ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ

22 ноября 2003 года на Божественной Литургии в день памяти святой праведной блаженной Матроны Московской перед Малым входом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятельницу Покровского женского монастыря игумению Феофанию наперсным крестом с украшениями. Фото: Виктор Корнюшин


ПАТРИАРХ

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей с сопровождающей его делегацией посетил Покровский женский монастырь в Москве. 26 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ИГУМЕНИЯ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.


ПОКРОВСКИЙ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас главного алтаря освященного в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 1850-е гг. Покровский монастырь

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

12 апреля 2018. Четверг Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 1 - 15.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как к Христу пришел один из влиятельных иудейских религиозных учителей, фарисей Никодим. Пришел ночью, так как он надеялся, что ночью никто не узнает о его визите, а также и потому, что ночью Господа не окружала толпа. Можно было спокойно задать все интересовавшие Никодима вопросы.

Никодим своим первым вопросом показал, что хоть и отличается от прочих фарисеев, пребывающих в гордыне, в греховном ослеплении, но все равно еще не узнал в Иисусе Самого Воплотившегося Бога. Никодим обращается к Спасителю как к Пророку: "Равви'! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог".

Христос же желает приоткрыть Ему кто Он, сказать о цели, с которой Он, Бог, стал Человеком. Для этого Он отвечает ему так, чтобы новые вопросы, возникающие у Никодима и ответы на них Христа, помогли тому утвердиться в вере: "Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие". Христос говорит Никодиму о духовном рождении, а тот не понимает. Чтобы войти в Царство Небесное не достаточно получить какие-то знания, пройти какие-либо обряды.

Архимандрит Павел (Груздев) говорил: "Христианин не тот, кто называет себя этим священным именем, а тот, кто живет по-христиански. Кто не христианин в жизни — тот не хрис­тианин и в сердце, а христианство на устах — толь­ко обман Бога и людей. «Не вем вас», — гово­рит Господь всем таким христианам".
Для христианской жизни нужно духовное рождение, даруемое Благодатью Божией в таинстве Крещения, в таинстве покаяния. Даруется оно искренно желающим, и не просто обещающим исправить свою жизнь, но умирающим для жизни греховной и рождающимся для Небесного Царства.

"Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" - нет смысла второй раз рождаться по плоти. Все, рожденные по плоти, подчинены смерти, болезням. Для спасения необходимо духовное рождение.
"Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа". Действие Духа Божия непостижимо, оно уподобляется здесь действию ветра - мы не видим его, но ощущаем.
"Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?" Смысл вопроса Никодима таков: "что следует сделать, чтобы родиться свыше?" С легким укором Христос напоминает ему о том, что он, один из религиозных лидеров, должен был бы знать ответ на этот вопрос.

"Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете". Некоторые толкователи видят здесь указание на Христа и Иоанна Крестителя, проповедь которых раздавалась в то время, но была отвергнута иудейскими старейшинами.
"Если Я сказал вам о земном, и вы не верите,- как поверите, если буду говорить вам о небесном?" Господь не может в Своей проповеди прямо свидетельствовать о тайнах Небесного Царства из-за духовной немощи слушателей. Он не говорит явно о Боговоплощении, использует притчевый язык.
"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" В Рождестве Господь воспринял в Свою Ипостась (наиболее близкое по значению русское слово - Личность) человеческую природу (у каждого из нас одна личность - конкретный человек, и одна природа - человеческая, а Он в Свою Ипостась воспринял природу человеческую, а Божественную имел всегда как Бог). Оставаясь Богом, стал и Человеком. Вечный Бог родился по человеческой Своей Природе от Девы Марии.

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Говорится и о цели Боговоплощения. Когда израильтяне под предводительством Моисея шли через пустыню в Землю обетованную, в одном месте им встретилось множество ядовитых змей. Немало евреев умерло от укусов. Моисей, по повелению Божию изготовил медного змия и водрузил его в виде знамени. Всякий укушенный, взиравший с верой на медного змия, оставался жив. Господь Сам теперь говорит, что это был прообраз Его Креста. Он пришел, чтобы на Кресте взять на Себя наши грехи, чтобы в Себе Самом человеческую природу обновить и исцелить, а нам дать средства приобщиться к этой обновленной человеческой Природе, которую Он исцелил в Себе Самом. Это таинства Крещения и Причащения.

