ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ЗАКРЫТИЕ М-РЯ

Последний наместник Покровского монастыря архиепископ Вениамин (Милов) после ссылки


ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ

В Великий понедельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь Москвы. 29 марта 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ВСТРЕЧА МОЩЕЙ

Настоятельница игумения Феофания с сестрами встречают мощи блаженной старицы Матроны в Покровском женском монастыре. 1 мая 1998 г.


ХРАМЫ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Воскресения Словущего. 27 мая 2008 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

4 февраля 2018 года. Неделя 35-я по Пятидесятнице. О блудном сыне. Евангельское чтение: Лк 15, 11-32.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Готовя христиан к Великому посту, Церковь предлагает нам лучшие примеры покаяния. Сегодня приводится притча Христа о блудном сыне:
"У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся".

По толкованию святых отцов, сын, который попросил отца дать ему часть имения, являет образ души каждого из нас, когда мы отступаем от Бога. Наши ум, таланты, время, силы, имущество, та благодать, которую мы получили в крещении и причастии - все это дано нам Господом. Когда мы не желаем жить по Божиим законам, то уподобляемся блудному (заблудившемуся, вставшему на неправильный путь) сыну. В каком случае дети получают часть имения отца? После его смерти. Как блудный сын так и мы, когда не желаем жить по Божиим заповедям, когда хотим поступать по-своему, тем самым как бы самим делом говорим нашему Небесному Отцу: "Ты для нас умер. Тебе нет места в моей жизни".
Согласие отца разделить имение - это свобода, которую Бог дал каждому из нас. Бог не неволит нас к добру. Заповеди это просьба Любящего Отца, распявшегося за нас на Кресте: не делайте так - это приведет вас к страданиям.
Дальняя страна - жизнь греховная, жизнь без Бога.
Расточившееся имение и нищета - утрата благодати Божией, смысла жизни, надежды. Это уныние, отчаяние, истощание душевных и телесных сил и добродетелей.

Нечистые животные, которых пас блудный сын в далекой стране - греховные помыслы, страсти, с которыми мы живём. Слово "страсть" происходит от слова "страдание". Грех больше не доставляет никакой радости. Греховная жизнь мучает. Но жить по-другому человек уже не может. Корм для свиней, которым желал насытиться блудный сын - попытка удовлетворить страстям. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет об этом так: "Напрасно вздумал бы человек заглушать эти помышления и ощущения исполнением их: они наиболее невыполнимы! А и выполнение возможных человеку страстных помыслов и мечтаний не уничтожает их: возбуждает с удвоенною силою. Человек сотворен для Неба: одно истинное добро может служить для него удовлетворительною, жизнеподательною пищею".
Первая часть притчи это рассказ о поэтапном удалении сына от отца, вторая - о поэтапном возвращении. Оно начинается, когда он, как сказано, "пришел в себя". Основная мысль притчи в том, что нам никогда нельзя отчаиваться. Нет непоправимых ситуаций. Только нежелание меняться, терпеть последствия своих ошибок, стараться впредь всячески уклоняться от греха, закрывает для нас дорогу назад. Дорогу к Любящему Отцу - Богу.

Сын взял половину имения и ушел. Проклял ли его отец? Что он делал все эти годы? Сидел у окна и ждал. Осудивший себя сын понимал, что о прощении и речи быть не может. Но от безвыходности пошел в дом отца просить принять его в качестве наемного рабочего, даже раба. Отец, дождавшись сына, выбежал к нему, обнял, дал ту одежду, в которой сын некогда ходил, живя в его доме, повелел устроить пир.
Бог, подобно отцу блудного сына, Сам выходит к каждому из нас навстречу, если только мы с раскаянием идем к Нему.
Телец, которого повелел заклать отец от радости - образ Христа, закланного за наши грехи. Пир, устроенный отцом - образ евхаристии.
"Блажен тот грешник, который, ужаснувшись греховности своей, захочет избавиться от гнетущей его тяжести покаянием", свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов. Только осознав, что мы давно ушли на страну далече, мы сможем по настоящему понять, что хотя мы и блудные дети, но Бог - наш отец. Чтение наставлений подвижников благочестия, их жизнеописаний, крайне важно для осознания нашего духовного состояния. Такому чтению необходимо уделить время в предстоящий пост. Увидев, каким может быть человек, преображенный Богом, мы скорее осознаем свое ничтожество. Со святыми и следует себя сравнивать. Некоторые делают ошибку, считая, что многие живут хуже, чем они, сравнивая себя с прочими людьми, которые совершают те или иные греховные поступки. Придя на прием к врачу мы же не говорим ему: "доктор! Я еще не самый больной человек на земле".

Мы можем задуматься, несем ли мы свет прочим людям или, напротив, нередко сеем вражду, осуждение. Один священник вспоминал об отце Павле (Груздеве): "Мы сидели со старцем одни в комнате — он что-то делал, а я размышлял. Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?» В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» и опять продолжил работу. Тогда я не сразу понял эти слова. Но когда умерла моя мама, ничто не могло успокоить меня, и только общение со старцем полностью исцелило боль. Теперь я понимаю, что Господь дал ему дар исцелять души людей через обычные беседы".
Таковы плоды жизни духовной. Как часто плоды нашей жизни явно свидетельствуют о нечистоте нашей души.
Если бы не скорби, постигшие блудного сына на чужбине, разве он пришёл бы в себя? Разве познал бы, возвратившись, как отец его любит, разве узнал бы, что все эти годы он ждал его у окна? Скорбные обстоятельства нашей жизни призваны подтолкнуть нас обратно к Богу, должны помочь нам прийти в себя, а в итоге мы призваны познать неизреченную любовь Божию к каждому из нас.

Предстоящий нам Великий пост должен стать для нас путём блудного сына к Небесному Отцу.
В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы находим стих, ответ отца брату блудного сына, который огорчился, узнав о том, что брать вернулся и был встречен с любовью:
"В это время шел с работы
старший сын в отцовский дом,
Жил с отцом он без заботы,
не скучал и за трудом.
Дом пред ним, он слышит пенье,
одного зовёт из слуг:
- Разреши недоуменье,
что за пир у нас, мой друг?
- Младший брат твой возвратился,
- говорит слуга в ответ.
- Что ж отец?
- Распорядился, чтоб готовили обед.
Потому что он здоровым
принял сына в этот день
и взглянул он взглядом новым
на былое, как на тень.
Старший сын, нахмурив брови,
не хотел войти и в дом,
молчаливый и суровый,
он поник своим челом.
Вышел сам отец для зова,
сын пред ним сперва молчал,
наконец, на всё готовый,
так ему он отвечал:
- Сколько лет тружусь я в поле,
не жалея свежих сил,
и твоей отцовской воли
никогда не преступил!
А когда твой сын, гуляка,
есть пришёл твой хлеб опять,
ты, как в день весёлый брака,
пир придумал ему дать.
И велел убить теленка,
чтобы сына угостить,
а мне дал ли ты козлёнка,
чтоб друзей повеселить?
Разве я не сын твой тоже,
что меня ты вдруг забыл?
Нет, мой брат тебе дороже,
он гулял, а я служил!
- Сын мой, ты всегда со мною,
что моё твоё давно.
Ты в довольстве, ты в покое,
как в земле родной зерно.
А твой брат искал свободы,
он оставил дом отца,
чтож мир дал ему? - невзгоды,
в жизни горе без конца.
Жизнь нередко отрезвляет
горем путников земных,
с этим горем, всякий знает,
легче жить в семье родных.
Так и брат твой вынес много
горя в дальней стороне,
не суди его так строго!
Как и ты, он дорог мне.
Я давно с тоской боролся,
вдруг мне брат твой радость дал,
он, потерянный, нашёлся,
не пропал, а пропадал.
Постарайся ж примириться
с братом, жизнь не без конца,
и мы станем веселиться,
что он вздумал возвратиться,
и порадовал отца!"



3 февраля 2018 года. Суббота седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 20, 45 - 21, 4.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим такие слова:
"И когда слушал весь народ, Он сказал ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают до́мы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела".

Сначала мы услышали предостережение Христа, чтобы Его ученики не уподоблялись книжникам - людям, которые изучали Священное Писание, но не понимали его смысл. Эти люди не заботились о чистоте сердца, они имели много грехов и при этом желали казаться праведниками окружающим. Их жизнь не была наполнена служением Богу и ближним. Даже когда они и делали какое то благочестивое дело, то делали потому, что хотели, чтобы их хвалили. Из себя они сделали кумира, которому они служили и хотели, чтобы и прочие их превозносили. А любовь, если помогает кому то, то наоборот, забывает о себе. Помогает потому, что любит.

Пример такой любви к Богу мы видим у бедной вдовицы, о которой далее ведется повествование. Богу не важна внешняя форма - сколько она положила в церковную сокровищницу. Она принесла все, что у нее было.
Итак, книжники действуют, исходя из самолюбия, эгоизма. Делая по видимому благочестивое дело, они служат себе. Вдовица действует, исходя из самоотверженной любви. Делают внешне они одно и то же действие - жертвуют на храм. Но какие разные мотивы!
Многие интересуются куда поставить свечку в храме, перед какой "сильной" иконой помолиться. Из сегодняшнего евангельского чтения мы узнаём, что Богу важны не внешние наши действия, но что внутри. Давно ли мы серьезно готовились к исповеди, стараемся ли жить с другими в мире, помогать ближним, боремся ли с грехами.

Однажды Господь ответил законнику на вопрос о том, к чему нас призывает Священное Писание, в чем суть благочестивой жизни, жизни с Богом: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею: вот первая заповедь. Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей этих заповеди нет". Заповеди о любви к Богу и к ближним подобны. Бог так любит каждого человека, что предал Себя за него на смерть на Кресте. Потому, делая добро ближним, которые Господу так дороги, мы делаем добро Самому Богу. Утешить, простить, потерпеть недостатки другого, - оказать милость может каждый.

Архимандрит Павел (Груздев) рассказывал такой стих:

<<В убогой келье одинокой,
На хладных каменных плитах,
В тиши обители далёкой,
Молился пламенно монах.

Просил у Господа прощенья,
Самоотверженности, сил,
Чтоб побороть те искушенья,
Что он с трудом переносил.

На нём лежало послушанье,
Пришельцев, бедняков кормить,
Но к ним святого состраданья
Не мог в душе он породить.

Был полдень, в келье одинокой
Вдруг Свет лучистый осиял,
И уголок молитвы скромной
Лучею теплою обдал.

И инок увидал в смятеньи
Христа в хитоне пред собой,
Он пал на землю в восхищеньи,
Был полон радости святой.

То был Господь не в час страданья,
Не в час распятья на Кресте,
Не в час молитвы Гефсиманской
С следами крови на лице.

То был Господь, когда полями
На Пасху в град Иерусалим
Спокойно шёл с учениками,
С толпой, грядущею за Ним.

Из глубины души смиренной
В восторге инок возгласил:
"Кто ж я, что Ты, Господь вселенной,
Меня сегодня посетил?"

Тут звон внезапные страданья
В душе монаха возбудил, -
Уже идти на послушанье!
Оставить Господа нет сил...

И он пошёл туда, где ждали
Те, кто так часто голодал,
Кого мученья так терзали,
Что запах хлеба убивал.

Им ныне монастырь казался
Звездою райскою златой,
И хлеб, что щедро раздавался,
Казался трапезой святой.

Окончив инок послушанье,
Обратно в келию спешит,
В душе тревога, ожиданье,
И сердце трепетно стучит.

Ушёл ли Гость неоцененный,
Иль ждёт его Он может быть?
С надеждой тайною святою,
Спешит он дверь приотворить.

И что же? Дивное виденье
Он снова в келье увидал,
И оправдалось ожиданье,
Господь опять пред ним стоял!

И глас Божественный раздался:
"Зачем ты возроптал тогда?
А если б в келье ты остался,
то Я ушёл бы навсегда">>

Сегодня, в день памяти преподобного Максима Грека, приведём ряд наставлений этого святого о благочестивой христианской жизни:

" 1. Не столько отец печется о своих детях, сколько Преблагой наш Создатель и Промыслитель промышляет и печется о тех, которые право в Него веруют и твердо уповают на Него.

2. Если действительно желаем получить такую неизглаголанную Божественную радость Господа нашего Иисуса Христа, то приобретем одежду, соответствующую такой радости, сотканную от дел правды и милосердия, чтобы возмогли мы наслаждаться этой Божественной радостью в нескончаемые веки.

3. Следует нам прилежно наблюдать, чтобы поститься и духовно, воздерживаясь от всех душевных страстей, кои суть: зависть, ревность, любоимение, лукавство, пронырливость, ложь, лицемерие, жидовское сребролюбие и богомерзкое лихоимство, и причина всех зол- гордость. Полное воздержание от этих душепагубных страстей есть истинный и Богу благоприятный пост; а одно только воздержание в пище не только не приносит нам пользы, но и служит поводом большего осуждения, уподобляя нас бесам.

4. Кто с прилежанием, несомненной верой и теплейшим желанием исполняет заповеди Христа Спасителя с намерением угодить Богу, а не людям, тот у Него и Им признан будет и наречется иноком, хотя бы окончил настоящую жизнь и в мирском звании. Ибо не в перемене лишь одежды и не в воздержании от некоторых брашен заключается и похваляемо бывает христианское благочестие, но в перемене от злых языческих нравов и в воздержании от всякого зла и душевредных страстей плоти и духа.

5. Ужасное, воистину, ужасное дело — желание золота, и оно, по апостолу, служит причиной всех зол. Оно никогда не перестает, но чем более удовлетворяется, тем более разжигается у лихоимца. Страсть сребролюбия и лихоимства подобна огню: как огонь чем более найдет вещества, тем сильнее разгорается, так и желание золота всегда более и более разгорается в ненасытном сердце любителя богатства".



2 февраля 2018 года. Пятница седмицы 35-й по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

Сегодня мы совершаем память преподобного Евфимия Великого. Из жития преподобного мы узнаем об удивительной по чистоте и святости жизни подвижника. Известно о том, что даже самые грубые арабские племена, видевшие дела святого, слышавшие его слово, обращались в христианскую веру, многие постригались в монашество и, ранее грозные сильные и гордые люди, становились сподвижниками смиренного старца. "Эти волки пустыни превратились в духовных овец Христовых и не хотели более покидать святого. Они раскинули шатры поблизости, и впоследствии их стан превратился в городок", повествует нам житие. Преподобный Евфимий заповедал своим чадам за все благодарить Бога во всякое время, прежде всего за то, что Он призвал их от суеты мира и дал им святую жизнь, уподобляющую их ангелам. Несомненно, этот призыв благодарить Бога во всех обстоятельствах жизни, относится к каждому христианину. Необходимо верить, что Бог призывает нас к жизни в Небесном Царстве и не унывать.

В сегодняшнем Евангельском чтении, которое читается в дни памяти преподобных, то есть святых монахов, мы читаем о наставлениях Иисуса Христа. Эти наставления получили название "заповеди блаженств". Их удивительная особенность состоит в том, что они не написаны в повелительном наклонении - делай то то, не делай так. Христос просто говорит: "блаженны (то есть счастливы в переводе на современный русский язык) нищие духом". В них Господь раскрывает нам секрет счастья, путь к нему. Современный человек всю жизнь старается стать счастливым. Стремится построить карьеру, много трудится, заботится о своем здоровье. Но при этом забывает о душе, о Боге. О грехах, которые все дальше удаляют нас от Господа. А без Бога стать счастливым невозможно. "Истинная радость происходит от чистой совести", наставлял архимандрит Павел (Груздев). Святитель Феофан Затворник говорит, что люди всю жизнь бегут в поте лица, но бегут не той дорогой, и потому не находят счастья.

Христос не дает приказов. Он принес людям радость, показывает где она. Хочешь ее? Возьми.
Первая заповедь блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие". В ней говорится о том, что тот, кто осознал свою духовную нищету (крайнюю степень бедности), множество грехов, отсутствие добродетелей, тот положил начало своему спасению, начало жизни с Богом. Противоположное состояние святыми отцами называется прельщением. Грешный человек не видит, что он плох, себя оправдывает, а других осуждает. Преподобный Антоний Великий говорил: "Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие". "Кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог", говорил преподобный Антоний. Видение своих грехов и сокрушение о них это признак выздоравливающей души.

Следующая заповедь естественно следует из первой: "Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь". "Блаженны алчущие и жаждущие правды", передает эту заповедь другой евангелист. Речь идет о тех людях, которые хорошо слышат свою совесть. Как тело требует удовлетворения голода у того, кто не ел несколько дней, или как так у того, кто давно не пил, в знойный день обостряется жажда, так совестливый человек стремится к жизни по правде Божьей. Праведную жизнь необходимо именно жаждать, а не просто вяло знакомиться с содержимым Библии, не просто вычитывать слова молитв. "На молитву нужно вставать поспешно, как на пожар", наставлял архимандрит Павел (Груздев).

"Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь". Конечно, речь идет не о всяком плаче. Скорбеть может и бессильная ненависть и неудовлетворенное сребролюбие. Таким не стоит ожидать утешения и помощи от Бога в злых намерениях. Апостол Лука написал Евангелие на греческом. На языке оригинала слово, переведенное как "плачущие", также имеет значения: «скорбящие, печалящиеся» - о своих грехах.

Эти заповеди - фундамент, основа благочестивой жизни. Они являются ступенями, которые нельзя перешагнуть и оказаться на более высоких. Сам Господь обещает таким людям утешение. Обещает привести их в Царство Небесное. Христианину, желающему встать на путь, указанный Христом, на путь покаяния, можно посоветовать испытать свою совесть с помощью духовной литературы. Весьма полезна может быть книга "Опыт построения исповеди", которая составлена на основе бесед о грехах, которые были произнесены архимандритом Иоанном Крестьянкиным.

Завершаются заповеди блаженств словами: "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их". Святитель Лука Войно-Ясенецкий обращал внимание, что эти слова относятся не только к мученикам, которых убивают за христианскую веру. Нам, говорил он, "смиренным христианам, надо искать именно Божьей силы и, подобно апостолу Павлу, хвалиться только немощами своими. Надо благодарить Бога, когда мы в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо тогда мы истинно сильны. Будем искать не силы мира сего, а немощей, Богом посылаемых. Будем благодарить, будем радоваться, когда Бог посылает нам болезни, когда претерпеваем великую скорбь от смерти близких своих, когда терпим нужду, голод, холод, когда преследуют нас, когда издеваются над нами, когда поносят нас. Ибо, если тогда будем благодушествовать в немощах своих, а не роптать на Бога, помня, что сила Божия в немощи совершается, сбудутся на нас слова Христовы: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня".
Таким образом, речь здесь может идти и о несении христианином своего жизненного креста в покаянии, без отчаяния, о прощении обидчиков. Архимандрит Павел (Груздев) говорил:
"Блаженны будете, когда людская злоба
За Имя Божие вам сердце уязвит,
Отнимет честь, друзей и будет гнать до гроба...
Утешьтесь: небо все с избытком возвратит".



1 февраля 2018. Четверг седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 31 - 14, 2, Мк 14, 3-9.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем слова Спасителя о времени Второго Пришествия Господа: "О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец".
Некоторые святые отцы толкуют эти слова так. Христос не говорит о сроках из педагогических соображений. Ни один человек не знает ни времени кончины мира, ни дня своей смерти. Господь устроил так чтобы мы не сказали: "еще много времени, потом покаюсь и исправлюсь, а пока и так можно пожить", чтобы из-за отсутствия страха смерти мы не стали неисправимыми, не погибли.

Другие святые отцы видят в этом самоумаление Воплотившегося Господа. В Ипостаси Второго Лица Святой Троицы, в событиях Боговоплощения и Рождества, соединились две природы. Кроме полноты Божества Он воспринял и всю человеческую природу кроме греха. Воспринял, чтобы человеческую природу в Себе Самом обновить, освятить и дать всем людям возможность добровольно приобщаться к этому новому человечеству, к жизни освященной, святой. Как Он, по воспринятой Им человеческой природе, нуждался в пище, в заботе о Нем родившей Его Богородицы, учился разговаривать, ходить, претерпевал страдания на Кресте (что никак не свойственно Богу, но Воплотившемуся Господу по Человеческой Его природе), так Он по человечеству не знает и времени кончины мира. Всеведение - свойство Божие. Здесь мы встречаемся с тайной Боговоплощения. Святитель Василий Великий говорит об этом так: «не знал бы и Сын, если бы не знал Отец, потому что от Отца дано Ему ведение».

Мы можем заключить, что если мы не хотим лишиться вечной жизни, мы всегда должны готовиться дать ответ Господу. Чтобы нам было неважно, когда именно будет суд. Феофан Затворник замечает, что многие, услышав об этом, скажут: "такая жизнь будет лишена всякой радости". Святитель далее говорит о том, что наоборот, если так жить, мы очистим жизнь от всего, что только кажется радостью, но ей не является. Радость наша тогда будет чистой и полной.
Также из слов Господа следует и то, что если кто то говорит о том, что время конца мира ему известно, или ему известен Христос, второй раз пришедший на землю, то это лжец. Не следует слушать таких людей. Второе Пришествие Господа будет явно для всех и сразу состоится Страшный Суд.

В Священном Писании мы читаем такие слова Христа: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1:7)». Что же тогда наше дело? Наше дело ожидать Господа. Освящать душу в церковных таинствах. Не откладывать спасение на завтра, ведь жизнь наша конечна. Преподобный Никон Оптинский поучает христиан: «Надо думать так, что только этот день дан тебе. Нельзя надеяться на завтрашний. Каждому грешнику обещано прощение, если покается, но никому не обещан завтрашний день». "Как хорошо встретить смерть с молитвою! А для этого надо навыкнуть, пока здоровы".

Евангельское чтение: Мк 14, 3-9. В другом сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о том, как ко Христу, когда Он находился в доме Симона прокаженного, приступила женщина. По мысли многих толкователей это была Мария, сестра Марфы и Лазаря. Она возлила драгоценное миро (ароматное масло) Ему на главу и ноги. Многие из находившихся рядом укоряли ее, не понимая, к чему такая трата.
В Евангелии от Иоанна сказано также, что среди укорявших женщину был апостол Иуда, который вскоре предал Христа. Он и многие другие говорили, что лучше бы было продать миро и раздать деньги нищим.

Спаситель ответил осуждавшим Марию: "оставьте ее; что́ ее смущаете? Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что́ могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что́ она сделала".

Толкователи поясняют, что обряд погребения в те времена требовал помазать тело умершего благовониным маслом. Но распятых разбойников никто не хоронил. Их тела снимались с креста и бросились рядом. В течение ближайших дней их полностью обгладывали собаки и дикие птицы. Тело Христа решился после распятия похоронить Его тайный ученик, Иосиф. А помазала Его перед смертью, еще до распятия, Мария, сама не догадываясь об этом.
Про возмущение Иуды о бессмысленной трате драгоценного мира сказано: "Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали". Далее в Евангелии описывается как Иуда пошел и сказал первосвященникам, что предаст им Христа. Те пообещали ему вознаграждение в тридцать сребренников.

В приведенном Евангельском повествовании противопоставляется любовь женщины, возлившей дорогое миро на ноги Спасителя и сребролюбие апостола Иуды. Тот, как ближайший ученик, более других знал о чудесах, совершенных Господом. Вполне очевидно, что он больше чем Мария слышал учение Иисуса. При этом не только ничуть не изменился к лучшему, но окончательно погряз во зле, в своем безумии.
Наше спасение зависит в первую очередь не от количества полученных нами знаний, но от того, меняется ли наша жизнь от слышания евангельского слова.
Святитель Феофан Затворник замечает, что Иуда, судя по всему, сам не знал о том, насколько велика греховная страсть, произрастающая в его душе. Считал себя не хуже других апостолов. Дьявол часто скрывает от нас нашу греховность, представляет нам грех, живущий в нас, незначительным. А тогда, когда уверен в нашем падении, с помощью укоренившегося в душе греховного недуга управляет нами и ведет "как слепого или связанного невольника, сначала на злодеяние, а потом и в пагубу отчаяния". Этого бы не произошло, замечает святитель Феофан, если бы Иуда открывал чистосердечно свои греховные движения Христу. Тот исцелил бы его душу. Святитель обращает внимание на необходимость и нам регулярно, внимательно готовясь к исповеди, приступать к Самому Господу в этом таинстве, чтобы не случилось с нами подобного.

Покаяние наше слабо, духовная жизнь невнимательна. Что же сделать нам? Митрополит Антоний Сурожский призывал всех христиан, подобно женщине, из любви возлившей на Господа сосуд с драгоценным миром, обратиться ко Христу. "Со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас".



31 января 2018 года. Среда седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 24-31.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим продолжение слов Христа о трагической кончине Иерусалима и о последних временах мира перед Вторым Пришествием Христовым. Разрушение Иерусалима, которое произошло в 70-м году по Рождестве Христовом, оно явилось прообразом последних времен, поэтому об этих событиях говорится одновременно.

«В те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою». Царство антихриста будет недолгим. Внезапно явится Свет Христов, по сравнению с которым свет солнца, луны, звезд не будет заметен. О Рождестве Христовом было открыто немногим. Господь родился неприметным образом в пещере, был положен Девой Марией в ясли для скота. Второе пришествие Христово будет сопровождаться явлением Его Божественной Славы и не заметить его не сможет ни один человек.

«И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба». Воскресение ждет каждого человека. Никто не сможет умереть, прекратить существование. Тела всех умерших будут восстановлены и соединены с их бессмертными душами. Это кажется невозможным, но сделает это Сам Бог, который некогда из ничего сотворил мир, дал бытие каждому. По толкованию блаженного Августина, первого человека звали Адам, его имя "по-гречески обозначает весь мир. Всего четыре буквы: А, Д, А, М. Четыре стороны света в греческом языке начинаются с этих букв: анатоли - значит «восток», дисис - «запад», арктос - «север» и месимбрия - «юг»". Адам в лице своих потомков был рассеян по всему свету. "Он был в одном месте, но пал и, будто распавшись на частицы, заполнил весь мир". В день Второго Пришествия мы увидим, как "Милость Божья собрала эти частицы отовсюду, обогрела их пламенем любви и сделала единым то, что рассыпалось".

Для верных Богу произойдет торжественная встреча с Господом в окружении ликующих ангелов, закончатся скорби последних времен, наступит вечный день света, нескончаемая Пасха. Для других начнутся вечные мучения. Там, со Христом место каждого из нас, этого желает Бог. Но, поступая безумно, мы можем лишиться Небесного Царства.

«От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то́ сбывающимся, знайте, что близко, при дверях». Когда ветви деревьев покрываются почками, каждый понимает – уже скоро будет лето. Так и когда мы видим сбывающимися слова, сказанные Христом о последних временах, об умножении беззаконий, лжепророков, творящих великие знамения, мы не должны отчаиваться. Встреча с Господом близка.

«Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Торжество беззаконий не должно приводить христиан в отчаяние. Сам Господь обещает – не прекратится род сей (род христиан), как Он придет судить мир. Благочестие будет встречаться и в самые тяжёлые времена, оно будет в душах, сохранивших верность Богу. Этими словами, по мысли толкователей, Господь утешает христиан, слышащих о предстоящем торжестве зла. Небо и земля, которые кажутся такими непоколебимыми стихиями, скорее прекратятся, но благочестие никогда не прекратится. Расцветающая смоковница предваряет лето, а не зиму. Также и скорбь последних времен это преддверие вечного Царства Христова.

Сейчас в мире, в душе всякого человека зреет добро или зло, душа каждого стоит перед выбором. Дверь покаяния открыта всем. Господь стучит к каждому из нас, желая преобразить нас, очистить от грехов при нашем содействии, желает вечно царствовать с нами. Потому бояться нам следует не скорбей последних времен, но наших грехов, нашей нераскаянности.



30 января 2018 года. Вторник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Память преподобного Антония Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы читаем о наставлениях Иисуса Христа, которые получили название "заповеди блаженств". Их удивительная особенность состоит в том, что они не написаны в повелительном наклонении - делай то то, не делай так. Христос просто говорит: "блаженны (то есть счастливы в переводе на современный русский язык) нищие духом". В них Господь раскрывает нам секрет счастья, путь к нему. Современный человек всю жизнь старается стать счастливым. Стремится построить карьеру, много трудится, заботится о своем здоровье. Но при этом забывает о душе, о Боге. О грехах, которые все дальше удаляют нас от Господа. А без Бога стать счастливым невозможно. "Истинная радость происходит от чистой совести", наставлял архимандрит Павел (Груздев). Святитель Феофан Затворник говорит, что люди всю жизнь бегут в поте лица, но бегут не той дорогой, и потому не находят счастья.
Христос не дает приказов. Он принес людям радость, показывает где она. Хочешь ее? Возьми.

Первая заповедь блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие". В ней говорится о том, что тот, кто осознал свою духовную нищету (крайнюю степень бедности), множество грехов, отсутствие добродетелей, тот положил начало своему спасению, начало жизни с Богом. Противоположное состояние святыми отцами называется прельщением. Грешный человек не видит, что он плох, себя оправдывает, а других осуждает. Преподобный Антоний Великий, память которого мы совершаем сегодня, говорил: "Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие". "Кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог", говорил преподобный Антоний. Видение своих грехов и сокрушение о них это признак выздоравливающей души.

Следующая заповедь естественно следует из первой: "Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь". "Блаженны алчущие и жаждущие правды", передает эту заповедь другой евангелист. Речь идет о тех людях, которые хорошо слышат свою совесть. Как тело требует удовлетворения голода у того, кто не ел несколько дней, или как так у того, кто давно не пил, в знойный день обостряется жажда, так совестливый человек стремится к жизни по правде Божьей. Праведную жизнь необходимо именно жаждать, а не просто вяло знакомиться с содержимым Библии, не просто вычитывать слова молитв. "На молитву нужно вставать поспешно, как на пожар", наставлял архимандрит Павел (Груздев).

"Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь". Конечно, речь идет не о всяком плаче. Скорбеть может и бессильная ненависть и неудовлетворенное сребролюбие. Таким не стоит ожидать утешения и помощи от Бога в злых намерениях. Апостол Лука написал Евангелие на греческом. На языке оригинала слово, переведенное как "плачущие", также имеет значения: «скорбящие, печалящиеся» - о своих грехах.

Эти заповеди - фундамент, основа благочестивой жизни. Они являются ступенями, которые нельзя перешагнуть и оказаться на более высоких. Сам Господь обещает таким людям утешение. Обещает привести их в Царство Небесное. Христианину, желающему встать на путь, указанный Христом, на путь покаяния, можно посоветовать испытать свою совесть с помощью духовной литературы. Весьма полезна может быть книга "Опыт построения исповеди", которая составлена на основе бесед о грехах, которые были произнесены архимандритом Иоанном Крестьянкиным.

Завершаются заповеди блаженств словами: "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их". Святитель Лука Войно-Ясенецкий обращал внимание, что эти слова относятся не только к мученикам, которых убивают за христианскую веру. Нам, говорил он, "смиренным христианам, надо искать именно Божьей силы и, подобно апостолу Павлу, хвалиться только немощами своими. Надо благодарить Бога, когда мы в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо тогда мы истинно сильны. Будем искать не силы мира сего, а немощей, Богом посылаемых. Будем благодарить, будем радоваться, когда Бог посылает нам болезни, когда претерпеваем великую скорбь от смерти близких своих, когда терпим нужду, голод, холод, когда преследуют нас, когда издеваются над нами, когда поносят нас. Ибо, если тогда будем благодушествовать в немощах своих, а не роптать на Бога, помня, что сила Божия в немощи совершается, сбудутся на нас слова Христовы: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня".
Таким образом, речь здесь может идти и о несении христианином своего жизненного креста в покаянии, без отчаяния, о прощении обидчиков. Архимандрит Павел (Груздев) говорил:
"Блаженны будете, когда людская злоба
За Имя Божие вам сердце уязвит,
Отнимет честь, друзей и будет гнать до гроба...
Утешьтесь: небо все с избытком возвратит".



29 января 2018 года. Понедельник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 9-13.

В сегодняшнем Евангельском чтении слышны слова Христа, который говорит апостолам и прочим христианам о предстоящих им страданиях. В ветхозаветные времена богоизбранному народу было обещано пророками благословение Божие за исполнение заповедей. Праведник получал земное благополучие. Крайне редко, например в истории с многострадальным Иовом, этот принцип нарушался.

Ученики приходят в недоумение, когда Христос говорит им о предстоящих Ему страданиях и смерти, которые Он вскоре добровольно вкусит. Апостолы, проявляя свою человеческую немощь, спорили, кто из них выше в Царстве Христа, а Он открыл им свой путь. Путь нашего Царя - Христа, ведет на Крест. Любой человек, если его спросят, как бы он мечтал жить, выберет жизнь как у царя. И вот, Христос обещает апостолам, что те из них, которые не оставят Его, будут жить царской жизнью.

Он говорит им: "вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними... Предаст же брат брата на смерть, и отец - детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется".
Апостолы ожидали услышать от Господа пророческие слова об избавлении от грядущих бед, а услышали, что им надлежит пострадать.

Истинные христиане, самые великие святые, никогда не пытались бороться со злом военной силой. На всякую силу всегда найдется сила бо'льшая. Христиане призваны противостоять злу смешным, казалось бы, образом. Призваны бороться со злом в самом себе. Тогда в нас будет действовать Дух Христов, которому мир не может противиться:

"Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что́ вам говорить, и не обдумывайте; но что́ дано будет вам в тот час, то́ и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый".
Святитель Игнатий Брянчанинов наставлял христиан об умножающемся в мире беззаконии: "Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его".
Наше спасение в следовании за Спасителем крестным путем, в борьбе со своими греховными страстями, в том, чтобы до конца идти прямым путем, на котором преображается наша душа. Архимандрит Павел (Груздев) так говорил о скорбных обстоятельствах:

"Кто не имеет здесь скорби, тот и радостей не увидит в будущей жизни";
"Ни место, ни народ, ни дни, что стражаем мы- тому виною мы одни";
"Если бы не было унижений и поруганий, то не было бы ни одного святого. Кто бежит от скорбей, тот бежит от жизни вечной своей. За что бы мы получили награду, если бы нас не обижали, обижающих мы должны считать благодетелями душ наших";
"Ох, как долог, труден
скорбный путь земной!
Долго ли я, долго ль
не приду домой?
Боже милосердный,
подкрепи меня!
Видишь ты, Всещедрый,
как измучен я.
Всё-то грязь да слякоть
на моем пути.
Боже мой, как трудно
дальше мне идти!
Боже милосердный,
Ты услышь меня,
оставляют силы,
утомился я.
Ноги отказались
вовсе мне служить,
тяжело, о Боже,
тяжело так жить.
Голова кружится
и темно в глазах,
На сердце ложится
мучительный страх.
Что же буду делать
и куда пойду?
В сторону сверну я?
В яму упаду?
Нет уж, лучше прямо,
прямо я пойду.
Рано или поздно
до конца дойду".



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ХРАМ МАТРОНЫ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм святой праведной блаженной Матроны Московской. 1 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


120-ЛЕТИЕ

В день празднования 120-летия со дня рождения святой праведной блаженной Матроны Московской были освящены полным чином три придела храма Воскресения Словущего. Великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. 22 ноября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК

Последний звонок в приюте для девочек Покровского ставропигиального женского монастыря. 29 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин