ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ФЕОДОР II

Блаженнейший Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II, посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь и поклонился мощам святой праведной блаженной Матроны Московской. 6 сентября 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровской церкви Покровского женского монастыря. 1998 г.


ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ

Преждеосвященную Литургию в день обретения мощей блаженной старицы Матроны в Покровском ставропигиальном женском монастыре служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. 8 марта 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

6 августа 2018. Понедельник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 13-22.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как Господь обличает книжников и фарисеев. Эти люди старались казаться окружающим ревностными знатоками и исполнители Закона Божьего. Но забота их была направлена на исполнение внешних предписаний, а цель, ради которой давались людям эти внешние установления, их не интересовала. Например, посвящая седьмой день Богу, они считали тяжким грехом сделать что либо незначительное в этот день. Даже считали свои шаги и других учили, что в субботу нельзя много ходить. А совершить в этот день предательство, оставить человека без помощи, предать неповинного на смерть, за грех не считали. Думали, что они святы, ведь закон по букве, казалось бы, соблюден.

Во все времена ошибка в духовной жизни фарисеев была присуща людям. Исполнить внешние дела богоугождения гораздо проще, чем заботиться о чистоте своей души и даже помыслов. Существуют целые религии, которые построены только на делах внешнего богопочитания.
И в наше время почти всем верующим людям, в том числе относящим себя к православным христианам, в той или иной степени свойственно религиозное мировоззрение фарисеев. Обличения, сказанные им Господом, относятся и к нам.

Мы считаем, что быть некрещеным очень плохо, но забываем, что погружение в купель это наша смерть и погребение. Даже не обещание всевозможно беречься от греха, а смерть и погребение для жизни греховной. Восстание из купели - воскресение для жизни новой, святой. Помним ли, что всякий грех для нас теперь это что то противоестественное, главная беда? Или день за днем грешим и не видим в этом ничего особенного?
Стремимся крестить наших детей. А будем ли читать с ними Библию, объяснять им красоту православной веры? Сможем ли научить тому, чего не знаем, наставить жить так, как сами не живем? Величайшие святые отцы (Кирилл Александрийский, Григорий Богослов и другие) говорят, что без подобной решимости люди крестят, а Дух Святой не крестит, что произойдет лишь обливание водой. Но мы радуемся, что получили свидетельство о крещении, внешний обряд совершен, мы православные, говорим мы. Не к нам ли относятся слова Господа: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо'дите и хотящих войти не допускаете".

Детская душа восприимчива к вере. Вся жизнь пойдет по другому, если верующие родители читают с детьми Библию, водят их на причастие, сами по вере живут и со своими немощами борятся. "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас".

Фарисеи заботились хотя бы о делах внешнего благочестия. Мы же и того не делаем. Только когда случится беда пойдем в храм, искренно помолимся. Но о чем? О выздоровлении, разрешении трудной ситуации. А чтобы сердце научилось прощать, чтобы мы не забывали больше Бога, перестали распинать Его своими грехами, мы не заботимся. Легче поставить свечку и подать записку, а после этого считать, что все необходимое сделали, чем внимательно исповедаться и положить начало исправлению. Если мы в этом не изменимся и к нам отнесутся слова Господа "горе вам!"



5 августа 2018. Неделя 10-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 14-23.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали о том как Господь Иисус Христос, исцеливший отрока, одержимого бесом, сказал: "сей же род изгоняется только молитвою и постом".
Святитель Феофан Затворник говорил, что одержимость бесовская может быть незаметна как окружающим, так и самому человеку, который одержим нечистым духом. Проявляется она в том, что такой живет, исполняя волю дьявола. Постоянно совершает грехи, уклоняется от всякого добра.
И вот, Сам Господь указывает единственный путь ко спасению - пост и молитва. "Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать случая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают молитва и пост".

Многие из тех, кто уже пробовал когда-либо поститься, воздерживаться от скоромных продуктов в установленные Церковью дни, придут в недоумение от этих слов святителя. Ведь никаких, тем более незамедлительных плодов своего воздержания, они могли не заметить. То же касается и молитвы.
В чем может быть причина? Известны высказывания опытных духовников, которые замечали, что люди сейчас читают много молитв, но не молятся. Вычитывание молитв и живое обращение души к Богу это разные вещи. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: "душа всех упражнений о Господе – внимание. Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы", - как мертво тело, разлучённое с душой.