Сколько дивных примеров избавления от греховной смерти, святости знает Церковь. Из жизнеописания святых подвижников становится понятно, что это не просто философская теория. Слова Христа сбывались и будут сбываться до скончания века в житиях преподобных, праведных, мучеников, всех святых. Должны сбываться и на нас. Решимость к этому мы выразили в крещении.



11 апреля 2018. Среда Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 35-51.

Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Господь призвал к служению первых апостолов. Иоанн Креститель трижды назвал Иисуса "Агнцем Божиим". В третий раз рядом с Предтечей находились двое его учеников. По Преданию, ими были Андрей Первозванный и Иоанн Богослов. Когда они услышали слова Предтечи о Христе, то оставили все и последовали за Господом.

Андрей позвал своего брата Петра, и тот тоже стал учеником Спасителя. Затем Господь призвал Филиппа, сказав тому: "иди за Мною". Филипп пошел за Господом. Затем Филипп призвал своего брата Нафанаила, который горячо исповедал веру в Иисуса, но не сразу, а только после того, как Господь открыл ему Свое Божественное всеведение. Явил ему, что Он и есть Тот, кого чаяли увидеть люди со времен грехопадения, кого желал найти Нафанаил.
Почему апостолы так легко оставили все и последовали за Спасителем? Оставили рыболовные снасти, лодку, все то, что являлось источником их дохода и пропитания? При этом они не спрашивали Иисуса что их ждет, чем Христос сможет их обеспечить.
Очевидно, у них был духовный опыт, позволивший узнать в словах Иисуса слова Божии, в Его учении учение Господа.

Бог предстает перед каждым из нас в Своем учении - в Священном Писании, в жизненных обстоятельствах, с которыми мы сталкиваемся, призывает нас к Себе через голос совести. Не глухи ли мы к Божиим призывам? Становимся ли мы Его учениками? Не откладываем ли шествие за Господом подобно богатому юноше из другого Евангельского повествования?

Один священник как-то заметил, что каждый раз, как он приходит рано утром, задолго до начала службы в храм, там уже сидит старушка. Рядом с ней стоят ее костыли, сама она еле сидит на скамейке. Так было изо дня в день. Пожилая женщина приходила в храм первой. Подойдя к ней, священник спросил: "как же у вас хватает сил приходить на службы каждый день раньше всех прихожан и молиться до самого конца богослужения"? - "батюшка", отвечала она, "прежде чем в храм с утра пойдут мои немощные ноги, туда направляется мое сердце".
Ради того, чтобы стать учениками Христа, апостолы оставили земное. Но за это получили небесное. Оставили тленное, а обрели нетленное. И мы призываемся к тому, чтобы главное место в нашей жизни занял Бог.
У каждого из нас должен быть опыт встречи с Воскресшим Господом. Опыт покаяния и воскрешения нашей души. Этот опыт должен укреплять нас в наших духовных и физических немощах. Должен поддерживать нас в следовании за Господом крестным путем.

Светло проведем дни Светлой седмицы, посещая храм, уклоняясь от зла, делая дела милосердия. Посвятим Богу лучшие наши годы и Господь не оставит нас в вечности без пасхальной радости, без благой вести: "Христос Воскресе!"



10 апреля 2018. Вторник Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Лк 24, 12-35.

Всех вас, братья и сестры, поздравляем с этими Великими, спасительными и светлыми днями.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как два ученика Христова, по Преданию ими были Клеопа и Лука, шли вечером из Иерусалима в город Эммаус. Расстояние между городами было около 15 километров. Доро'гой они рассуждали о Распятии Спасителя. К ним приблизился Путник и спросил, о чем они совещаются между собой. Путником был Воскресший Господь, но они Его не узнали. Ученики стали рассказывать о том, что было у них на сердце - о Великом Учителе, который был с ними, о Его смерти. Рассказали и о крушении своих надежд после Его распятия: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло".
Святитель Лука Войно-Ясенецкий так описывает состояние апостолов после погребения Христа: "Глубокое уныние и безнадежность овладели сердцами апостолов после страшной крестной казни их Учителя. Беспросветная тьма водворилась в их сердцах, ибо рушились все надежды их на то, чего ждали они от Учителя своего, Которого считали Сыном Божиим и Мессией. Как могло теперь исполниться слово Иисусово, так давно сказанное Им: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф. 19, 28). Кто защитит их от грозной опасности, грозящей им от убийц их Учителя?! Ибо если убили Его, то, конечно, не пощадят и их. Это настроение апостолов ярко сказалось в ответе Луки и Клеопы, которых встретил Воскресший Иисус на пути в Эммаус: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк. 24, 21). «Надеялись было…» А значит, теперь исчезла их надежда. Что делать им, — бедным и неученым рыбарям, лишившимся своего Божественного Учителя, умом и волей Которого они жили? Все рушилось, и беспросветная тьма пред ними".

В ответ Спаситель стал им объяснять смысл ветхозаветных пророчеств о Господе, о Его Рождестве, учении, распятии и Воскресении. Дойдя до Эммауса, Господь сделал вид, что собирается идти дальше, но был удержан апостолами, которые позвали его в дом, так как было уже поздно. В доме Спаситель, подобно тому, как это было несколькими днями ранее в Сионской горнице, совершил "преломление хлеба", евхаристию, и тогда ученики узнали Его, но Он стал для них невидим. Бросив все, несмотря на ночь, Лука и Клеопа побежали поведать о Воскресении Христа апостолам и прочим ученикам, находившимся в Иерусалиме. А между собой они рассуждали так: "не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?"

Господь исполнил глубокой радостью сердца учеников. Они поняли, что Истинному Богу они служили, Его учение слышали, Он Воскрес! Свет озарил тьму сомнений, недоумений, уныния. В своей пасхальной радости они не задумывались ни об опасностях ночного пути, ни о предстоящей долгой дороге. Немедленно устремились как можно скорее поделиться своей радостью с прочими апостолами.
Так ли воспринимаем весть о Воскресении мы? Озаряется ли наша жизнь светом и смыслом когда мы слышим слова о Воскресшем Господе? Уходит ли из нашей души страх, уныние? Приступаем ли мы с поспешностью и радостью к служению Христу и ближним?

Господь воплотился, чтобы мы все были счастливы. Истинную радость Он дает каждому из нас, ту радость, которую нигде в мире мы не найдем. Что-то нас сможет рассмешить, что-то удивить. Но вечную радость на сердце, истинное счастье, нам даст только Бог, если мы приступим к Нему, если, несмотря на искушения, не утратим веру, доверие Богу.



9 апреля 2018. Понедельник Светлой седмицы. Евангельское чтение: Ин 1, 18-28.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о Христе, как об истинном Боге Сыне, Единосущном Отцу, как о Второй Ипостаси Единого Бога в Троице: "Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недреОтчем, Он явил".

Христос явил людям Бога, восприняв человеческую природу от Девы Марии. Он учил, наставлял людей, но более всего Бог явил нам Себя в Кресте и Воскресении. Явил Свою любовь к каждому, явил нам, что к воскресению, к вечной жизни Он призывает и готовит каждого из нас.
Далее приводятся слова Иоанна Крестителя, который говорит что следует сделать человеку, желающему, чтобы Бог действовал в его душе: " приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие".

Предтеча, посланный для того, чтобы приготовить людей к принятию Спасителя, призывает их приготовить путь для Господа, то есть приготовить души к тому, чтобы они смогли стать учениками Христа. Толкователи поясняют смысл слов Иоанна. Когда идет царь, то слуги, идущие впереди, убирают с его пути всякие препятствия. Так и из души всякого, для принятия благодати, должно быть удалено все недоброе. По мысли преподобного Максима Исповедника, горы и холмы в душе это наше самомнение, эгоизм; долы (низины) - недостаток в добродетели, в духовном знании, жизнь низкая, не духовная; неровные пути и кривизны - наша неустойчивость в добре под действием искушений и соблазнов.

Для того, чтобы в душе стал действовать Господь и спас нас, необходимо приложить старание об исправлении пути для Господа. Тогда Бог восполнит недостаток наших усилий и упразднит наши неправды "и узрит всякая плоть спасение Божие".



8 апреля 2018. Светлое Христово Воскресение. Пасха. Евангельское чтение: Мф 28, 62-66, Ин 20, 19-25.
Христос Воскресе!

8 апреля 2018. Светлое Христово Воскресение. Пасха. Евангельское чтение: Мф 28, 62-66, Ин 20, 19-25.
Христос Воскресе!

В ночь Христова Воскресения ещё никто не слышал этой радостной вести. Тьма и мрак были в Иерусалиме. Тьма стояла и в душах тех людей, которые осквернили ветхозаветный Праздник Пасхи. Большинство иудеев не познало Иисуса, не увидело в Нем Сына Божия. Но Его знали и любили апостолы, мироносицы, многие ученики. Жены мироносицы приобрели драгоценное благовонное миро, которым полагалось помазывать тела умерших и, рано утром, ещё затемно, пока все спали, отправились ко Гробу Господню, который находился в скале, в пещере.
"Кто отвалит нам камень от дверей гроба?", рассуждали они между собой. Они знали, что кроме неподъемного камня на пути к Телу их Господа есть и другое препятствие - стража, которую выставили иудейские начальники. Однако ими двигала любовь ко Христу, потому они, взяв с собой миро, шли по темным иерусалимским улочкам.

Когда они приблизились к саду, находившемуся у скалы, земля затряслась, воины в страхе попадали на землю как мертвые, ангел Господень отвалил камень от дверей гроба.
Жены мироносицы вошли в пещеру и на гробе, в том месте где лежала глава Иисуса, увидели двух ангелов. Плащаница, в которую было завернуто Тело Распятого Господа, лежала отдельно. Пелены, которыми Господь был обвит, лежали на отдельном месте.
Ангел сказал женам мироносицам: "не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам". Так впервые были произнесены самые светлые и радостные слова, слова пасхального приветствия:
"Христос Воскрес!"
Мироносицы побежали к апостолам и возвестили им эту благую весть. С тех пор из года в год, по всей земли разносится главная новость для каждого человека: "«Смерть, где твое жало?
Ад, где твоя победа?»
Воскрес Христос, — и ты низложился;
Воскрес Христос, — и пали бесы;
Воскрес Христос, — и радуются ангелы;
Воскрес Христос, — и водворяется жизнь;
Воскрес Христос, — и мёртвого ни одного нет во гробе.
Ибо Христос, воскресший из мертвых, — «Начаток умершим бысть»", то есть вслед за Христом воскреснет всякий человек, смерти больше нет.

Эта весть впервые прозвучала ночью и разогнала ночной мрак, мрак греха, беды, отчаяния, мрак злобы и горя. Свет Воскресения Христа осиявает всякую тьму, заполняет всю вселенную.



7 апреля 2018. Страстная седмица. Великая Суббота.

Сегодня Церковь вспоминает снятие Тела Иисуса с Креста, Его погребение и сошествие Его души во ад. Господь так возлюбил людей, что не оставил их, оставивших Его своими грехами. Чтобы спасти людей, не пожелавших жить по заповедям и вкусивших, как результат, болезни, страдания, смерть, Господь Сам стал человеком. Пожелал пройти весь путь отпавшего человека, понести все его страдания. Дошел до самого дна - до смерти, чтобы нас от смерти избавить. Возвести в Свое Царство.

На богослужении сегодня читаются отрывки из ветхозаветных Книг Священного Писания - паремии, в которых предуказывалось о Великих и страшных событиях Великой Субботы.

1-я паремия: Быт 1, 1-13. В ней повествуется о Боге - Творце мира. Именно этот Господь воплотился и распялся за нас. Положил основание новому миру, новому Царству.

2-я паремия: Ис 60, 1-16. Это пророчество было произнесено пророком Исаией после того как Иерусалим был разрушен вавилонянами. Пророк говорит о том, что это не конец, Господь не только еще явит славу Иерусалима, но и город этот будет образом Нового Иерусалима - Царства Небесного. В него войдут верные из иудеев и уверовавшие из языческих народов. Отринувшие Господа погибнут. Паремия читается Церковью, поскольку сегодня вспоминается нахождение Спасителя во гробе. Оно образно изображается в этом чтении. Кажущаяся победа врагов Христа и печаль учеников от смерти Спасителя, продлятся недолго. Воскреснет Господь и явится Его Царство.

3-я паремия: Исх 12, 1-11. В ней говорится об установлении ветхозаветной Пасхи, об избавлении иудеев из египетского рабства. Ягненок, которого закалали в тот день иудеи, был образом Христа. Кровь того ягненка, нанесенная на косяки дверей, избавила еврейских детей от ангела смерти. Это образ Крови Христовой, которой Господь омыл наши грехи.

4-я паремия: Иона 1, 1-16; 2, 1-11; 3, 1-10; 4, 1-11. Говорится о пророке Ионе. Не пожелав исполнить волю Божию и пойти с проповедью в Ниневию к языческому народу, Иона был поглощен крупным морским животным. Во образ трехдневного нахождения Спасителя во гробе, он находился в его чреве три дня и три ночи. Когда с покаянием взмолился Богу, был выброшен на берег. Жители Ниневии покаялись, услышав слова пророка, и Господь остановил уничтожение города, но Иона стал скорбеть об этом, так как ниневитяне были врагами иудеев. Тогда Господь иссушил растение, под которым Иона укрывался от солнца. Господь сказал пророку: "ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?"

5-я паремия - Ис Навин 5, 1-10. Говорится об окончании странствования иудеев по пустыни. Сам Господь и Гавриил - предводитель ангельских воинств вводят их в землю обетованную. Это прообраз спасения людей и того, что Господь укрепляет нас в духовной брани.

6-я паремия Исх 13, 20 - 15, 19. В ней также описывается чудесное избавление иудеев из египетского рабства. Море расступилось пред иудеями, бежавшими из Египта. Богоизбранный народ прошел по дну моря, по образовавшемуся коридору. Над войском фараона, погнавшимся за ними, воды сошлись и потопили преследователей. Это образ того, что верующие в Господа будут избавлены Христом от смерти. Враги же нашего спасения погибнут.

7-я паремия Соф 3, 8-15. Господь через пророка Софонию говорит о грядущем суде над всеми народами. Истинный Израиль, то есть все верующие в Бога и борющиеся с грехами, спасутся. Господь очистит их грехи.

8-я паремия 3Цар 7, 1 и 8 - 23. Говорится о ветхозаветном чуде - воскрешение пророком Илией умершего сына вдовы в Сарепте Сидонской. То воскрешение было образом будущего воскресения мертвых, дарованного людям Спасителем в Своем Воскресении. Воскрешения и тел и душ от грехов.

9-я паремия Ис 61, 10-11, 63, 1-5. Говорится о принявших спасение, дарованное нам крестными страданиями и Воскресением Спасителя. Царство Христа, блаженство верующих в нем, уподобляется пророком Исаией радости, в которой пребывают жених и невеста.

10-я паремия Быт 22, 1-18. Повествуется об Аврааме. Авраам посвятил всю жизнь Богу. Господь говорил с ним, являл Свою Славу в его жизни. Однажды Авраам получил от Бога указание принести в жертву своего долгожданного сына Исаака. Не сомневаясь в необходимости так поступить, Авраам собирался исполнить Божие повеление, но в последний момент был остановлен ангелом. Жертвоприношение Авраама было прообразом Крестных Страданий Спасителя. Бог Отец отдал Своего Сына на смерть за грехи людей. Авраам явился предком по плоти Богородицы, Которая родила Христа.

11-я паремия Ис 61, 1-9. Приводится ветхозаветное пророчество о Христе. О Его земной жизни и плодах Крестной Смерти - радостной жизни уверовавших в Евангелие.

12-я паремия 4Цар 4, 8-37 Повествуется о воскрешении пророком Елисеем юноши, которое также было образом будущего воскрешения мертвых, даруемого нам Воскресением Христовым.

13-я паремия Ис 63, 11 - 64, 5. В паремии повествуется о скорби иудеев в вавилонском плену. Это образ скорби учеников Христовых при погребении Спасителя. Звучит исповедание грехов и надежда лишь на милость Божию.

14-я паремия Иер 31, 31-34. Иудеи нарушили Ветхий Завет. Господь через пророка обещает заключить с верующими Новый. Ветхий был написан на каменных скрижалях, Новый будет написан в сердцах. Дух Святой, который сойдет в День Пятидесятницы, будит учить христиан духовной жизни.

15-я паремия Дан 3, 1-88. Говорится о еврейских отороках, находившихся в вавилонском плену. Когда вышло распоряжение царя поклониться идолу, они отказались так сделать. За то были брошены в горящую печь, но ангел Господень избавил их. В огне они ходили и молились Богу. Избавление иудейских отроков было образом нашего избавления от вечной смерти. Верные Богу, не желающие служить идолам - земному благополучию, ставящие на первое место свою душу, будут избавлены Господом от вечной смерти. Ветхозаветные чудеса готовили людей к принятию главного Чуда - Крестной смерти Спасителя, сошествию во ад и к Воскресению Христову.



6 апреля 2018. Страстная седмица. Великая Пятница. Евангельские чтения: последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин., 46 зач., XIII, 31 - XVIII, 1. 2-е. Ин., 58 зач., XVIII, 1-28. 3-е. Мф., 109 зач., XXVI, 57-75. 4-е. Ин., 59 зач.,

На Страстной седмице воспоминаются последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. События, которые тогда произошли, настолько важны, что Церковь готовилась к богослужениям этих дней в течение всего Великого поста. В Великую Пятницу воспоминаются Крестные Страдания и Крестная Смерть Господа, Положение Его Тела во гроб.
Всмотримся в Евангельские повествования, которые читаются за богослужением. В них рассказывается о том, как в ранний час народ следует за Приговоренным к распятию. Накануне Его жестоко бичевали. До наших дней дошла Плащаница – льняной плат, в который, как верит Церковь, было завернуто снятое с Креста бездыханное Тело Распятого Господа. В основе веры Церкви в подлинность плащаницы лежит множество научных данных. В середине прошлого века на ней были найдены 58 видов пыльцы растений, из которых 13 видов растут только в Палестине и в бассейне Мертвого моря. Полотно соткано таким способом, который применялся во времена Христа в Палестине. На ней имеются отпечатки монет с печатью правившего в 14-37 годах нашей эры императора Тиберия. Удивительно, что плащаница известна с древности, и лишь немногим более столетия назад стало известно, что на ней, как на фотопленке, изображен негатив. Понятие о негативном фотографическом изображении появилось лишь в XIX веке.
Следы крови на плащанице также подлинные. Группа крови наиболее распространенная для жителей Палестины. Распят был мужчина 30-40 лет. Исследуя плащаницу, ученые убедились, что с Тем, Кто был в нее завернут, происходили события, которые полностью соответствуют Евангельскому повествованию.
Накануне распятия Его жестоко бичевали – избивали веревками, обвивавшими Тело, на конце которых находились острые железные шарики. Закон запрещал наносить более 39 таких ударов, потому как после 40 ударов мало кто оставался в живых. Распятому же, как можно определить, изучая плащаницу, было нанесено около 98 ударов. Ему на главу был надет терновый венец. При ударах по нему палками шипы глубоко вонзались в голову. Он не смог донести Крест до места распятия потому как был фактически казнен накануне.

Цицерон свидетельствует, что казнь на кресте – самое жестокое, из того, что когда-либо придумывали люди. Эта казнь предназначалась для взбунтовавшихся рабов, чтобы они знали, что есть такое мучение, по сравнению с которым их сегодняшняя, полная лишений и скорбей жизнь, покажется им счастьем.
Чтобы тело распятого страдальца не упало, гвозди вбивались не в ладонь, а в запястье, где находится пучок нервов. Поскольку тело висело на руках, были напряжены мышцы груди и спины, что препятствовало дыханию – легкие человека, висевшего на кресте, не могли расшириться. Необходимо было опереться на ноги, чтобы мышцы груди расслабились, но тогда гвозди в запястьях – старые, неровной формы, проворачивались в пучке нервов, и это причиняло нестерпимую боль. Такова цена каждого вздоха распятого.

Царь мира Христос принимает рабскую смерть, чтобы поработивших себя греху и смерти людей вновь возвести в царское достоинство. Посмотрим на те слова, которые сказал Спаситель на Кресте. Для того, чтобы произнести каждое слово, требовалось вдохнуть немало воздуха и тем самым испытать тяжелейшие мучения. В этих семи словах содержится наше спасение.

1) Воины уже пригвоздили Спасителя к древу и делят Его одежду. Что сделает любой отец, если у него огромная власть и сила, а кто-то посмел издеваться над его сыном? Мучители будут преданы лютой смерти. Эту страшную участь человечества, которую оно заслужило, распяв своего Господа, уже не в силах был остановить никто. Только Сам Сын. И мы слышим Его первые слова, которые дались ему через огромные мучения: «Отче, прости им, ибо они не знают, что творят». Народ смеется: «если Ты Бог, сойди с Креста и уверуем», но явления Славы Божией не произошло.
«Прости им» - это не только иудеям. Это и каждому из нас, ведь Господь, любя каждого человека, пожелал взять на Себя его страдания, последствия его грехов. Поэтому каждый раз, согрешая, мы, по учению святых отцов, пригвождаем Господа ко Кресту. Мы можем узнать себя и в сребролюбии Иуды и в малодушии Пилата и в безумии окружавших Спасителя иудеев, искавших лишь земного благополучия, потому и не узнавших своего Бога. О прощении всех нас умоляет Христос, вися на Кресте.
Архимандрит Павел (Груздев) говорил:
"Ах, сердцу моему какой удар,
в крови и ранах обнаженный,
в венце терновом пригвожденный,
на Кресте висит мой Царь.
Творец, Господь, Спаситель мой,
Тебя ли видят мои очи?
Тебя ли на сей Крест, о Боже,
народ бессмысленный вознес?
Увы, увы...Так Божий Сын-
Он за грехи мои страдает...
За то, чтоб я оправдан был,
святую кровь Он проливает".
Будем особенно помнить о причине страданий Христа в эти дни. Постараемся избегать обид, неправд, нечистоты. Иначе наше поклонение Распятому ничем не будет отличаться от того поклонения, которое воины, издеваясь, приносили Христу, а после тут же Его били.

2) У Креста стоят три Марии и Иоанн Богослов. Христос, обращаясь к Своей Матери, указывает Ей на апостола Иоанна и говорит: "се сын Твой", а Иоанну говорит: "се Матерь твоя". В лице Иоанна Богослова Господь усыновил все человечество Своей Пречистой Матери. Теперь Она с материнской заботой предстательствует о каждом из нас. Но это не только великая радость. Мы должны не забывать и о своем сыновнем долге чтить Богородицу и словами и делами, и стараться не распинать своими грехами Ее Сына.

3) Справа и слева от Господа распяты два разбойника. Поначалу оба они насмехались над Спасителем, но затем один из них осознал, что они распяты по справедливости, а Христос никакого зла не сотворил. Он одумался. Покаяние помогло ему понять то, чего не могли увидеть уверенные в своей праведности, богоизбранности фарисеи. Такие дела, такое учение, осознал бандит, только Бог мог это принести. И он вдруг понял, что рядом с ним Господь! Бесславное положение Спасителя на Кресте нисколько не смущает его. Разбойник понимает, что в раю ему никогда не быть. Но он взывает к Спасителю, говоря: "когда Ты там будешь, помяни меня. Может быть, это облегчит мою участь". Он даже не дерзает просить прощения за все сделанное им зло. А в ответ слышит то, чего никак не ожидал: "сегодня же будешь со Мной в раю".
Первым жителем рая оказался разбойник. Значит рай открыт, Господь открыл его для каждого кающегося грешника и каждый из нас призывается Господом "сегодня же", а не когда-то в будущем быть в раю. Ведь "Царство небесное внутри нас". И открывается оно нам, как и разбойнику, покаянием. Тот же Господь так же как и тогда стоит перед нами на каждой исповеди и ждет нашего раскаяния, отвращения от греха.

4) Наступил полдень и трехчасовое затмение по всей земле. Из-за непогоды народ стал расходиться - все самое интересное они уже посмотрели. Все три часа затмения Иисус молчал, а после произнес, возможно, самые жуткие слова, которые когда-либо были сказаны: "Боже мой, Боже мой, зачем Ты Меня оставил". Но ведь Христос Сам и есть Бог, Вторая Ипостась Троицы. Его богооставленность мы понять не сможем иначе, как в контексте разговора о нашем спасении. Спаситель пожелал перенести все страдания, к которым ведут человеческие грехи. Претерпел Он за нас и муки богооставленности. Это мы ее заслужили, это мы оставляем Бога когда грешим. Богооставленность - самое великое и нестерпимое страдание, не сравнимое с потерей даже самого близкого человека.

5) Уже запекшимися устами Спаситель произносит: "жажду". Перед распятием приговоренным всегда предлагалось испить одурманивающей смеси смирны с желчью, чтобы палачам не приходилось слушать душераздирающих криков страдальцев. Христос отказался от этой смеси. Это как пойти на операцию без наркоза. Он желает перетерпеть всю муку человеческую. "Чего жаждешь, Иисус?", можем спросить мы. Спаситель жаждет испить всю чашу ярости Божией ко греху людей. Той ярости, которую Он остановил своими первыми словами на Кресте.

6) После Христос сказал: "совершилось". Завершился путь спасения людей, совершилось искупление. То, чего ждали люди тысячи лет. Мир омыт кровью Господа. Потоки этой крови омывают грехи каждого, приступающего к Нему. Больше Ему быть на земле не нужно.

7) Последние слова Его: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой". И бездыханно склонилась Его Глава над Телом.

Своей смертью и Воскресением Христос попрал смерть, обновил в Себе Самом человеческую природу. А нам дал все средства приобщаться к Его обновленному человеческому естеству через таинства крещения, причащения, исповеди, в которых через покаяние мы рождаемся в жизнь вечную. Апостол Павел восклицает: "смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа"? Их больше нет.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ВРУЧЕНИЕ ПОСОХА

2 мая 2002 года в день канонизации святой праведной блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, после окончания Божественной Литургии, вручил игуменский посох настоятельнице Покровского ставропигиального женского монастыря игумении Феофании. Фото: Виктор Корнюшин


ЗАКРЫТИЕ М-РЯ

Последний наместник Покровского монастыря архиепископ Вениамин (Милов) после ссылки


ОСВЯЩЕНИЕ

Великое освящение Святейшим Патриархом Алексием II Покровской церкви Покровского женского монастыря. 1998 г.


120-ЛЕТИЕ

В день празднования 120-летия со дня рождения святой праведной блаженной Матроны Московской были освящены полным чином три придела храма Воскресения Словущего. Великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. 22 ноября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин