ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ЛИТИЯ

Могила блаженной Матроны на Даниловском кладбище. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. 4 марта 1998 года


ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

Нательный крест, с которым была похоронена блаженная Матрона


НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ

22 ноября 2003 года на Божественной Литургии в день памяти святой праведной блаженной Матроны Московской перед Малым входом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятельницу Покровского женского монастыря игумению Феофанию наперсным крестом с украшениями. Фото: Виктор Корнюшин


ВСТРЕЧА МОЩЕЙ

Настоятельница игумения Феофания с сестрами встречают мощи блаженной старицы Матроны в Покровском женском монастыре. 1 мая 1998 г.

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

14 января 2018 года. Неделя 32-я по Пятидесятнице. Обрезание Господне и день памяти святителя Василия Великого. Евангельское чтение: Лк 2, 20-21, 40-52. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Известно о нескольких праздничных событиях, которые имеют место в сегодняшний день. Многие знают, что сегодня Новый год по старому стилю. Именно в этот день до революции отмечали новолетие. Немногие вспоминают также и о памяти святителя Василия Великого. Воскресный день - воспоминание о Светлом Христовом Воскресении.

Очень важен, с церковной точки зрения, сегодняшний праздник Обрезания. Он является одним из пяти Великих праздников, наряду с Покровом Божией Матери. В чем состоит его смысл? Ведь известно, что обрезание - ветхозаветный обряд. Имеет ли он какое то значение для христиан, для нашего спасения? Священник в этот день в конце службы говорит: "иже в восьмый день обрезатися изволивый нашего ради спасения Христос истинный Бог наш..." Значит, это событие имеет прямое отношение к нашему спасению.

В Евангелии о нем только одна строчка. Это место читается сегодня во время литургии: "По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве".

Число восемь это важный символ. Правило обрезывать детей на восьмой день было дано еще Аврааму. Семь - священное число, символизирующее полноту. Например, существует семь дней недели. Семь дней ребенок еще не принадлежал к народу Божию. А число восемь в понимании святых отцов символизирует вечность. За шесть дней Господь сотворил мир, в седьмой почил от дел. Этот "день" (период времени) продолжается до сих пор, а восьмой еще не начался. Восьмой день - это жизнь будущего века. Восьмой день - образ будущего Царства Божия. Разрыв круга времени и выход в вечность. Седьмым днем недели в Библии названа суббота. А в христианстве главным днем стало следующее за ней воскресенье. В следующий день за субботой, в воскресенье, произошло Воскресение Христово, людям открылось Царство Божие. Седьмой день, суббота, по Ветхому Завету - день покоя, а воскресенье по Священному Писанию - день, когда апостолы собирались для преломления Хлеба. День Евхаристии. Соблюсти субботу в Ветхом Завете означало провести день в молитве, не делать никаких дел по хозяйству. Соблюсти воскресенье означает принять участие в евхаристии. День восьмой - день начала Царства Божия, день вечности. Выходным днем, днем покоя он стал только во времена святого императора Константина, когда христианство стало государственной религией. До этого христиане начинали воскресный день ночью. Совершали евхаристию, а с утра, согласно порядкам, установленным в государстве, выходили на работу.

В Рождестве круг времен разрывается, Ветхий Завет завершается. Приходит Христос. Он говорит о Себе, что пришел не разрушить Закон, но исполнить. Слово "исполнить" в главном своем значении на славянском языке означает "наполнить". Наполнить, как наполняют сосуд. Посуду делают для того, чтобы ее наполнить. Не в том цель, чтобы посуда была сама по себе. Также и Ветхозаветный Закон. Он должен был быть наполнен.

Христос принимает по закон об обрезании не только для того, чтобы выполнить правило, но для того, чтобы это правило наполнить новым смыслом. Обрезание уже в Ветхом Завете приобщало людей к Царству Божию, но Царству Божию на земле. Обрезанный становился одним из людей народа Божия. А Иоанн Креститель говорит: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Христос открывает нам Царство Небесное. Этим смыслом и должен был наполниться закон. Земные формы теперь наполняются и Божественным содержанием.

