ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


НОВАЯ КОЛОКОЛЬНЯ

Колокольня. 28 августа 2009 г. Первая шатровая колокольня стояла уже в 1707 г. В 1799 г. была перестроена и обрела вид трехъярусной. Воссоздана в 1999-2002 г.г. Освящена Святейшим Патриархом Алексием II 4 октября 2002 г. Фото: Виктор Корнюшин


ИГУМЕНИЯ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.


20-ЛЕТИЕ ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

 


ДАР СВЯТЕЙШЕГО

Настоятельница Покровского женского монастыря игумения Феофания с сестрами передала икону с частицей мощей св. прав. блж. Матроны Московской, подаренную Cвятейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храму Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино Тульской области, где родилась Матронушка. 6 октября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

16 сентября 2018. Неделя 16-я по Пятидесятнице. Память святых Петра и Февронии Муромских.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Всех вас, братья и сестры, поздравляем с сегодняшним воскресным днем и с днем памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Память этих святых особенно важна для большинства из нас, так как немногих Господь призывает на монашеский путь. Святые Петр и Феврония достигли святости, живя в браке. Этот путь никогда не бывает легким. Благоверные князья строили свою семью, - малую церковь, с Богом. Потому смогли выдержать все испытания, отвергнуть соблазны.

Как важен этот опыт для нас. В стране, где большинство населения относит себя к православной вере, происходит огромное количество разводов и абортов. Какие важные наставления по устроению семейной жизни мы встречаем в Слове Божием, сколько необходимых наставлений и мы можем прочитать у святых отцов и подвижников благочестия, но мы не пользуемся ими, не знаем о них. Не приступаем к Божиим таинствам, преподаваемым в храмах. Потому строим свои семьи, строим свою жизнь на непрочном основании. Приходят испытания и все рушится.

О том, что семейная жизнь полна трудностей, Церковь говорит еще на венчании, когда в один из самых торжественных моментов поется песнопение, посвященное святым мученикам. На головы молодым налагаются венцы, а потом они снимаются. Такого нет ни в одном другом таинстве. В крещении на нас надевают крест и мы носим его всю жизнь. А тут венцы снимаются и мы теперь должны их заслужить. Заслужить, терпя немощи второй половины, исправляюсь в своих недостатках. Супруги призваны привести друг друга к тому, чтоб Сам Господь венчал их вечными венцами в Небесном Царстве.
Как много семей могло бы сохраниться, если бы люди научились видить вину не только в другом человеке, но и в себе самом. Ведь супруги друг друга формируют. Известен рассказ об американском президенте и его жене. Во время отдыха они решили поехать в родные края. Охрану попросили сопровождать их спереди и сзади, но так, чтобы тех не было видно, чтобы было ощущение, что они едут одни, как в годы их молодости. Приезжают на заправку, выходит заправщик. Супруга говорит президенту:

- "по-моему, я где-то видела этого заправщика".

- "Да, это же тот Джон, который за тобой ухаживал, но ты выбрала меня и теперь ты супруга президента, а могла бы быть супругой заправщика", сказал глава государства.

- "Ничего ты не понял", - сказала первая леди, "если бы я выбрала тогда его, он был бы президентом, а ты заправлял бы тут машины".
Всегда тот, кто сильнее в духовной жизни, должен нести немощи другого человека, немало терпеть. Но, как правило, немощи есть у обоих.
Преподобный Паисий Святогорец советовал, когда в семье происходит ссора, даже если ты прав, научиться молчать. Все равно, сейчас тебя и твои аргументы не услышат. Как рыбаки, говорил он, ждут, пока пройдет шторм, так и мы должны просто творить Иисусову молитву. От нее другой человек придет в мирное состояние и тогда с любовью можно будет все обсудить.

Если Господь дал вторую половину с такими или иными недостатками, значит Он видит, что что-то во мне нужно исправить. Например, я должен научиться терпеть другого человека, научиться молиться. Если у нас будут эти два крыла - наши старания, стремление узнавать святоотеческие советы живущим в браке, желание жить в соответствии с услышанным, и второе - помощь Божия, подаваемая в церковных таинствах, жизнь наша преобразится. Мы приведем друг друга к тому, чего достигли благоверные князья, у нас появится истинная любовь друг к другу и к Богу. Господь сделал явным для всех супружеский подвиг благоверных Петра и Февронии. Они скончались в один день и были погребены вместе. Их мощи и поныне пребывают неразлучно.



15 сентября 2018. Суббота седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 34-44.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя о Его грядущем славном Втором Пришествии и Страшном Суде.

"О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех,- так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий".

Вот что должно нас волновать больше всего в жизни. Мы должны так жить, чтобы для нас не имело значения когда наступит конец света, либо когда наступит наша смерть, после которой мы предстанем пред Господом.

Некоторые боятся внезапной кончины, излишне переживают за своих близких. Живя на земле, в мире, который, по выражению Священного Писания, "лежит во зле" (1Ин 5, 19), мы не можем избежать горестей. Нынешний мир, люди в нем, наши души – все имеет печать грехопадения. И радость в земной жизни соединена со скорбью, они всегда идут рука об руку. В этом состоянии мы находимся как в плену. И вот, Господь грядет освободить нас. Нищий не будет протестовать, если с него снимут рваную одежду, чтобы облечь в новую. Сам Господь хочет дать нам новую, полную, совершенную радость. Смерть должна стать для нас совлечением ветхой одежды, переходом в новую, вечную жизнь, блаженным пребыванием с Богом.
Потому следует опасаться не часа смертного, пытаясь отодвинуть его. Бояться надо не того, что мы будем жить в последние времена мира. Предоставим это в Премудрую Волю Божию. Бояться надо омрачения греховного.


Архимандрит Павел (Груздев) наставлял:
"О, человече Божий, понуди себя на всякое благое дело, ибо не веси, когда скончаешься, доселе и труд твой, смерть бо вся пересечет".
"Человек, как трава, дни его,
как цветы, отцветут.
Вот он жив, полон сил и надежд,
завтра вечную память поют.
Кто казался всесильным тебе,
перед кем ты вчера трепетал,
тихо грозные очи смежил,
горстью праха в мгновение стал.

Всемогущий владыка и раб
часа страшного не избегут-
он пробьет, и надежды души,
как трава, под косою падут.
Смертный! помни сей час!
помни, тленен земной твой покров!
Вышней жизнию духа живи-
будь к бессмертью всечасно готов".



14 сентября 2018. Пятница седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 16-22.

Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено празднуемому в этот день Церковному новолетию, то есть новому году. Еще с ветхозаветных времен месяц сентябрь имел особый смысл. В Священном Писании мы находим указания богоизбранному народу посвящать сентябрь Господу. Закончились нелегкие труды по хозяйству, собран урожай. Необходимо освободиться от суеты, позаботиться о душе, чтобы наступающий год стал для человека еще одной ступенью в восхождении к Богу.

В Ветхом Завете мы читаем, что именно в этот месяц (седьмой по ветхозаветному летоисчислению) ковчег Ноя остановился на горах Араратских, в этот месяц Моисей сошел с горы Синай со скрижалями, на которых были написаны заповеди, и его лицо просияло как солнце, в этом месяце Соломон освятил Храм Божий.

С тех пор как Русь восприняла христианскую веру, этот праздник (1 сентября по Юлианскому календарю) стал праздноваться и у нас. Традиционно в этот день старались делать дела милосердия. Государственным праздником 1 сентября было до реформ Петра I. Петр перенес новый год на 1 января. Последний раз церковный новый год отмечался на Руси как государственный праздник 1 сентября 1699. Царь Петр, сидя на особом месте на Красной площади, принял благословение от патриарха и поздравил собравшийся народ.
Церковное понимание новолетия видно из сегодняшнего евангельского чтения. В нем мы слышим о том, как Христос прочитал собравшимся в синагоге ветхозаветное пророчество и дал понять, что оно относится к Нему. Это Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». То есть настал благоприятный год, год, в который мы живы, значит нам открыты двери покаяния. И каждый может, войдя ими, получить исцеление своих греховных недугов от Спасителя.

Воспримем же этот важный день как начало "лета (года) благоприятного". Кто не молился, с Божией помощью да начнет совершать утреннее и вечернее правило, раздражительный пусть учится терпению. Именно сейчас для нас лето благоприятное. Оно обязательно вскоре закончится, настанет время, когда плакать о грехах будет уже бесполезно.



13 сентября 2018. Четверг седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 1-10.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о чудесном насыщении множества людей, которые, пойдя за Спасителем, не позаботились о том, чтобы взять с собой пишу, не до того им было:
"когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Еслинеевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека.Ученики Его отвечали Ему: откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов, чтобы накормить их? И спросил их: сколько у вас хлебов? Они сказали: семь. Тогда велел народу возлечь на землю; и, взяв семь хлебов и воздав благодарение, преломил и дал ученикам Своим, чтобы они раздали; и они раздали народу. Было у них и немного рыбок: благословив, Он велел раздать и их. И ели, и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин. Евших же было около четырех тысяч. И отпустил их. И тотчас войдя в лодку с учениками Своими, прибыл в пределы Далмануфские".

Толкователи обращают внимание на то, что это было уже второе чудесное насыщение Господом учеников. В первый раз подобным образом были насыщены 5000 человек. Спаситель накормил их семью хлебами и двумя рыбами.

Оба чуда должны были показать людям, что Господь, призывающий к преимущественной заботе о духовном, а не о материальном, всегда помнит и о наших земных нуждах, никогда не оставляет тех людей, которые не оставляют Его.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил: "если Всеблагой Господь заботится о пользе нашей душевной и спасении нашем более, нежели мы сами, то и должно нам всегда искать успокоения от возмущающих нас мыслей в благости и всемогуществе Божием, а неуместной заботливостью нашей и безвременным опасением и боязнью ничего сделать не можем".



12 сентября 2018. Среда седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 7, 14-24.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, сказанные Им во время проповеди. Иисус, "призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека".
Иудеи считали крайне важным совершить особое обрядовое омовение рук перед принятием пищи, укоряли апостолов, что те так не делают. Христос же дал им понять, что сами по себе внешние установления, в том числе о невкушении некоторых видов пищи, не приблизят нас к Богу. Они нужны были ветхозаветным иудеям, чтобы уберечь их от впадения в язычество. Воздержание от "нечистой" пищи - образ того, что для богоизбранного народа, в отличие от язычников, не все допустимо. Вступившим в завет с Богом необходимо беречься от грехов.

Также эти установления были образом церковного поста. Поста как такового тогда не было. Определенное воздержание накладывали на себя лишь те люди, которые посвящали свою жизнь Богу. А все прочие просто всю жизнь не вкушали некоторые виды пищи, например свинину.
В Новом Завете Господь наполнил истинным смыслом ветхозаветные установления, а сразу принять евангельское учение в ветхозаветные времена люди не могли. Как для ребенка существуют некоторые правила - не выходить одному из дома, не разговаривать с незнакомыми на улице, не лазить в щиток с электричеством... Для первоклассника они очень правильны и понятны, но если сказать тридцатилетнему человеку, чтобы он по ним жил, то это будет абсурд. Ветхозаветные постановления должны были подготовить людей к принятию Нового Завета.

Христос наполняет обряды истинным смыслом, а неправильное понимание устраняет. Об этом Его слова: "всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму". Фарисеи (религиозные учители иудеев) сосредоточились на исполнении внешних установлений. Кроме тех, которые были даны через пророков, они придумали много дополнительных. Христос показывает, что о главном, о чистом сердце они забыли, стали духовно слепы.

Спаситель сказал о нечистой пище, о неумовении рук по особому обряду так: "еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека; а есть неумытыми руками - не оскверняет человека".
Многие боятся "несчастливых" чисел, плохих снов, но не они удаляют нас от Бога, а грехи. В каждом из нас, говорили святые отцы, живут грехи. Греховные недуги души, наши страсти, порой не заметны. Кажется, что перед тобой культурный и добрый человек. Но когда обстоятельства сложатся определенным образом, такой человек становится способен на месть, убийство собственного ребенка (аборт), отречение от Бога, различные жестокости. Прошедший двадцатый век дал множество примеров того, как многие представители культурных народов, образованные люди, совершенно теряли человеческий облик.

Любой грех является проявлением живущей в нас греховной страсти. Украл, обманул... - у кого-то это проявления сребролюбия, у кого-то мстительности. Если убийцу запереть в одиночной камере, то он там никого не убьет. Но от этого не перестанет быть убийцей. Увидеть греховные страсти в себе - первый шаг к спасению души. Далее, как учит святитель Феофан Затворник, следует прекратить делать произвольные грехи, исправить то, что от нас зависит. Например, ежедневно принуждать себя к внимательной молитве, к посещению богослужений, не отвечать злом на зло. Это обессилит страсти, сделает их похожими на дерево без листьев. Следствием внимательной духовной жизни и получения благодати Божией в церковных таинствах, будет совершенное уничтожение греховных недугов.



11 сентября 2018. Вторник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Евангельское чтение: Мк 6, 14-30.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о воспоминаемом в этот день событии. Царь Ирод с почтением относился к Иоанну Предтече. "Боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его". Но, когда Ирод взял себе в жены жену своего брата, Иродиаду, Иоанн стал обличать его, говоря: "не должно тебе иметь жену брата твоего". Иродиада воспылала гневом к пророку, желала убить его, но не могла. Единственное чего ей удалось добиться, это чтобы Иоанна заперли в темнице.

И вот однажды царь Ирод созвал всех знатных людей на свой день рождения. Дочь Иродиады стала плясать перед ним, когда правитель был уже навеселе. Танец молодой девицы, множество испитого вина так повлияли на Ирода, что он, не в силах мыслить здраво, сказал ей: "проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства".

Дочь Иродиады спросила у матери, о чем ей просить. Если бы не гнев, которым жила Иродиада, она дала бы ей совет как получить, пользуясь благоприятным случаем, огромное богатство. Но ответ был такой: "головы Иоанна Крестителя". Очевидно, что Иродиада боялась упустить момент, потому дочь была отправлена к царю "с поспешностью" и попросила чтобы он дал ей "теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя".

Царь чрезвычайно опечалился, ведь все, присутствовавшие на пире, слышали его клятву. Не желая потерять честь и уважение, он послал к Иоанну воина, который и исполнил пожелание Иродиады.

Всем известно, сколь пагубна страсть винопития. К сожалению, в нашей стране многие люди, относящие себя к православной вере, имеют этот греховный недуг. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что пьянство это добровольное беснование. Человек, одержимый бесом, также как и пьяный, находится не в себе. Но пьяница сам желает того. В состоянии опьянения человек способен сделать многое из того, о чем впоследствии будет жалеть, за что ему будет стыдно. Такой человек теряет образ Божий. Апостол Павел предупреждает, что пьяницы Царства Небесного не наследуют.

Церковь призывает нас сегодня к добродетели противоположной этой страсти. Сегодня день строгого поста. Из случившегося с царем Иродом мы можем сделать вывод и о том, как важно, чтобы наши слова всегда были трезвыми, чтобы мы не говорили лишнего, научились благоразумной молчаливости.
Царь Ирод испугался потерять уважение людей и убил того, о ком Сам Христос сказал, что из рожденных женами нет никого больше Иоанна Крестителя. Часто и мы слишком переживаем о том, как о нас подумают окружающие и забываем о том, что мы всегда пред очами Божиими.

Сейчас на середине храма лежит икона, на которой изображена глава пророка Иоанна. О нем мы читаем в Писании, что он никогда не пил никакого вина. Его глава на блюде - результат невоздержания, блуда, ненависти, греховных страстей других людей. Многие из этих страстей живы и в нас.



10 сентября 2018. Понедельник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Чтение из Священного Писания: Гал 4, 28 - 5, 10; Мк 6, 54 - 7, 8.

В сегодняшнем чтении из послания к Галатам мы слышим, как апостол Павел сравнивает людей, живших в ветхозаветные времена, и христиан. Религиозность ветхозаветная, состоявшая в основном в исполнении внешних обрядовых постановлений, - обрезание, принесение жертв, запрет на работу в субботу, сравнивается с рабством.

Христиане же служат Богу не как рабы, но как свободные, как дети. Никакие внешние дела благочестия не ценятся в христианстве, если они не наполнены внутренним смыслом, добрым произволением. Можно ежедневно прочитывать все молитвы по молитвослову, но если при этом ум не следует словам молитвы, то и молитвы не было. Василия Блаженного как-то спросили, много ли людей было в храме на праздничной службе? "Да нет, человека 2-3", ответил святой. Оказалось, что в тот день храм был забит богомольцами, но внимание к богослужению было лишь у нескольких человек, остальные отстаивали службу.

Кто не научился внимательной домашней молитве, тот никогда не сможет внимательно молиться в храме. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил о молитве рассеянной: «Без внимания молитва не молитва. Она мертва! Она бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие!» Без внимания, продолжает святитель, молитва подобна телу без души.

Для того, чтобы молитва была плодотворной, необходимо знать толкование молитв, нужно наше старание следовать умом за читаемым. Ум рассеивается, а мы стараемся возвращать его от посторонних мыслей к молитвенному правилу.

«Отклоняй от себя все воспоминания, самые важнейшие, приходящие к тебе во время молитвы – пренебрегай ими», советует святитель Игнатий.

Для понимания смысла важнейших христианских молитв можно читать толковые молитвословы. Объяснению же самого главного - божественной литургии и молитвы "Отче наш", святые отцы посвятили целые книги. Их можно достать в православных книжных магазинах. Тогда нам откроется глубокий смысл происходящего на службе. Со временем, в ответ на наши старания, молитва перестанет быть для нас в тягость, но станет утешением и укреплением.

Напрасно проходят дни того, кто не заботится о самом главном для христианина, о богообщении. И здоровье, и положение в обществе и материальные ценности мы очень скоро оставим, не возьмем этого с собой за порог смерти. Что же будет тогда, если окажется, что душа наша пуста, ведь все, к чему она стремилась, осталось на земле. Потому и говорит преподобный Паисий о тех, кто избавился от духовного ослепления лишь после смерти, что они мечтают только об одном. Чтоб Бог дал им всего пять минут земной жизни, но этих драгоценных минут, которые можно посвятить душе, у таких людей никогда уже не будет.



<<< Предыдущая  6  7  8  9  10  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


НЕКРОПОЛЬ

Часовня-усыпальница Хлудовых


ЗАКРЫТИЕ М-РЯ

Последний наместник Покровского монастыря архиепископ Вениамин (Милов) после ссылки


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Моление св. блж. Матроны перед образом Пресвятой Богородицы о спасении России. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием


ВРУЧЕНИЕ ПОСОХА

2 мая 2002 года в день канонизации святой праведной блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, после окончания Божественной Литургии, вручил игуменский посох настоятельнице Покровского ставропигиального женского монастыря игумении Феофании. Фото: Виктор Корнюшин