ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровской церкви Покровского женского монастыря. 1998 г.


ВСТРЕЧА МОЩЕЙ

Настоятельница игумения Феофания с сестрами встречают мощи блаженной старицы Матроны в Покровском женском монастыре. 1 мая 1998 г.


ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ

Преждеосвященную Литургию в день обретения мощей блаженной старицы Матроны в Покровском ставропигиальном женском монастыре служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. 8 марта 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ

Великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровскоко женского монастыря в селе Марково, совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра. 13 ноября 2004 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

17 мая 2018. Вознесение Господне. Евангельское чтение: Лк 24, 36-53.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас, братья и сестры, поздравляем с сегодняшним Великим Праздником Вознесения!
Вознесение не оставило нам Христа на земле, но приблизило нас к Богу, к Его Царству. Христос пришел в этот мир ночью, в непогоду, родился Он в пещере. А вознесся в ясный день, вознесся с горы. Это также является евангельским образом. Пришел в мир, который лежал во зле, который был погружен в греховную мглу. Придя, совершил дело спасения людей, положил основание Церкви, Небесному Царству, даровал людям свет богообщения, свет высокой евангельской истины, победил проклятие и смерть и вознесся во Славе, совершая последнее Свое земное дело - благословляя Своих учеников: "вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо" (Лк 24, 50-51).

С тех пор это благословение неотлучно пребывает с христианами в Церкви, основанной Спасителем. Апостолы, над которыми были распростерты благословляющие руки Господа, благословили своих учеников, рукоположив епископов и пресвитеров, те благословили своих учеников на совершение таинств, на несение людям евангельской истины. Так, через непрерывное преемство рукоположений, благодать священства, благословение Господне дошло до нас. И мы, в Церкви Христовой, приступаем к учрежденным Им таинствам. Кто осмелился бы без этого благословения вступить на священническое служение?
Но как же Вездесущий Бог мог вознестись и воссесть одесную Отца? Евангелист Марк повествует о Вознесении так: "Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога" (Мк 16, 19)? Речь здесь идет о воспринятой Им в Рождестве человеческой природе. Она и была вознесена и прославлена. По правую сторону от царя принято сажать самого почетного его вельможу. Этот образ говорит нам о введении человеческой природы во Славу Божию. Каждый из нас должен последовать за Господом, даровавшим нам Небесное Царство, направиться во Славу Божию.

Ныне открыт нам путь к спасению, даны Христовы таинства, исцеляющие душу, каждый призван Господом к обожению. Святитель Феофан Затворник призывал: "приди всякий и бери. Но заготовь сокровище-хранительницу - чистое сердце; имей руки, чем брать - веру неразмышляющую, и приступи исканием уповающим и неотступно молящимся".



16 мая 2018. Среда седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 12, 36-47.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Христос отвечает на вопрос иудеев о предстоящих Ему страданиях. Смысл их вопроса был таким: «как же Ты, называя Себя Мессией Христом, говоришь, что вскоре Тебе предстоит умереть за людей? Мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек».

Христос говорит им: «еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них». Святые отцы объясняют, что Христос, говоря о Своей Смерти, уподобляет Себя Свету. Солнце может скрыться, но оно не исчезнет. Также и Господь вкусит смерть лишь для того, чтобы ее победить, воскреснуть и даровать людям вечную жизнь.

Далее мы читаем слова апостола Иоанна: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Что явилось причиной духовной слепоты фарисеев? Одна из главных причин была в том, что они не желали, чтобы Христос был Богом. Главной чертой этих людей была гордость. Скрупулезно исполняли внешние предписания, старались, чтобы никто не знал об их нечистом сердце и мнили себя великими праведниками. Христос же, желая спасти хотя бы некоторых из них, обличал их в грехах, указывал на главное в Законе. А им нужен был не тот Бог, который призывает к чистоте сердца, любви к ближнему, но тот, который даст им земное благополучие и могущество.

Так же и многие атеисты убедили себя в том, что Бога нет. Ведь, если Он есть, если видит и наши дела и мысли, если вся наша жизнь откроется на Страшном Суде, как же это будет невыносимо. Потому, вместо того, чтобы с помощью Божией бороться с грехами, стали бороться с Богом. Как и фарисеи, уподобились младенцу, который закрывает лицо руками и говорит: «меня нет».



15 мая 2018. Вторник седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 12, 19-36.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как ко Христу подошли греки. По преданию, они были посланниками эдесского князя Авгаря. Тот желал видеть Христа, знал о ненависти к Нему иудейских религиозных лидеров, об их желании погубить Господа. Потому через посланников он предложил Иисусу жить в его стране, сейчас сказали бы, что предложил политическое убежище.

Господь не принял предложения князя и сказал ученикам: «Любящий душу свою (то есть свою жизнь) погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой».

Всякий слуга обязан следовать за господином. Христос готовился к Крестным Страданиям, до них оставалось менее недели. Говоря о скорбях, предстоящих в земной жизни каждому Своему последователю, Господь добавляет и утешение. Всякий, идущий вслед за Ним, окажется там же, где и Он. Идёт вслед за Господом тот, кто старается жить по Его заповедям, все жизненные обстоятельства вверяет Богу, который один знает, что для нас сейчас лучше - скорбь или утешение, который желает, чтобы мы были с Ним.

"Блажен, кто кротко, молчаливо
идет за Господом Христом
и крест несет свой терпеливо
на жизненном пути своем с надеждой,

что сей путь прискорбный он
с Божьей помощью пройдет
и в жизни будущей, загробной
блаженство вечное найдет", читаем мы в дневниках архимандрита Павла (Груздева).

«Где же Христос? На небесах. Итак, переселимся туда душою и умом еще и прежде воскресения», советует святитель Иоанн Златоуст. Где наш Небесный Отец там и наше отечество. Здесь мы находимся временно, как в гостинице. По слову того же святого отца: «смотря на здания, на изобретения и произведения искусств люди, со слезами приговаривают: как много замышляет человек, и между тем – обращается в прах! (то есть все в скором времени разрушается, погибает)».

Наша душа больна грехом и совсем не заботится о небесном отечестве, все устремления наши здесь, в земной жизни. Никто не избегал смерти, не находил счастья в достатке, в земных достижениях. Потому и необходимо такие устремления возненавидеть, а на первое место поставить молитву, покаяние, добрые дела. Когда кого-то ненавидят, то даже слышать его не могут. Так должны и мы относиться к греховным мыслям, к чрезмерной заботе о земном, к тому, что препятствует духовной жизни.

Святитель Игнатий Брянчанинов призывал: «Оставь греховную жизнь, оставь земные пристрастия и наслаждения, отрекись души своей, тогда сделается для тебя доступным и понятным Евангелие. Для любящего душу свою, для того, кто не решается на самоотвержение, закрыто Евангелие: он читает букву; но слово жизни, как Дух, остается для него под непроницаемой завесой. Когда Господь был на земле пресвятою плотию, многие видели Его и, вместе, не видели. Что пользы, когда человек смотрит телесными очами, общими у него с животными, а ничего не видит очами души умом и сердцем? И ныне многие ежедневно читают Евангелие, и вместе никогда не читали его, вовсе не знают его».

Архимандрит Павел (Груздев) приводил такие поучения:
"Человек, как трава, дни его,
как цветы, отцветут.
Вот он жив, полон сил и надежд,
завтра вечную память поют.
Кто казался всесильным тебе,
перед кем ты вчера трепетал,
тихо грозные очи смежил,
горстью праха в мгновение стал.
Всемогущий владыка и раб
часа страшного не избегут-
он пробьет, и надежды души, как трава, под косою падут.
Смертный! помни сей час!
помни, тленен земной твой покров!
Вышней жизнию духа живи-
будь к бессмертью всечасно готов";

"Никто не пожинает, если не посеял, никто не увенчивается, если не пострадал, без временной муки не избежишь вечной";

"Помни! Что помирать - не миновать, земная роскошь смертью отнимается, а страдания ею же прекращаются"

"Все исчезнет в этом мире,
как трава и цвет в полях,
бедный в рубе, царь в порфире-
обратятся оба в прах.
Небом должно мне пленяться
и надеждой в Бога жить,
верой в Бога утешаться
и душой Его любить".



14 мая 2018. Понедельник седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 11, 47-57.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о реакции иудейских первосвященников и фарисеев на воскрешение Христом четверодневного мертвеца – Лазаря. Они «собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». Чего они боялись? Что народ иудейский признает во Христе Мессию, о котором говорили пророки. По укоренившимся у евреев представлениям, Мессия должен избавить израильтян от всех врагов, покорить им все народы. На самом же деле, пророки, говорившие о Христе, имели в виду победу Спасителя над смертью, дьяволом, обращение к истинной вере представителей всех народов.

Фарисеи опасались, что народ, видя чудеса Христовы, увидит в Нем Мессию и начнет бунт против оккупационной римской власти. Поскольку силы не равны, то, считали они, бунт будет подавлен. Об этом они совещались.

«Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его».

Первосвященник Каиафа предложил выход из сложившейся ситуации. Чтобы сохранить жизни многих иудеев, которые несомненно погибнут в случае бунта, лучше убить Христа и Лазаря. Такова была его мысль. Но получилось, что он сказал слова, содержащие гораздо более глубокий смысл, чем тот, который вкладывал в них сам Каиафа. Главный смысл слов, которые Господь вложил в его уста, уста первосвященника, в том, что Христос берет на Себя грехи всего мира и за них добровольно умирает на Кресте по любви к роду человеческому.



13 мая 2018. Неделя о слепом. Евангельское чтение: Ин 9, 1-38.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим об исцелении Христом человека, который был слепым от рождения. Когда Спаситель проходил мимо слепого, ученики спросили Его, кто согрешил, незрячий или его родители, что тот родился слепым? Господь же сказал: "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии". После этих слов Спаситель плюнул на землю, сделал брение и помазал слепому очи. Затем отправил его к купели Силоам, чтобы тот умылся. Тот поверил, пошел и умылся, и вернулся зрячим.

Каково значение этого чуда, совершенного Христом? Почему этому чуду посвящен сегодняшний воскресный день?
Силоам на древнееврейском языке означает "посланный", что и указывает особо евангелист Иоанн. А Святитель Иоанн Златоуст называет Самого Иисуса Христа "духовный Силоам". Он был послан, чтобы человечество духовно прозрело. В этом главное значение совершенного чуда, во образ которого становится зрячим слепорожденный. Язычники должны были прийти к познанию истинного Бога, а иудеи увидеть главный смысл Ветхого Завета, понять его дух, принять Новый Завет. Слепой получил врачевство от Христа и отправлен к водному источнику. Вода это образ действия благодати Святого Духа, который живит всякую душу. Сейчас мы продолжаем праздновать Пасху Христову и готовимся скоро встретить Пятидесятницу - День Святого Духа. Потому это евангельское событие вспоминается в эти дни.

Каждый из нас также должен духовно прозреть. Как? Слепой не противился непонятным, возможно даже странным действиям Спасителя. Принял от Него помазание слюной, смешанной с землей, потом послушно отправился к купели и там прозрел. Мы тоже, если желаем спасения души, не должны пренебрегать порой кажущимися не особо нужными для нас установлениями церковными - утренними и вечерними молитвами, постом, пока не понятными для нас богослужениями, необходимостью регулярно исповедоваться и вкушать Тело и Кровь Господа в таинстве евхаристии. Если и кажется, что не многое меняется, должны с верой принять это, стремиться постепенно узнавать содержание непонятного, читая толкования, но не отвращаться от того, смысл чего нам не ясен, проявить веру.

Мы рождаемся духовно слепыми, наследуя от родителей поврежденную грехом человеческую природу. Мы духовно слепы. Святитель Игнатий Брянчанинов, память которого мы сегодня совершаем, так говорил о духовной слепоте:
"В духовном отношении все грешники должны быть признаны слепыми: они точно – слепы. Их называет слепыми Священное Писание; самое дело доказывает слепоту их. Зрение грешников столь извращено и повреждено грехом, что оно со всей справедливостью должно быть признано и названо слепотой. Слепота эта – слепота духа. Слепота эта тем опаснее, что она наиболее признает и проповедует себя удовлетворительнейшим, превосходнейшим зрением. Не видит слепотствующий грешник ни Бога, ни вечности, ни себя, ни назначения, для которого создан человек, ни смерти, ожидающей его и всех человеков, неминуемой ни для него, ни для кого из человеков. Несчастный! Он действует из слепоты своей, действует для погубления себя, действует для одного суетного и временного, гоняется за одними призраками. И приходит забытая им смерть, срывает его с поприща деятельности его, представляет на суд Божий, о котором он никогда не думал, к которому он вовсе не приготовился. Началом возвращения к зрению для слепотствующего грешника служат сознание и исповедание слепоты, оставление деятельности, совершаемой под водительством этой слепоты".
Заповеди Божии, забота об их исполнении, должны привести душу к пониманию нашего падшего состояния. Через них мы должны почувствовать необходимость в Спасителе, в Боге.

Примем с верой Слово Божие, церковные установления и устремимся к исцеляющей благодати Божией. Каким прекрасным открывается мир прозревшему человеку, который не мог видеть со дня рождения! Еще более прекрасный духовный мир должны открыть мы, прозрев духовно, оставив всю нечистоту, обиды, восприняв жизнь по Евангелию.



12 мая 2018. Суббота седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 10, 27-38.

Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа: "Я и Отец одно". Ни один пророк не мог сказать ничего подобного. Эти слова убеждают нас в том, что Христос - Истинный Бог. Так восприняли эти слова и богословски образованные фарисеи. Они готовы были убить Иисуса за богохульство, так как считали Его обыкновенным человеком. Христос же указывает им на то, что Его свидетельство о Себе подкреплено такими чудесами, которые никто повторить не мог, что Его дела - дела любви к людям: "много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?"

"Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем", продолжает Господь.
Однако, духовная слепота помешала религиозным лидерам иудеев увидеть во Христе своего Бога. Впоследствии именно то, что Господь называет Себя Богом, и стало главным обвинением, за которое Он был приговорен к распятию.



11 мая 2018. Пятница седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 10, 17-28.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, в которых Он уподобляет Себя доброму, заботливому Пастырю - пастуху, а уверовавших в Него овцам Его стада.
Эта притча была сказано после того, как Христос обличил в духовной слепоте религиозных учителей израильского народа - фарисеев. Обличил за то, что после того, как Он исцелил слепого, сотворил явное чудо. Несмотря на это, фарисеи не только не уверовали в Него, но еще больше стали желать Господа погубить. Людей же стали убеждать, что никакого чуда не произошло. Вместо того, чтобы быть пастырями богоизбранного народа, они стали вести овец Христовых в погибель.

Господь называет фарисеев не пастырями, а наемниками, которые заботятся лишь о себе. В случае опасности они бросают овец Божиих: "Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня".

О Себе Господь свидетельствует, что Он Пастырь добрый. Для того Он и пришел в мир. Ради спасения овец (тех, кто пожелал быть Его учениками) от волков, от вечной смерти, Он Сам принимает смерть и дарует нам воскресение.

Итак, овцы Христовы - те, кто в Него верует и эта вера проявляется в их делах. Кающийся грешник - тоже из овец Христовых. Овечка, отставшая от Христова стада. О таких мы читаем притчу о заблудшей овце (Мф 18, 12-14), в которой говорится, что о кающемся грешнике Господь заботится более всего, ибо "нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих" и "на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках" (Лк 15, 7). Господь особенно заботится обо всяком, для кого грех это крест, страдание. Такой не должен отчаиваться, но стараться исправиться и ждать избавления от Господа.
Еще одно место в Евангелии, в котором используется образ Христа - Пастыря, повествует о Страшном Суде. "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". (Мф 25, 31-40).

Тут говорится о жизни тех, кто принадлежит к Христову стаду. Их вера проявляется в делах любви. Являемся ли мы, пусть и отстающими, но овцами из стада Христова? Живем ли мы любовью к ближним или не только любви не имеем, но и порой что-то безобидное потерпеть в ближнем не можем? Что доброго и полезного мы делаем для них? Если наше сердце живет самолюбием, то мы обманываемся, считая себя порядочными людьми. Если с покаянием не приступим к Господу и не встанем на путь исправления, не будем приступать к спасительным средствам, которые Он оставил, к исповеди, то душа станет неисцельной. Поздно будет каяться в день Страшного Суда. Козел (тоже образ) не сможет стать овцой. Душа, всю жизнь делавшая неправильный выбор, не слушавшая совесть, не сможет уже обратиться к добру.



<<< Предыдущая  6  7  8  9  10  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Фотография блаженной старицы Матроны. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. - 2 мая 1952 г.


ХРАМ МАТРОНЫ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм святой праведной блаженной Матроны Московской. 1 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЧУДОТВОРЕНИЯ

Святая блаженная Матрона пророчествует стражу об огне. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием


ПЕРВЫЙ ВИЗИТ

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь и молебен Покрову Божией Матери перед Всенощным бдением. 13 октября 1996 г.