Архимандрит Павел (Груздев) говорил, что молиться нужно так, <<как будто ты упал в колодец и слышишь, кто-то мимо идет. Ты ведь не будешь говорить: "Кидай верёвку, где ты раньше был?" Нет, ты будешь упрашивать: "Спаси меня, помоги мне">>.
Относительно поста известны такие наставления этого старца: "в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума"

"мясо ешь, мясника не режь, молоко пей, молочницу не бей", то есть нельзя видеть цель поста в том, что на самом деле является лишь средством, в воздержании от скоромной пищи.
Как важно было бы дать пост языку, очам, мыслям. Меньше времени проводить в пустых разговорах, в интернете.

Вскоре начинается Успенский пост. Выйти из поста мы должны другими, не такими какими были до этого. Как важно было бы ознакомиться в эти дни с тем как понималась молитва Отче наш святыми отцами. Ведь именно ее дал Спаситель ученикам, когда они спросили Его как им следует молиться. Святые отцы говорили, что в словах молитвы Господней вкратце содержится все Евангелие. Как мы окрадываем себя, если читаем ее лишь устами, не понимая смысла этих прошений. Как важно было бы ознакомиться с объяснением Божественной литургии - главной церковной службы, которая является самым сильным лекарством для души, больной грехом.

Как важно было бы в эти дни испытать свою совесть, руководствуясь, к примеру, таким наставлением митрополита Антония: "
Нередко меня спрашивают: как надо исповедоваться?.. И ответ на это самый прямой, самый решительный может быть таков: исповедуйся, словно это твой предсмертный час; исповедуйся, словно это последний раз, когда на земле ты сможешь принести покаяние во всей твоей жизни, прежде чем вступить в вечность и стать перед Божиим судом, словно это — последнее мгновение, когда ты можешь сбросить с плеч бремя долгой жизни неправды и греха, чтобы войти свободным в Царство Божие.


Если бы мы так думали об исповеди, если бы мы становились перед ней, зная— не только воображая, но твердо зная— что мы можем в любой час, в любое мгновение умереть, то мы не ставили бы перед собой столько праздных вопросов; наша исповедь тогда была бы беспощадно искренна и правдива; она была бы пряма; мы не старались бы обойти тяжелые, оскорбительные для нас, унизительные слова; мы бы их произносили со всей резкостью правды. Мы не задумывались бы над тем, что нам сказать или чего не говорить; мы говорили бы все, что в нашем сознании представляется неправдой, грехом: все то, что делает меня недостойным моего человеческого звания, моего христианского имени. Не было бы в нашем сердце никакого чувства, что надо себя уберечь от тех или других резких, беспощадных слов; не ставили бы мы вопроса, надо ли сказать то или другое, потому что мы знали бы, с чем можно войти в вечность, а с чем в вечность нельзя войти.."

Предстоящее время Успенского поста может быть для нашей души спасительно. В эти дни мы можем найти Бога, вернуть давно потерянную радость жизни, а можем упустить и эту возможность, данную нам Господом.



4 августа 2018. Суббота седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 24- 18,4.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как к апостолу Петру подошли люди, которые собирали подать на храм. Ее должен был платить всякий иудей, который был первенцем у своих родителей. Некоторые же толкователи считают, что платить должны были все мужчины, это было жертвой Богу. Христос был первенцем и они спросили, заплатит ли Он этот налог?

Петр ответил вопрошавшим, что Христос заплатит, но к Самому Спасителю с этим вопросом подойти не решался. Тогда Иисус Сам сказал Петру: "как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?" "Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя".
В начале речи Спасителя мы находим одно из подтверждений Его Божественного достоинства. Должен ли Бог Сын, Вторая Ипостась Святой Троицы, Единого Бога, приносить жертвы Богу, то есть Самому Себе? Конечно нет. Тут же Господь чудесным знамением с рыбой подтверждает приведенный образ, а далее наставляет апостолов: "истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном".
Многие люди желают исключительности. Чтобы нами восхищались, чтоб мы были самыми уважаемыми и жили лучше других. Апостолы хотели того же. Потому приступили к Господу с вопросом: "кто больше в Царстве Небесном?"

Удивителен пример Христа. Ведь Он действительно был абсолютно не как прочие люди. Он был Богом, Творцом мира видимого и ангельского. Но в Рождестве Он принял человеческую природу. Стал Богочеловеком, чтобы по человечеству Своему умереть самой мучительной, позорной, рабской смертью за людей. Чтобы людей избавить от рабства греху, от вечной смерти и даровать им Небесное Царство. Так поступает любовь - не ищет своей славы, даже если того действительно заслуживает, но живет заботой о ближних. Напротив, эгоист желает над ближними вознестись. Несложно заметить, что все добро от любви, а зло от самолюбия. Господь здесь на Своем примере показал апостолам, к чему им следует стремиться. И чудо с монетой, добытой у рыбы, как и то, что Христос знал о разговоре Петра со сборщиками подати, свидетелем которого Он не был, это были подтверждения Его Царского, Божественного достоинства. Увидев это, ученики лучше могли воспринять Его дальнейший призыв - "будьте как дети", не ищите как выделиться среди прочих, но как им послужить. Только тогда вы сможете стать Моими последователями, можно продолжить мысль Спасителя. Тогда, действием благодати Божией, сердце человека сможет наполниться любовью и стать действительно прекрасным.

"Как же это, - стать как дети?", недоумевают некоторые, "поменять автомобиль на игрушечную машинку, а рабочий стол на песочницу?" Нет, у детей мы должны увидеть те качества, которых лишились и, с помощью Божией, насаждать их в своей душе. Малые дети не способны на лукавство, подлость, цинизм, предательство, презрительное отношение к слабым, на лесть перед сильными мира сего, злорадство, мстительность. Сердце их не заражено страстями - сребролюбием, блудом, самомнением. Не знакомы им и последствия грехов - уныние, духовная пустота, муки совести. Они приветливы, ласковы, с удовольствием подарят любимую игрушку. Их искренняя вера в Бога может порой вызывать улыбку, но скорее наше неверие, забвение Бога должны вызывать горькие слезы.

А на первое место Господь ставит такое свойство детской души как смирение. Кого обычно ставят в пример? Людей выдающихся, известных, добившихся больших успехов. А Господь, указывая на младенца, дает понять, что успех и слава ничего человеку не дадут, если душа в грехах, если мы потеряли чистоту, лишились Бога.

Вот почему такой неожиданный пример для подражания показывает нам Спаситель. Все любят маленьких детей. Пообщаешься с ними и на душе светло. Также и люди святые. Они не враждуют, уступают, всегда искренни и поддержат. С ними всегда светло.
Спаситель указал апостолам, что суетного они искали, желая быть самыми славными и главными, когда задавали Ему свой вопрос. Указал и нам всем путь к счастью.

Удивительно Царство Небесное! Бесконечно отличается оно от любого земного царства, в котором есть царь, а все остальные - его верноподданные. В Царстве Небесном все цари, а Господь зовется Царь царствующих. В земных царствах цари господствуют и повелевают, а в Царстве Небесном цари служат и смиряются, живут любовью. Тот там больший, кто больше послужил, а в земных царствах наоборот - кто больше властвует. "Да приидет Царствие Твое", просим мы Бога, чтобы наша душа преобразилась от эгоизма к любви.



3 августа 2018. Пятница седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 43-46.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, в которых Он уподобляет Себя краеугольному камню - камню, который кладется в основание здания. Если здание построено на одном камне, оно будет стоять прочно. У нас у всех свои недостатки, у нас разные способности, интересы и социальное положение. Но если наша жизнь строится на заповедях Божиих, то она зиждется на прочном основании - на Христе, укрепляется в церковных таинствах, в которых мы к Нему приобщаемся. Тогда заповедь о любви к ближним, даже к врагам, не будет очередной утопией. То, что невыполнимо для человека, становится возможным, если Бог и человек соединяются вместе.

По мысли толкователей, Христос соединяет Собой то, что в этом мире постоянно расходится. Расходятся даже самые близкие люди, но во Христе, в Его Церкви, все обретают единство. Наиболее яркие примеры мы можем увидеть в жизнеописаниях святых. Преображенный Богом человек живет уже не для себя. Он живет любовью к Богу и к ближним. Желаем ли мы такой жизни? Возможно, заповедь о любви к Богу кажется нам правильной, а к ближним, к людям, окружающим нас... Порой хочется отгородиться от них. Но мы, как учат святые отцы, призываемся к единству с ближними во Христе. Важно, что именно во Христе, который исцеляет наши немощи, ведь пребывать в греховном единстве могут и разбойники, задумавшие злое дело.

Пример, который приводил митрополит Антоний Сурожский, показывает нам самопожертвование людей, преображенных Христом. "Шла война. В дом, где спряталась жена русского офицера с двумя детьми, шли каратели. Они искали именно эту женщину, но не знали её в лицо. И тогда молодая и почти незнакомая соседка вдруг улыбнулась и сказала: "У меня нет детей, пусть заберут меня. А вы спрячьтесь в подвале и потом будете жить под моим именем". Её растреляли. Но мать и дети были спасены. Выжившая мать завещала своим детям: <<Мы должны жить так, чтобы мир не был лишён ничего через смерть Натальи...>> Они и о Наталье ничего не знали и ничего не знают, кроме того, что она свою жизнь отдала за них. И вот эти три человека, которые остались живыми её смертью, поставили себе задачу быть плодом её жизни".

Препятствием к жизни, основанной на любви к ближним, являются не недостатки окружающих, но, в первую очередь, мои грехи. И вот, Христос говорит о Церкви, о духовной врачебнице, которая в основании своем имеет Его как Краеугольный Камень.

Далее этот же образ - Камень, Христос употребляет, описывая горькую участь тех, кто Его не примет: "тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит".

Некоторые, увидев Бога, пришедшего не в великой славе, не в окружении множества ангелов, но ставшего Человеком, подобным нам, не принимают Его, их вера разбивается об этот камень. Разве можно было распять Бога? Обязательно ли жить по Его слову, ведь наказание, как правило, не следует тут же, вслед за ослушанием.

Некоторые подобны фарисеям. Притчи, в которых Господь обличал их, были так очевидны, что невозможно было не понять, что это говорится об их духовном состоянии. Им следовало хотя бы задуматься над Его словами. Однако они думали только об одном - как бы погубить Иисуса. Уподобляемся им и мы, когда понимаем, что живем не с Богом, но всячески заглушаем в себе голос совести. Очень скоро всем нам предстоит предстать перед Царем Христом на Его Суде. Об этом и говорится образно: "на кого он (Камень) упадет, того раздавит".



2 августа 2018. Четверг седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 22-30.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Господь, войдя в синагогу (дом для молитвенных собраний), находившуюся в Назарете, стал читать там ветхозаветное пророчество о Спасителе. Прочитать в синагоге Священное Писание и разъяснить смысл прочитанного мог всякий совершеннолетний иудей. Каждую субботу все иудеи собирались на молитву. Первым читал Писание священник, затем левит, а затем пять иудеев из присутствовавших.

Христу "подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне..." Толкователи замечают здесь символизм. Книги Ветхого Завета, пророчества, содержащиеся в них, были закрыты для нас, пока их не раскрыл Христос. Он разъяснил их истинный смысл, на Нем сбылись пророчества.

Спаситель прочитал отрывок из книги пророка Исаии, в котором пророк говорил от лица грядущего Мессии: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,проповедовать лето Господне благоприятное".

Сотворив чудеса, рассказав людям светлые евангельские истины, Господь дает им уразуметь, что Он и есть обетованный Мессия Христос. Это на Нем пребывает Святый Дух, не в определенной мере, как было у пророков, но это Единый Бог - Отец, Сын (Иисус Христос) и Святой Дух, Единосущная Троица. Он пришел благовествовать, то есть не просто сообщить, но наполнить сердца радостью. Благовествовать нищим духом, то есть осознающим свою духовную нищету, крайнюю степень бедности. Таких людей, сокрушенных сердцем, кающихся грешников, Он пришел исцелить от их духовных недугов, освободить от рабства греху и дьяволу, даровать им духовное зрение, видение того, что является важным, в чем благо, а что является лишь ничего не стоящим миражем счастья.

Господь прочитал слова пророчества от первого лица. Именно о Нем они и были написаны пророком Исаией под действием благодати Божией. Очевидно, что действие этой благодати было ощутимо для присутствовавших, пораженных услышанным. Потому все "дивились словам благодати, исходившим из уст Его". Сами эти слова они слышали много раз, но тут они произносятся с неизъяснимой духовной силой, начинается "лето Господне благоприятное".

Для нас настало время, благоприятное для спасения нашей души, для того, чтобы начать жить с Богом. Оно очень скоро пройдет. Сейчас определяется будем ли мы вечно счастливы или наша вечная жизнь будет вечной скорбью.



1 августа 2018. Среда седмицы 10-й по Пятидесятнице. Память преподобного Серафима Саровского. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

В сегодняшнем Евангельском чтении, которое читается в дни памяти преподобных, то есть святых монахов, мы читаем о наставлениях Иисуса Христа. Эти наставления получили название "заповеди блаженств". Их удивительная особенность состоит в том, что они не написаны в повелительном наклонении - делай то то, не делай так. Христос просто говорит: "блаженны (то есть счастливы в переводе на современный русский язык) нищие духом". В них Господь раскрывает нам секрет счастья, путь к нему. Современный человек всю жизнь старается стать счастливым. Стремится построить карьеру, много трудится, заботится о своем здоровье. Но при этом забывает о душе, о Боге. О грехах, которые все дальше удаляют нас от Господа. А без Бога стать счастливым невозможно. "Истинная радость происходит от чистой совести", наставлял архимандрит Павел (Груздев). Святитель Феофан Затворник говорит, что люди всю жизнь бегут в поте лица, но бегут не той дорогой, и потому не находят счастья.

Христос не дает приказов. Он принес людям радость, показывает где она. Хочешь ее? Возьми.
Первая заповедь блаженств: "Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие". В ней говорится о том, что тот, кто осознал свою духовную нищету (крайнюю степень бедности), множество грехов, отсутствие добродетелей, тот положил начало своему спасению, начало жизни с Богом. Противоположное состояние святыми отцами называется прельщением. Грешный человек не видит, что он плох, себя оправдывает, а других осуждает. Преподобный Антоний Великий говорил: "Видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? Но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие". "Кто сам себя укоряет, того оправдывает и прославляет Бог", говорил преподобный Антоний. Видение своих грехов и сокрушение о них это признак выздоравливающей души.

Следующая заповедь естественно следует из первой: "Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь". "Блаженны алчущие и жаждущие правды", передает эту заповедь другой евангелист. Речь идет о тех людях, которые хорошо слышат свою совесть. Как тело требует удовлетворения голода у того, кто не ел несколько дней, или как так у того, кто давно не пил, в знойный день обостряется жажда, так совестливый человек стремится к жизни по правде Божьей. Праведную жизнь необходимо именно жаждать, а не просто вяло знакомиться с содержимым Библии, не просто вычитывать слова молитв. "На молитву нужно вставать поспешно, как на пожар", наставлял архимандрит Павел (Груздев).

"Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь". Конечно, речь идет не о всяком плаче. Скорбеть может и бессильная ненависть и неудовлетворенное сребролюбие. Таким не стоит ожидать утешения и помощи от Бога в злых намерениях. Апостол Лука написал Евангелие на греческом. На языке оригинала слово, переведенное как "плачущие", также имеет значения: «скорбящие, печалящиеся» - о своих грехах.
Эти заповеди - фундамент, основа благочестивой жизни. Они являются ступенями, которые нельзя перешагнуть и оказаться на более высоких. Сам Господь обещает таким людям утешение. Обещает привести их в Царство Небесное. Христианину, желающему встать на путь, указанный Христом, на путь покаяния, можно посоветовать испытать свою совесть с помощью духовной литературы. Весьма полезна может быть книга "Опыт построения исповеди", которая составлена на основе бесед о грехах, которые были произнесены архимандритом Иоанном Крестьянкиным.

Завершаются заповеди блаженств словами: "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их". Святитель Лука Войно-Ясенецкий обращал внимание, что эти слова относятся не только к мученикам, которых убивают за христианскую веру. Нам, говорил он, "смиренным христианам, надо искать именно Божьей силы и, подобно апостолу Павлу, хвалиться только немощами своими. Надо благодарить Бога, когда мы в немощах, в обидах, в нуждах, в притеснениях за Христа, ибо тогда мы истинно сильны. Будем искать не силы мира сего, а немощей, Богом посылаемых. Будем благодарить, будем радоваться, когда Бог посылает нам болезни, когда претерпеваем великую скорбь от смерти близких своих, когда терпим нужду, голод, холод, когда преследуют нас, когда издеваются над нами, когда поносят нас. Ибо, если тогда будем благодушествовать в немощах своих, а не роптать на Бога, помня, что сила Божия в немощи совершается, сбудутся на нас слова Христовы: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня".

Таким образом, речь здесь может идти и о несении христианином своего жизненного креста в покаянии, без отчаяния, о прощении обидчиков. Архимандрит Павел (Груздев) говорил:
"Блаженны будете, когда людская злоба
За Имя Божие вам сердце уязвит,
Отнимет честь, друзей и будет гнать до гроба...
Утешьтесь: небо все с избытком возвратит".



31 июля 2018. Среда седмицы 10-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 28-32.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Спасителя: "У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то' же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему".

В притче Господь обличает религиозных лидеров иудейского народа, призывает их к покаянию. Они называли себя народом Божиим, но делали только внешние дела богопочитания, а по сути заповеди не исполняли. Напротив, многие из язычников, отпавших от Бога, многие грешники, изначально отказавшиеся от богоугодной жизни, вскоре покаялись и с радостью приняли Христа.

Также притча научает нас не превозноситься над ближними. Возможно, вскоре они обратятся, а мы, называющие себя христианами, так и не позаботимся об исправлении своих греховных страстей.
По мысли святых отцов, если у нас нет самоотвержения, готовности следовать за Христом, неся свой крест, то благие наши намерения жить по-христиански, вскоре пропадут. Столкнувшись с трудностями, мы оставим некогда избранный благой путь. Помогают запастись самоотвержением чтение святоотеческой литературы, церковные таинства и наши старания идти наперекор своей воле. Авва Дорофей в поучении об отречении от мира говорит о том, как прийти к самоотвержению и к его благим плодам: "Положим, что кто-нибудь, пройдя небольшое расстояние, увидел что-либо и помысл говорит ему: «посмотри туда». А он отвечает помыслу: «истинно не стану смотреть», и отсекает хотение своё, и не смотрит. Или встречает празднословящих между собою и помысл говорит ему: «скажи и ты такое-то слово», а он отсекает хотение своё и не говорит. Или говорит ему помысл: «пойди, спроси повара, что он варит», а он нейдёт и отсекает хотение своё. Он видит что-нибудь, и помысл говорит ему: «спроси, кто принёс это», а он отсекает хотение своё и не спрашивает. Отсекая же таким образом свою волю, он приходит в навык отсекать её и, начиная с малого, достигает того, что и в великом отсекает её без труда и спокойно, и достигает наконец того, что вовсе не имеет своей воли, и что бы ни случилось, он бывает спокоен, как будто исполнилось его собственное желание".



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


МОЩИ МАТРОНЫ

Божественная литургия в Георгиевском Патриаршем соборе на Фанаре. С 10 по 12 июня 2010 года делегация Московского Патриархата приняла участие в праздновании дня тезоименитства Предстоятеля Константинопольской Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 10 июня 2010 года в Стамбул (Константинополь) для участия в мероприятиях, приуроченных к этому празднику, прибыла делегация Русской Православной Церкви. В состав делегации вошли архиепископ Егорьевский Марк и настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря игумения Феофания с сестрами. 11 июня 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


КАНОНИЗАЦИЯ

Святейший Патриарх Алексий II читает акт о канонизации блаженной старицы Матроны. 2 мая 1999 г.


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Фотография блаженной старицы Матроны. Матрона Дмитриевна Никонова. 1881г. - 2 мая 1952 г.


СЛУЖБА

Икона святой праведной блаженной Матроны Московской