыря

Когда в Москвe умножились церкви в честь сего Богородичного праздника – основан, вмeсто древняго Великокняжеского монастыря в Садeх Бeлого города, царский Покровский на Убогих домeх за Земляным валом, у Семеновской заставы, а по рапорту лейбъ-гвардии Измайловского полка прапорщика Павлова 1763 года, в учрежденную о церковных имeниях коммиссию – близ Коломенской, что нынe Покровской, или Семеновской заставы, в пяти верстах от города. Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович.

Некрополь Покровского монастыря

Церкви с западной стороны окружены кладбищем, содержимом в надлежащем порядкe. Могилы усопших здeсь на Божией нивe, под покровом Божией Матери и под сeнию креста.

Настоятели, братия и прихожане монастыря до 1929 года

Архиепископ Гурий (Степанов Алексей Иванович), Епископ Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич), Архимандрит Алексий (Патрикеев Михаил Яковлевич), Иеромонах Иона (Аким Иванович Богачев), Игумен Нафанаил (Скалкин Николай Павлович), Игумен Феодосий (Тарасов Федор Иванович), Иеродиакон (?) Евтихий (Тарасов Ефим Степанович (Иванович - ?)), Монах Мефодий (Михаил Ласкин), Аксенов Иван Малахиевич, Фока Карпович Шнырук, Хохлов Григорий Филиппович, Барабушкин Павел Николаевич, Воробьев Федор Иванович, Вовк Петр Иванович, Горбунов Иван Иванович

Афонские монахи, жившие в Покровском монастыре

Помимо уже упоминавшихся преподобномучеников Данакта (Калашникова), Илариона (Цурикова) и Иоанна (Лабы) в Покровской обители проживали и другие афонские монахи, более 20 человек. Все они были высланы со Святой Горы из-за приверженности учению «имябожников».

Важные события обители до 1872 г.

История сего монастыря не обильна событиями; из них, как мы видeли, особенно важны в ней: 1) обращение Убогого дома в царский комнатный монастырь, 2) Причисление его, то к Крутицкой, то к Московской епархии и 3) назначение его из божедомского в училищный.

Монастырь перед закрытием. 1917-1929

Долгие годы Покровский монастырь был сравнительно небольшой заштатной обителью, находившейся на окраине тогдашней Москвы – у Покровской заставы, где в XIX – начале ХХ века проживало до 50 монахов. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в 1870 году придал монастырю статус миссионерского.

Возрождение монастыря. 1995 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возобновить здесь Покровский ставропигиальный женский монастырь с назначением настоятельницы обители монахини Феофании (Мискиной).

Первое посещение Покровской обители Святейшим Патриархом Алексием II

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь. 13 октября 1996 г.

Лития на могиле блаженной старицы Матроны

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. Даниловское кладбище. 4 марта 1998 года

Обретение мощей блаженной старицы Матроны

Вечером 8 марта 1998 года в Неделю Торжества Православия по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Даниловском кладбище в Москве были обретены честные останки подвижницы благочестия XX века блаженной старицы Матроны.

Великое освящение Покровского храма

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровского храма Покровского ставропигиального женского монастыря. 1998 г.

Возведение монахини Феофании в сан игумении

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.

Великое освящение крестов

Великое освящение крестов Воскресенского и Покровского храмов совершил Святейший Патриарх Алексий II. Покровский женский монастырь. 4 апреля 1998 г.

Перенесение мощей блаженной старицы Матроны

30 апреля 1998 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при торжественном пении тропаря Пасхи «Христос воскресе из мертвых...» было совершено перенесение честных останков блаженной Матроны в храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Вечером братия монастыря отслужили заупокойное всенощное бдение.

Встреча иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Игумения Феофания с сестрами встречают икону Божией Матери «Взыскание погибших». Икона была написана примерно в 1915 году.

Всю жизнь Матрона не расставалась с ней. Теперь эта икона Божией Матери находится в Москве, в Покровском женском монастыре. 1998 г.

Первый молебен на подворье в селе Марково

Первый молебен на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. 4 ноября 1998 г.

Канонизация св. прав. блж. Матроны Московской

2 мая 1999 года, при служении Святейшего Патриарха Алексия II состоялось торжественное причисление старицы Матроны к лику местночтимых святых.

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты