ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ КРЕСТОВ

25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал на подворье Покровского женского монастыря в с. Марково. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанского храма, которые затем были установлены на куполах. Фото: Виктор Корнюшин


ВОЗРОЖДЕНИЕ

Покровский храм. Покровский ставропигиальный женский монастырь. 1 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПАТРИАРХ

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей с сопровождающей его делегацией посетил Покровский женский монастырь в Москве. 26 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПОСТРИГ

В Покровском ставропигиальном женском монастыре, епископ Павлово-Посадский Кирилл совершил чин монашеского пострига. 12 марта 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

8 июня 2018. Пятница седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 9, 14-17.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как к Христу подошли фарисеи и ученики Иоанна Крестителя. Они спросили почему ученики Иисуса, в отличие от них, не постятся.
Многих иудеев пост приводил к самомнению и осуждению тех, кто пост нарушал, то есть к новым грехам. Неправильно постится тот, кто соблюдает строгое воздержание в пище, но не видит беды в том, что в сердце он допускает злобу и нечистоту. Кто читает многие молитвы лишь устами, а его мысли далеки от произносимых слов.

Архимандрит Павел (Груздев) говорил о том, что лучше не поститься вообще, чем поститься неправильно, то есть во вред себе. Говоря о посте, он приводил такие слова: "Мясо ешь, мясника не режь, молоко пей, молочницу не бей".
Спаситель пришел наполнить обрядовые постановления Ветхого Завета истинным смыслом. Но апостолы только начали слышать новозаветную проповедь.

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что ученики Христовы на тот момент еще не были готовы к правильному посту. Пост, говорит святитель, при правильном отношении, заключает в себе радость, ведь он ведет к здравию души. А видеть, что душа поправляется радостно, еще более радостно, чем видеть, что тело выздоравливает. Правильно поститься апостолы еще не могли, но Господь готовил их к этому.
Оптинские старцы в своих поучениях о посте говорят нам: "Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его". "При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются". "Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи". «Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»
Желающему поститься хорошо согласовать меру воздержания со священником. Святые отцы говорят нам, что мы должны явиться не убийцами своего тела от неразумно строгого воздержания, но убийцами своих греховных страстей. Крайне важно сейчас, в дни Петрова поста, приступить к таинствам исповеди и причащения, которые больше всего споспешествуют нам в достижении этой цели.



7 июня 2018. Четверг седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 8, 23-27.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Христос с учениками плыл в лодке по озеру. Произошёл сильный шторм и лодка стала тонуть, а Господь спал. Ученики в страхе разбудили Спасителя, сказав: "Господи! спаси нас, погибаем". Господь сказал им: "что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?"


Комментируя эти слова, святые отцы обращают наше внимание на то, что в жизни каждого из нас случаются бедствия при которых нам кажется, что в сложившейся ситуации нет спасенья. Необходимо верить, что Господь рядом и все предавать в Его волю. Стараться, чтобы через случившееся укрепилась наша вера и мы исправились в грехах.


Другое толкование говорит о том, что часто мы видим, что зло, казалось бы, торжествует. Даже в церковной жизни мы нередко встречаем нестроения, например недостойных священнослужителей. Видит ли это Христос, почему Он не вмешается? Преподобный Феодор Студит говорил об этом так: "Христос еще спит, одним отверзая дверь покаяния, испытывая любовь других".


В первую очередь Христос "спит" для нас. Ведь разве готовы мы к тому, чтобы ответить перед Богом за свои грехи? Христос "спит", чтобы дать нам возможность добровольно покаяться и изменить свою жизнь. Именно свободного желания человека обратиться от зла к добру, от нечистоты к святости ждёт Бог. Законы духовного мира этим и отличаются от физических законов. Наказание за грех, беда происходит как правило не сразу.


Часто мы злоупотребляем долготерпением Божиим. Господь не наказывает нас за грехи, а мы от этого становимся только хуже. Не вечно будет ожидать нашего исправления Христос, скоро настанет Суд.



6 июня 2018. Среда седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 7, 21-23.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие".

Для спасения души недостаточно только признавать существование Бога и обращаться к Нему с молитвой. Всякий христианин в первую очередь должен стараться о том, чтобы исцелиться от духовных недугов, чтобы в сердце появилась любовь к Богу и к ближним, чтобы душа очистилась от всякой нечистоты. Для спасения необходимы два крыла - наши усилия и помощь Божия.
Из слов Спасителя мы можем сделать вывод и о том, что чудеса, пророчества, исцеления, не имеют большой цены перед Богом. Например апостол Иуда, как мы можем узнать из Евангелия, вместе с прочими апостолами совершал много чудес, но его душа погибла.

Важны не знамения, но жизнь, наполненная любовью, лишённая эгоизма.
Об этом же другими словами говорит апостол Павел: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1 Кор 13, 1-3). Далее апостол говорит о свойствах любви. Если у нас их нет, то мы обманываемся, думая, что имеем любовь к Богу и ближним: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (1 Кор 13, 4-6).



5 июня 2018. Вторник седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 7, 15-21.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Спасителя, обращенные к ученикам: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узна́ете их". Христос говорит о лжеучителях, о людях, представляющихся благодетелями, духовными наставниками, которые, однако же, ведут душу в погибель. Такие учителя были во все времена.

В наше время многие готовы обращаться к всевозможным целителям. Многие из них говорят, что действуют по благословению Церкви. Но это не так, ведь по церковным правилам занимающиеся колдовством, гаданием, а также и обращающиеся к ним, на длительное время отлучаются от Причастия. Таким образом, колдуны подобны волкам в овечьей шкуре. Одно может быть и вылечат, а душе нанесут огромную рану.

Почему колдуны, обращающиеся к нечистой силе, могут дать исцеление? Дьявол так губит души, - подобно рыбаку. Ни один рыбак не бегает за рыбой по водоему, но предлагает ей приманку. Какова для рыбы цена съеденного?

Христос предлагает отличать лжеучителей по плодам. Обретает ли душа после общения с ними любовь к ближним, перестает ли гневаться, приходит ли к покаянию и исправлению в грехах? Святые отцы наставляли, что самое главное это жить по Евангелию. Ведь от этого зависит с Богом ли мы, не лишимся ли Небесного Царства.

Будем беречься лжеучителей, обратимся к Истинному Учителю Христу, предоставим Ему все обстоятельства своей жизни. Ведь иногда, для спасения и исцеления души, Господь дает нам горькие лекарства - болезни, скорби. Дает на время, чтобы избавить от всякой скорби в вечности. Обращавшимся к лжеучителям следует покаяться в этом на исповеди.



4 июня 2018. Понедельник седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 6, 31-34; 7, 9-11.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа, обращенные к ученикам: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

О душе, о жизни по Евангелию, многие заботятся меньше всего. И в храм чаще всего обращаются именно для того, чтобы получить помощь в устроении земных дел. Получается, что мы поступаем противоположно словам Господа – ищем, что нам есть, пить, во что одеться, как быть здоровыми и успешными... "ну а Царство Божие, ну это как-нибудь приложится", рассуждаем мы. К таким людям и обращены слова Спасителя с призывом заботиться в первую очередь о душе, а к остальному относиться как к второстепенному.

Многие недоумевают, что имеется в виду в наставлении Господа: "Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы".

Не заботится не означает поступать нерассудительно, к примеру получить зарплату и всю ее сразу истратить. Имеется в виду, что нельзя жить, относясь к материальному как к главному. Святитель Феофан Затворник говорит: "Знай, что одна минута - и может ничего не остаться от всего, что имеет многоимущий, если захочет Бог. Все тление и прах. Стоит ли из-за этого томить себя?"

Архимандрит Павел (Груздев) говорил:

«Не береги на черный день, так его и не будет»;

"Не убиет Господь гладом душу праведную".

Смысл евангельских слов таков: не стоит откладывать на завтра главное дело - заботу о душе, помощь нуждающимся, и Бог тебя не оставит. В это верят христиане. Каждый во что-то верит. Одни верят в свои силы, в то, что умрут ещё не скоро, не скоро будет над ними суд. На чем основана их вера? Вера христиан основана на словах Иисуса Христа: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него».



3 июня 2018 года. Неделя всех святых.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас, братья и сестры, поздравляем с сегодняшним днем всех святых от века Богу угодивших!
Церковь земная, состоящая из живущих в этом мире людей, не может назвать нам имена всех святых. О чьем-то духовном подвиге люди забыли, какие-то подвижники вообще не были известны никому, но о них знает Бог, кто-то, подобно благоразумному разбойнику, явил искреннее и глубокое покаяние как итог своей, полной ошибок жизни, в свои последние часы. Память всех явленных и неявленных нам святых мы совершаем сегодня.

Многие опытные в духовной жизни люди говорили, что известные нам святые составляют лишь малую часть от тех, кто спас свою душу, кто был прославлен Господом. Почему именно в этот день мы совершаем их память? Святые учителя Церкви поясняют, что связано это с тем, что сегодня первое воскресенье после дня Святого Духа. А всякий святой, преобразивший свою жизнь, в свое время духовно ожил, преобразился действием в нем Духа Святого. Духа, дарованного апостолам, Духа, действующего в Церкви. Святость - плод Пятидесятницы, которую мы праздновали в прошлый воскресный день.
Мы верим, что Церковь свята. Но это значит, что должен быть свят и каждый Ее член. В этот воскресный день и мы должны задуматься о том, к чему мы как христиане призваны. На разных языках слово "святой" имеет особенные значения.

В еврейском языке оно означает "отделенный". Например, "святая вода". Из воды мы берем часть, освящаем её, и она становится непригодной для мытья полов, приготовления пищи. Мы пьем ее натощак с молитвой, кропим ею жилище. Также и святой человек - тот, кто посвятил себя Богу. Жить по греховным законам он более не может.

Но от чего же отделены мы? От греховной жизни или от жизни святых? Всякий, желающий наследовать Небесное Царство, должен противостать греху.
В этом смысл слова "святой" на греческом языке. Оно означает "очищенный от нечистого, которое вопиет". Например, грязь на одежде рабочего не вопиет, но черное пятно на платье невесты, идущей в ЗАГС, просто немыслимо, его необходимо срочно убрать. Таково должно стать отношение всякого, желающего спасения души, к греховной нечистоте.

На славянском слово "святой" имеет оттенок посвященности. Не просто отделен от других людей, но и посвящен Богу. Это должно проявляться и в том, как мы проводим свое время. Идем ли первым делом в храм, делаем ли дела милосердия, в чем главная забота нашей жизни? Чему мы себя посвящаем? Достоинство всякого человека определяется тем, чему он себя посвятил. Кто-то имеет страсть к дорогим автомобилям, прочим материальным благам, кто-то к славе. Но немногие желают посвятить себя, подобно святым, на служение Богу и ближним. Каков конкурс в актерский ВУЗ? Во всякое учебное заведение, обучение в котором даст хорошее начало большой карьере? Каков недобор в училище сестер милосердия?

Человек преуспевает в том, чему посвящает себя. Посвятим, вслед за всеми святыми, свою жизнь Богу, доверимся Его водительству, установим спасительные порядки - молитва, посещение храма, участие в таинствах. Тогда, несомненно, Дух Святой коснется и нашего нечистого сердца.
Последуем совету преподобного старца Никона Оптинского, говорившего: "как скажешь: <<Вси святии, молите Бога о мне!>>, так все святые воскликнут на Небе: <<Господи, помилуй!>>".



2 июня 2018. Суббота седмицы 1-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 5, 42-48.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "люби'те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного".

Некоторым заповедь о любви к врагам кажется утопичной, невыполнимой. Такой она и будет без помощи Божией, которую Господь подает в ответ на наши молитвы и старание эту заповедь исполнить. Особенно же благодать Божия преображает душу кающегося человека в таинствах исповеди и причащения. Преображает для жизни по совсем другим законам.

Архимандрит Павел (Груздев) наставлял: "лучше простить, чем мстить". В его дневниках мы читаем: «Тяжёлое дело и многопечальное быть гонимому правды ради, но и быть ненавидимому людьми истины ради. Но и мзда такому многа на небеси, и потому надлежит радоваться и терпеть всякие искушения за любовь Христову».

Святитель Николай Сербский в своих миссионерских письмах говорит про заповедь благотворить ненавидящим такие слова: "Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не попытался их исполнять. Например, Господь сказал: “Благотворите ненавидящим вас”, а ты с удивлением спрашиваешь: “Разве это возможно? Разве такая заповедь не противна человеческой природе?” Ты никогда не спросил бы, если хотя бы раз в жизни попытался сделать добро человеку, который тебя ненавидит. А если бы попытался, знал бы, что эта заповедь Господа исполнима и согласна с лучшей человеческой природой.

Рассказывал нам один крестьянин: “Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: Хватит!. Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию. Как мне сделать доброе дело для своего соседа? И однажды услышал я из соседского дома громкий плач. Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу! Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди. Зачем ты звал меня? – спросил я его. Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья”. Вот какие сладкие и чудесные плоды приносит исполнение заповедей Божиих».



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ

Преждеосвященную Литургию в день обретения мощей блаженной старицы Матроны в Покровском ставропигиальном женском монастыре служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. 8 марта 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЗАКРЫТИЕ М-РЯ

Последний наместник Покровского монастыря архиепископ Вениамин (Милов) после ссылки


10-ЛЕТИЕ

2 мая 2009 года Русская Православная Церковь отмечает день памяти блаженной Матроны Московской и 10-летие канонизации угодницы Христовой. В этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы, где покоятся мощи блаженной старицы. 2 мая 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


НАПЕРСНЫЙ КРЕСТ

22 ноября 2003 года на Божественной Литургии в день памяти святой праведной блаженной Матроны Московской перед Малым входом Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил настоятельницу Покровского женского монастыря игумению Феофанию наперсным крестом с украшениями. Фото: Виктор Корнюшин