Когда был обрезан Иисус, были пролиты первые капли Его Крови. Говоря о Крови Христовой, христианин думает о Кресте. Но с Обрезания начался Его кровавый путь, который завершился на Голгофе. Путь нашего ради спасения.

На восьмой день не только обрезали, но и нарекали имя младенцу. Имя в Ветхом Завете и в христианстве никогда не воспринималось как просто способ идентифицировать личность. Имя означает существо именуемого. Богочеловеку дается в Обрезании Имя, которое ангел дважды повелевал наречь Ему, повелевал и Деве Марии и Иосифу Обручнику. Это Имя - Иисус. Оно производное от двух слов - Яхве - Сущий - это Имя Божие, которое Господь открыл Моисею, когда тот спросил, как Тебе Имя? И от слова спасает. "Иисус" означает "Яхве спасает", то есть "Бог спасает". Одно дело сказать: "хороший дом", совсем другое сказать: "это мой прекрасный дом". Одно дело когда в ветхозаветные времена богоизбранный народ, в отличие от язычников, знал и торжественно произносил Великое Имя Бога Яхве. А теперь среди христиан оно произносится так, что это имеет отношение к каждому из нас. Каждого из нас Бог спасает. Это Имя присваивает Себе Воплотившийся Господь. Апостол Петр говорит, что нет другого имени, которым нам надлежит спасаться. Именем Моим, говорит Господь, бесы ижденут, на недужных руки возложат и здравы будут...

Таким образом, день Обрезания заключает в себе глубинные основы христианского спасения.



13 января 2018 года. Отдание Рождества Христова. Суббота седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 15-21.

В сегодняшнем Евангельском чтении, которое звучит на богослужении в день Отдания Рождества (последний день празднования этого события), мы слышим новозаветное упоминание о ветхозаветном пророчестве. За Христом последовало множество народа "и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем". Далее евангелист Матфей приводит слова из книги пророка Исаии: "да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы".

Это событие, эти слова имеют прямое отношение к Рождеству. Ведь и тут Христос, также как и в Рождестве, пожелал скрыть Свою Славу. Богословы говорят о том, что в Рождестве произошло истощание Божества. Бог Сын, единосущный Богу Отцу и Богу Святому Духу, являющийся одной из трех Ипостасей Троицы, одного, Единого Бога, воспринял человеческую природу. Остался Богом, но и стал Человеком. Причем стал не каким-то великим царем, славным повелителем, но даже не имел где приклонить главу.

Всемогущий Бог, Творец неба и земли, пожелал из любви к предавшим Его людям, стать беспомощным Младенцем. В пещере Он возлег в яслях для скота, Его окружают вол, сено. Простая иудейская Девушка повивает Его пеленами. Рядом находится старец Иосиф. Разве можно это сопоставить с Его Божественной славой: Небесный Престол, Единосущный Богу Отцу, Владыка ангелов. Херувимы и серафимы закрывают свои лики и не дерзают на Него взирать. Соотнести немощь Богомладенца с тем, что людям невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Он мог бы явить человечеству лишь маленький отблеск Своей славы, явиться среди множества славословящих Его ангелов. Но Господь приходит в крайнем умалении Себя. Облекший небо и землю красотою, давший дыхание всей твари, теперь нуждается в заботе о Нем Девы Марии. Его необходимо повить пеленами и согреть. Питающий всю тварь нуждается в материнском молоке. Что может быть более немощным?

Царь Ирод решает Его убить и Он, Владыка ангельских воинств, посреди ночи вынужден бежать в Египет. Зачем было нужно чтобы Бог явился к нам в таком умаленном виде? Многие преткнулись об это чудо и, не в силах понять его, рассудили, что Иисус Христос не Бог.

Мир преклоняется перед славой и силой. Действительно, употреби Бог свою Славу, можно было бы заставить грешников не грешить. Подобно тому, как некий сильный человек может угрозами заставить кого-то отказаться от плохого поступка. Но ни один сильный человек не сможет коснуться совести другого. Возненавидеть грех и возлюбить добро не возможно принудить. Но что может оказать более сильное воздействие на душу человека чем то, когда кто-то отдает за него свою жизнь.

Именно спасения человека желает Бог. Чтобы люди возлюбили Бога и ближних, чтобы возжелали жить по заповедям.

"Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя". Отрок правильно перевести как "слуга". Тот, кто выполняет волю Божию.

"Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд". Суд переводится как "правда". Не просто скажет в чем она состоит, но, умалив Себя до Креста, претерпев за нас смерть, призовет к ней.

"Не воспрекословит". Сын Божий не воспрекословил, когда на Совете Божием, имевшем место прежде сотворения мира, Ему было определено стать немощным Человеком и претерпеть распятие. На иконе "Троица" Андрея Рублева мы видим, как средний Ангел смиренно опускает главу и благословляет чашу с образом жертвы.

"Не возопиет". Как часто мы, пытаясь доказывать свою правоту, повышаем голос. Иногда это у нас получается очень хорошо. А Бог Сын этого ни разу не сделал. Даже тогда, когда Его руки прибивали ко Кресту. "Никто не услышит на улицах голоса Его".

"Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы". Это образы. Образы состояния душ людей. Преломить надломленную трость не представляет никакого труда. Никакого труда не представляет доказать любому человеку, что он грешник и осудить его. Лен дымящийся представляет собой совсем не пожар и даже не костер, его очень легко затушить. То доброе, что есть в нашей душе, оно так слабо. Наше сердце не горит в любви к ближним. В нас едва лишь теплится нечто доброе. И Господь пришел не во гневе осудить нас, но исцелить, призвать к Себе. Чтобы укрепить трость, чтобы раздуть в нас огонь доброй жизни. Воспламенить сердце Евангелием.

"И на имя Его будут уповать народы". Кто уповает на слабого? Основные иконографические образы Спасителя - Младенец на руках Божией Матери и Иисус на Кресте. Его земное служение началось с немощи и немощью закончилось. Но всякий, уповающий на великого человека, на земную силу, столкнется с тем, что эта сила закончится. На всякую такую силу найдется бо́льшая сила.

А благоволивший прийти на землю в немощи Сын Божий, Отрок Божий, победил смерть и даровал вечную жизнь всякому Своему последователю. В Своей любви Он никогда не оставляет нас, разве мы сами пожелаем оставить Его. Но и тогда Он не прекословит, не вопиет, не ломает нас, но всеми обстоятельствами, случающимися с нами, продолжает стучать в наше сердце, ожидая нашего свободного к Нему обращения, нашего раскаяния.

Вот Кого в Рождестве даровал нам Бог.



12 января 2018 года. Четверг седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 1-12.

В сегодняшнем чтении Евангелия мы слышим как Христос, обращаясь к желающим погубить Его иудеям, рассказал им притчу о злых виноградарях.

"И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших". "И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли".

В этой притче, по толкованию святых отцов, содержатся следующие образы:

Виноградник - иудейский народ, о котором заботится Тот, кто этот виноградник насадил, - Господь. Ограда - заповеди Ветхого Завета, которые ограждали богоизбранный народ от греха. Башня - ветхозаветный храм, точило - жертвенник, на котором закалывались жертвенные животные, прообразовавшие жертву Христову. Заботу о винограднике (о духовном росте богоизбранного народа) Господь предал духовным учителям. Виноградник должен был приносить плоды, богоизбранный народ должен был являть дела любви к Богу, исполнять заповеди.

Сначала духовными наставниками народа были пророки. Но многие пророки, обличавшие народ, были иудеями отвергнуты. Некоторые даже убиты.

Во время пришествия в мир Христа религиозными вождями еврейского народа были фарисеи. Эти люди очень хорошо знали Писание Ветхого Завета, но не понимали его сути и смысла. Они учили скрупулезному внешнему исполнению всех установлений, данных Богом Моисею и пророкам. Кроме этих установлений позднее возникли еще и предания старцев. До мелочей во всем соблюдая внешнюю форму Закона, духа заповедей фарисеи не понимали.

Падшей природе человека понятны внешние установления - делать такие то религиозные действия. Но крайне трудно заботиться о чистоте помыслов, о делах любви к Богу, к ближним. Фарисеи, блестяще знавшие ветхозаветные пророчества, должны были бы первыми принять Христа, понять, что Его учение и есть наполнение ветхозаветных обрядов истинным смыслом. Но они ожесточились против Него, искали как бы погубить Самого Воплотившегося Бога, а говоря языком притчи, Хозяина виноградника.

В притче о злых виноградарях Господь говорит о том, что Он примет от фарисеев смерть. Умрет для искупления людей от власти дьявола. Но после этого дело возделывания виноградника - забота о Церковных таинствах, о народе Божием, будет передана другим. Христос кладет основание новозаветной Церкви и священству. Про Себя Он говорит, что Он Краеугольный камень, то есть основной камень в строительстве, на котором строится весь дом, новозаветная Уерковь: "камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла". Здесь имеется в виду, что Его не приняли религиозные лидеры иудейского народа. Но только у иудеев сохранялась раньше вера в истинного Бога. А Христа они отвергли. Он Сам (отверженный Камень) теперь будет основанием Церкви, в которую войдут представители всех народов.

Всем людям свойственно разделяться, каждый отстаивает свои интересы. Как в здании - если в его основании непрочный фундамент, то оно станет разваливаться на части. Но если дом стоит на монолитной плите, то будет крепким. Краеугольный камень лежит под углом в основании. На нем сходятся две стены. Так и Христос. Вера в Него, приобщение к Нему, лежит в основе единства всех христиан. Теперь не важно иудей ты или из язычников, мужчина или женщина, юноша или старец. Христос, Глава Церкви, соединяет Собой то, что в этом мире постоянно расходится. Будь то отношения в семье, о которых Господь сказал, что двое будут одной плотью. Единство супругов должно быть основано на Христе, на приобщении Ему в Церковных Таинствах, на следовании за Ним. Тогда ничто не сможет расторгнуть это единство.

Очень часто и нам свойственно фарисейское устроение - забота об исполнении внешних религиозных правил без проникновения в их смысл. Считаем страшным грехом небольшое нарушения поста в еде, но не замечаем за собой гнева, рассеяния в постные дни мыслей. "Вычитываем" молитвы, а смысла даже молитвы Господней - "Отче наш" не понимаем, не следуем умом за произносимыми словами молитвы, встаем на молитву, затаив в сердце на кого-то злобу. А сколько у нас осуждения других, самооправдания. Поставим свечку в храме, посетим святыню, вычитаем молитвы, и думаем, что все нормально.

Будем остерегаться такого устроения, ведь именно оно довело ветхозаветных учителей нравственности до самого страшного греха - ожесточения сердца и распятия вочеловечившегося Бога. Оно не дает возрасти в душе христианина доброму плоду.

Святой Иоанн Кронштадтский, толкуя притчу о винограднике применительно к каждому человеку, говорил, что виноградник - образ души, которая, будучи возрождена в таинствах Церкви и научена заповедям (ограда), должна приносить добрые плоды христианской жизни. Являть смирение, любовь к ближним. Но вместо этого Господь видит, как виноградник приносит множество ядовитых плодов, дел греховной жизни. Злой виноградарь, то есть сам христианин, призванный возделывать почву своего сердца, вырывая покаянием, как сорняки, все злое, напротив, раз за разом побивает и прогоняет слуг Божиих - голос совести, призывы евангельские. Оправдывает свои немощи, или и вовсе теряет стыд и начинает говорить, что греховная жизнь это нормально.

Далее праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия - своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объядением, пьянством, нечистотой сердца своего, нерадением, нераскаянностью, леностью и прочими пороками".

"Что же сделает хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению, когда Он придет взять с нас отчет в делах наших, во всех нечистотах и злобах наших? Ответ на это тот же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, т. е. величайший дар веры, благодати отдаст другим людям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, т. е. будут с помощыо благодати преуспевать во всякой добродетели постоянно, во всю жизнь свою.

Итак, братья, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. Аминь".



11 января 2018 года. Четверг седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 27-33.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как ко Христу подошли религиозные лидеры иудейского народа и спросили Его: "какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?"

В ответ Иисус сказал: "спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков?" "Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? а если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю".

Толкователи поясняют, что религиозные лидеры иудеев с ревностью смотрели на то, как толпы следуют за Христом, на чудотворения, совершаемые Господом. Задавая вопрос, кто дал Ему право так поступать, они надеялись затянуть Иисуса в долгий спор. Но Господь не стал оправдываться перед ними. Он указал им на причину, по которой сами фарисеи не видят очевидного. Что Он от Бога, что Он - Бог.

Иоанн Креститель, проповедуя, призывал к покаянию. В покаянии и состоял главный смысл крещения, совершаемого пророком. Тот, кто крестился, заходил в воды реки Иордан по самую голову, по горло. Это был образ. Еще шаг и человек потонет. Греховная жизнь ему "по горло". Стоя так, он вслух каялся в своих грехах и выходил из вод, чая грядущего Спасителя, который возьмет его грехи на себя.

Фарисеи же к Иоанну Крестителю не шли. Ведь нужно было бы назвать свои грехи, а они боялись, что тогда народ перестанет видеть в них духовных лидеров. Человек, который не кается, исполнен лукавства. Ядом самомнения испорчены его отношения с близкими. Считает, что ему всех приходится терпеть. А как непросто ближним терпеть его самого, он не видит. Самомнение очень опасно тем, что не дает найти Бога. Зачем нужен Спаситель тому, кто не видит, что он погибает.

Если бы на вопрос Спасителя фарисеи ответили искренно, то, конечно, нашли бы ответ на свой вопрос, приняли бы Христа. Ведь сам Иоанн Креститель неоднократно свидетельствовал о Нем. Однако, они не искали истины, но пытались лишь уловить Господа в слове, чтобы можно было Его обвинить. Боятся мнения народа и совсем не боятся поступить поперек истины. Отвечая "не знаем", как бы говорят в ответ Христу: "и не хотим знать!" Потому очередной разговор с Иисусом не принес им никакой пользы.

Часто мы сталкиваемся с истиной - слышим Евангелие, нас обличает совесть. Можно или принять это с покаянием или, как некогда делали фарисеи, находить отговорки, пытаться доказать, что и Бога нет, и совесть это всего лишь закрепощённость, или просто пройти мимо услышанного. Сказать себе: "не хотим этого слышать". Сложные теории, оправдывающие грех, придумывали люди. Но ни одна из них никого не спасла, не дала вечного счастья. Они звучат натянуто. Напротив, слова святых отцов и подвижников благочестия, вселяют в душу покаянные слезы, радость и покой.

О покаянии и фарисейском настрое архимандрит Павел (Груздев) говорил такие слова: "погубляет человека не величество, не множество грехов, но нераскаянное и ожесточенное сердце". "Если хочешь жить легко и быть к Богу близко, держи сердце высоко, а голову низко".

В патерике есть такой пример: <<Грешники нераскаянные чем более приходят в глубину зол, тем более нерадят о своем спасении; напротив, грешники, в сердце которых остался страх Божий, постоянно сознают свое недостоинство перед Богом, стараются всеми силами загладить свои грехи, непрестанно сокрушаются о них и льют горькие слезы раскаяния. Как эти слезы бывают благотворны для них, видно из следующего сказания.

Один инок, сознавший себя великим грешником, постоянно молился так: "Знаю, Господи, что не стою того, чтобы Ты простил меня, ибо много я согрешил пред Тобою, но надеюсь на щедроты Твои и умоляю Тебя, прости меня. Если же это невозможно, то по крайней мере, накажи меня здесь, чтобы мне меньше мучиться в буду­щей жизни." Молясь так, инок вместе с тем постоянно дер­жал в уме: "Блаженни плачущии, яко тии уте­шатся", и молитву свою всегда сопровождал слезами.

Раз, когда он после таких слез заснул, яв­ляется ему Господь Иисус Христос и говорит: — Что тебе нужно и о чем ты так плачешь? Инок отвечал:

— Очень глубоко я пал, Господи.

— Так встань, — сказал ему Господь.

— Не могу, — ответил инок, — разве Сам поднимешь меня.

И Господь простер руку Свою, поднял его и снова сказал:

— Что плачешь и что скорбишь?

— Как же мне не плакать? — отвечал монах. — Когда я столько оскорбил Тебя, Господи!

Тогда Спаситель положил руку Свою

на сер­дце его и сказал:

— Не скорби, будет помощь тебе, и поелику ты сам оскорбил себя, то за это Я не оскорблю тебя. Я ради тебя Кровь Мою пролил, а потому явлю и человеколюбие Мое тебе, как и всякому кающемуся человеку.

После чего инок проснулся и почувствовал в сердце несказанную радость и понял, что Бог простил его. Затем остальные годы жизни про­вел в глубоком смирении, хваля Бога и с миром отошел в вечность>>.



10 января 2018 года. Среда седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как Спаситель, в ответ на удивление учеников о смоковнице которая завяла по слову Господа, сказал им: "имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет". Известно ли, что христиане двигают горы? С одной стороны, такое, если и происходит, то очень нечасто. Рельеф земной поверхности, как правило, не претерпевает изменений по их молитвам. Следует ли из этого, что, по слову Господа, людей, которые имеют веру уже не осталось? Но много ли смысла в том, чтобы переставлять горы, кто от этого станет счастлив? Гора это образ. Как ни старайся, каким бы выносливым и крепким человеком ты ни был, гору не передвинешь. Горы это горы собственных грехов. С помощью Божией, с помощью благодати, подаваемой нам в церковных таинствах, верующий христианин, принуждающий себя к добродетели, преображает душу. Меняются его отношения с Богом и ближними. Свидетелем этого чуда и должен стать каждый.

Далее Господь говорит: "Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам". Казалось бы, примеры, опровергающие эти слова, может привести каждый. Молился о чем-то важном, но вышло не так... Толкователи замечают, что любовь Божия к нам не безумна. Как любящий отец не станет исполнять всякую просьбу ребенка, так и Господь. Порой нам кажется, что Он не слышит нас. Но Он устраивает все лучшим образом с точки зрения того, что мы вечны. Наши страдания Ему не выносимы. Он смотрит на них не как неумолимый властелин, но как самый Близкий нам, самый Любящий нас. Потому Он пожелал претерпеть за нас страдания на Кресте. Но порой для того, чтобы мы опомнились, исправились, пришли к глубокой вере, чтобы уберечь нас от грехов, чтобы сделать нашу вечную жизнь вечным счастьем, Господь дает нам в этой жизни горькие лекарства - скорби. Важно проявлять веру и ко всем нашим молитвенным прошениям всегда прибавлять: "да будет воля Твоя".

Архимандрит Павел (Груздев) приводил такой стих:

"Не бойся тернии креста,

Не говори: «Темна дорога».

Поверь, что крестный путь Христа —

Награда высшая у Бога.

Сгибаясь низко под крестом,

Не омрачай души сомненьем,

Но горячо молись о том,

Чтоб крест твой был тебе спасеньем..."

Далее мы слышим такие слова Господа: "когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Святитель Лука Войно-Ясенецкий так говорил о том, что мешает нам не враждовать, что мешает сразу же сказать: "прости". Искренно сказать это слово, пусть даже и неправы не мы, а те кто на нас в обиде: "сам диавол удерживает, сам диавол не позволяет сказать это святое и чистое слово, ибо знает прекрасно, какую огромную силу имеет оно". Прощение делает светлее и душу того кто простил, и того кто обидел. Обида же наоборот. "Как червь, истачивая дерево, уничтожает его, так злоба в сердце омрачает душу", говорил архимандрит Павел (Груздев).



9 января 2018 года. Вторник седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событиях, происходивших в понедельник той недели, на которой Господь Иисус Христос добровольно принял Крестные Страдания нашего ради спасения. Христос, выйдя из Вифании, ощутил чувство голода. И, "увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его... Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Спаситель, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его, что идет на добровольные страдания.

Но за что же была проклята та смоковница с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем, что они были, то плоды уже давно должны были быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие.

Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств и проповеди Спасителя должны были стать дела покаяния, принятие новозаветного учения. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы покаяние и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, Господь принял бы их и помог бы возрасти в них добродетели. Но не было ничего, кроме внешней формы богопочитания, то есть было только лицемерие. И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас - правда, мир, дела любви, они не принимали.

Очевидно, что внешняя религиозность, прикрывающая полное отсутствие плодов - дел милосердия и любви, терпения, молитвы, свойственна не только ветхозаветным иудеям, но и многим современным людям. Этот духовный недуг особо опасен еще и потому, что часто незаметен для самого человека. Внешние дела сделаны - крещен, на Пасху освятил кулич, набрал крещенской воды, и считает, что живет исправно, по-христиански.

Также сегодня мы слышали в Евангелии о таком деянии Христа: "Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его".

Заметим, что торговцы при храме, в общем-то делали нужное дело. Римская монета того времени содержала надписи, обожествляющие императора. Конечно же, она не могла быть использована для жертвы на храм, ее необходимо было обменять у меновщиков на иудейскую. Кроме того, в храм постоянно приходили люди, живущие в удаленных городах и даже странах. Крайне затруднительно для них было бы пригонять стада животных для принесения в жертву из родных краев, из своего хозяйства. Торговцы помогали им купить животное непосредственно у храма и тут же отдать его для жертвоприношения.

Христос никогда не проявлял негодования. Даже когда говорили, что Он одержим бесами. А тут, как повествует евангелист Матфей, взял бич и изгнал им торговцев. Не просто выгнал, но опрокинул столы и рассыпал деньги.

Толкователи говорят, что Иисус дважды изгонял из храма торгующих. В начале и в конце Своего служения.

Один раз Он сказал, что те превратили храм в вертеп разбойников. По мысли Иоанна Златоуста, здесь имеются в виду люди, приносящие в храм неправедно заработанное, прямо или косвенно награбленное. Такая жертва не может быть приятной Богу.

В другой раз Христос объяснил, что Дом Божий, Дом молитвы, они сделали домом купли. Разве возможно сосредоточиться на молитве, находясь как на базаре, на котором продают животных, где торгуются, слышны зазывания продавцов, блеяние. Очевидно, что это крайне непросто, а то и вовсе невозможно. Нужное дело было организовано неправильно. Всему свое место, купить животных и обменять монеты надо было до входа в храм. Иначе человек приходил туда как на базар. Перед земным царем все стоят благоговейно, а тут люди предстоят Царю Небесному, Творцу мира, Богу.

В наши дни слова Господа также очень актуальны. Важно, придя в храм, внимать словам молитв, читаемых за богослужением. Купить свечи, подать записки лучше до начала службы. А во время службы, при необходимости, делать это надо так, чтобы не помешать молитве других людей. Если непросто пройти к иконе, то лучше не пробираться сквозь толпу. Если мы будем заботиться о многом - как достать крещенской воды, поставить свечку, подать записку, но не станем внимать словам молитв, не будем каяться в грехах, не будем стоять с благоговением перед Богом, то не получим для души никакой пользы.



8 января 2018 года. Понедельник седмицы 32-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 2, 13-23.

В Евангельском чтении, прочитанном сегодня за литургией, мы слышали о том, как Иосифу Обручнику среди ночи явился во сне ангел. Он сказал ему взять Младенца Христа и Богородицу и бежать в Египет.

Живя на земле, Бог многое открыл нам о Себе. Мы познали каков наш Царь царей Христос. Он, Всемогущий Бог, Творец неба и земли, пожелал из любви к предавшим Его людям стать беспомощным Младенцем. В пещере Он возлег в яслях для скота, Его окружали вол, сено. Простая иудейская Девушка повила Его пеленами. Рядом находился старец Иосиф. Разве можно это сопоставить с Его Божественной славой: Небесный Престол, Единосущный Богу Отцу, Владыка ангелов. Херувимы и серафимы закрывают свои лики и не дерзают на Него взирать. Соотнести немощь Богомладенца с тем, что людям невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Он мог бы явить человечеству лишь маленький отблеск Своей славы, явиться среди множества славословящих Его ангелов. Но Господь приходит в крайнем умалении Себя. Облекший небо и землю красотою, давший дыхание всей твари, теперь нуждается в заботе о Нем Девы Марии. Его необходимо повить пеленами и согреть. Питающий всю тварь нуждается в материнском молоке. Что может быть более немощным?

Царь Ирод решает Его убить и Он, Владыка ангельских воинств, посреди ночи вынужден бежать в Египет. Это безумное решение Ирод принял потому, что занимал свое место незаконно. Он не был из царского рода Давида, потому и не мог быть царем. Когда к нему пришли волхвы и сообщили о рождении Царя Христа, он, чувствуя, что трон под ним зашатался, приказал узнать где родился Богомладенец чтобы умертвить Его. Не узнав конкретного места, зная лишь город, он в своём безумии, опасаясь лишиться царской власти, повелел умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Какая скорбь была в то время в тех местах, мы можем прочитать в Евангелии: "глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет". Согласно комментариям толкователей, Рахиль являлась праматерью по плоти всех живших в Вифлееме матерей. Рахиль погребена в городе, который носит название Рама. Он отстоит от Вифлеема на 20 километров. Каков же был плач, какова была скорбь у Вифлеемских матерей, если их вопль был слышен на таком расстоянии!

Самое удивительное в земной жизни, в Великих событиях Распятия Христа не чудеса. Это-то как раз понятно, если Бог творит чудо. Удивительнее имевшее порой место совершенное отсутствие чудес, являющих Божию силу, совершенное самоумаление Господа. Раскинув на Кресте руки, Он и ныне, как тогда призывает каждого увидеть в Нем Бога, зовет войти в Его Царство.

Люди, обладающие земной властью и большой силой, могут заставить кого то поступать определенным образом. Могут пресечь зло, остановить беззаконие, могут устрашить многих. Но одного они не могут - коснуться совести человека. Невозможно заставить полюбить. А Христос пришел, чтобы нас спасти, чтобы мы возненавидели грех и полюбили Бога. Бог пришел в мир не для того, чтобы нас осудить. Он просто был среди нас, сострадал нам и умер за нас самой мучительной смертью. Возносясь сказал, что Он с нами во все времена.

Христос воспринимался людьми по-разному. Кто то принимал Его и получал вечную жизнь, кто-то желал убить, лишь бы еще немного пожить во грехах. Не будем уподобляться последним. Встретим родившегося Иисуса вместе с благочестивыми волхвами и пастухами. Вместе с ними поклонимся Христу.



<<< Предыдущая  6  7  8  9  10  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ХРАМЫ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Воскресения Словущего. 27 мая 2008 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЧУДОТВОРЕНИЯ

Святая блаженная Матрона пророчествует стражу об огне. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием


10-ЛЕТИЕ

2 мая 2009 года Русская Православная Церковь отмечает день памяти блаженной Матроны Московской и 10-летие канонизации угодницы Христовой. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы, где покоятся мощи блаженной старицы. 2 мая 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ВРУЧЕНИЕ ПОСОХА

2 мая 2002 года в день канонизации святой праведной блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, после окончания Божественной Литургии, вручил игуменский посох настоятельнице Покровского ставропигиального женского монастыря игумении Феофании. Фото: Виктор Корнюшин