Интервью Игумении Феофании журналу Славянка: "Человек без Бога не может ничего"
1. Матушка игумения, Вы родились в многодетной верующей семье в тяжелые для России годы. Верующие преследовались, почти все храмы были закрыты, веру свою нужно было скрывать. Расскажите, как в этих условиях Вас с братьями и сестрами воспитывали родители и какие черты наложили на характер детей обстоятельства жизни?
Несмотря на советские годы, в нашей семье никто не скрывал своей православной веры. Родители с младенчества возили нас в храм, хотя он и находился далеко, в районном центре. Часов 5-6 нужно было ехать на поезде, ночевали мы у крёстной, а утром шли в церковь. У нас была большая семья – 9 детей. Когда я уже училась в школе, мы переехали в г. Струнино, в получасе езды от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. И уже каждые выходные с вечера уезжали на службу – все, кроме самых маленьких. В Лавре после всенощного бдения оставались ночевать в храме, мы, дети, спали на клиросе.
В школе, где я училась, как и в любой другой школе, дети вступали в октябрята, пионеры, в старших классах пополняли ряды комсомольцев. 22 апреля, когда вступали в пионеры, папа нас в школу не пускал. Но когда на следующий день я пришла в школу, классный руководитель подвела меня к доске, надела галстук и сказала: «Можешь в школе носить галстук, а когда будешь уходить домой, можешь снимать». Тогда я сняла галстук и бросила его на пол. Учительница сказала: «Если галстук не хочешь носить, то больше в школу не приходи». Всю дорогу домой я проплакала. Отец, увидев мои слезы, отправился в школу, переговорил с классным руководителем и директором школы и решил все вопросы. Все знали, что наша семья верующая, мы не скрывали, что мы православные.
Мама с папой с детства приучали нас к труду, так что, можно сказать, у нас дома был маленький монастырь: каждый нес свое послушание – кто по дому, на кухне или на уборке, все вместе – на огороде, ухаживали за домашними животными. Старались помогать друг другу. Нелегко, конечно, приходилось, но зато мы все выросли самостоятельными, умеем вести свое хозяйство.
2. Матушка Феофания, расскажите, пожалуйста, о людях, особо повлиявших на Ваше духовное становление, на выбор жизненного пути.
Мама с самого детства нас приучала жить по заповедям Божиим и по правилам Православной Церкви. Когда мы были совсем маленькие и не могли ездить в храм, то по воскресеньям она не разрешала нам кушать до 12 часов, пока не кончится литургия. В это время мама читала нам жития святых - про мучениц Феклу, Веру, Надежду, Любовь и других. Не знаю даже, где она эти книги брала, ведь всё под запретом было. Утренние и вечерние молитвы мы обязательно читали все вместе.
В то время было очень сложно достать какую-либо духовную литературу, всё, что тайком хранили, давали друг другу читать, что-то переписывали от руки и так молились. Когда мы уже были взрослые, мама где-то в Лавре достала настоящий молитвослов и так радовалась, что теперь мы сами сможем читать акафист!
И конечно же, огромное влияние на меня оказал духовник нашей семьи – отец Поликарп. Он долго был насельником Троице-Сергиевой Лавры, потом Данилова монастыря, сейчас живет почти в затворе вблизи Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордино и является насельником Оптиной пустыни. Он уже много лет знает нашу семью, еще когда мы ездили к нему в Лавру на исповедь. По его молитвам, думаю, я и ушла в монастырь. Однажды, когда мы уже подросли, отец Поликарп спросил у моей сестры, дружу ли я с кем-нибудь? Она сказала, что да. И, видимо, батюшка так помолился, что мы вскоре расстались. О монастыре совершенно не думала, Господь потихоньку вёл.
Также еще с несколькими духовниками общалась, в Струнино было много духоносных батюшек, они пережили гонения. Иногда бывали с тётей у блаженной Любушки Сусанинской.
3. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о Ваших встречах с блаженной Любушкой Сусанинской и как она повлияла на ваш жизненный выбор.
С тётей Раисой мы часто ездили к блаженной Любушке, она под Санкт-Петербургом жила в д. Сусанино. Мы у нее бывали по 2-3 дня, помогали по хозяйству, огород пололи, и я советовалась с Любушкой – за кого мне лучше выйти замуж? Блаженная отвечала – и этот хороший, и этот хороший… Как-то приехали, сидим, пьём чай, и у меня неожиданно вырвалось: «Любушка, а может мне в монастырь пойти?»
Она так смотрит на меня – в недоумении: я же раньше только про женихов спрашивала у нее! Потом встала у икон и долго-долго молилась. А мы сидим, как ни в чем не бывало, дальше чай пьем, разговариваем, не обратили внимания на мои слова. Любушка помолилась и стала вокруг меня ходить, хлопать в ладоши и говорить: «В монастырь! В монастырь пойдешь и будешь жить как в Иерусалиме! Ты будешь самым счастливым человеком!» Мы перепугались, тётя Рая говорит: «Любушка, какой Иерусалим? Нет-нет, в Иерусалим ей нельзя, там очень страшно, не поедет она в Иерусалим! В любой монастырь, но только не в Иерусалим!» Я дар речи потеряла. Думаю, что делать? В Иерусалим я не поеду, но ведь Любушка говорит, как же ослушаться?.. А Любушка стала меня успокаивать: «Замужем тебе, конечно, хорошо будет, но в монастыре тебе будет лучше! Поверь мне, тебе ни о чем не надо будет беспокоиться, у тебя будет всё! И фрукты круглый год, а цветов – целое море!». Я думаю – ну, точно, в Иерусалим отправляет меня! Даже представить не могла, что это Любушка о другом месте говорит.
Потом мы остались ночевать у блаженной, и она почему-то положила меня к себе в келью на диванчик, хотя обычно мы спали в коридоре. Я легла и сразу же заснула. Ночью просыпаюсь – а Любушка стоит и молится. Берет одну икону, что-то говорит и говорит на своем языке, икону целует, и так долго, с каждой иконой по полчаса. Я испугалась, лежу – боюсь пошевелиться, и так до самого рассвета она молилась, не помню уже, как я заснула. А утром пьем чай, я только хотела рот открыть, а Любушка говорит: «Ну как спали?» - и сама себе отвечает: «Всю ночь спали, всю ночь спали, хорошо спали!». И я поняла, что не нужно рассказывать, что я видела.
Но в монастырь я еще год собиралась, никак не могла решиться. За это время насмотрелась на семейную жизнь своего брата и сестры, понянчилась с племянниками: поняла, что семья – это тоже нелегкий крест.
Нас было 9 детей, а мама была строгая, говорила: «Женитесь, или замуж выходите – терпите, нет благословения вам на развод! Или в монастырь собрались – чтобы до конца терпели, обратно я вас не жду, не позорьте меня! Это на всю жизнь вы сами себе выбираете путь!». Тогда в России еще не открывались монастыри, поэтому я поехала в Корецкий монастырь. Мама меня благословила иконочкой, которую подарил архимандрит Иларион, ризничий Академии Троице-Сергиевой Лавры и дала платок пуховый, кофту теплую, которую сама вязала. До сих пор храню эти вещи как мамино благословение. Таких мыслей, чтобы уйти из монастыря, не было и в помине – это считалось большим позором, тем более что нашу семью все знали в Струнино, ведь все верующие были. Главное, чтобы у человека было свое произволение – жить в монастыре, стремиться служить Господу. Даже благословение духовника не поможет, если человек не хочет смиряться, жить в послушании – идти тесным путем, бороться со своими страстями.
4. Матушка, Вам довелось из руин возродить Покровскую обитель и несколько ее подворий. Не каждому Господь посылает такой крест, который, несомненно, невозможно понести без помощи свыше. Расскажите, пожалуйста, кто и как Вам помогал при возрождении монастыря?
Сам человек, без Бога, не может ничего. Когда вновь начали открываться храмы, такая радость на душе была, что мы не смотрели ни на какие трудности. В 1990-е годы в Патриархии только и слышно было: Церкви передается один храм, другой, третий… И Господь, Который благословил возрождение православной веры на Руси, конечно же, помогал всем нам, Своим чадам, которые за послушание из руин восстанавливали храмы и монастыри.
Возрождение нашей Покровской обители неразрывно связано с именем блаженной Матроны Московской. Хотя ее мощи привезли к нам только через 3 года после открытия монастыря, в 1998 году, но я молилась Матронушке еще с середины 1980-х годов, и особенно потом, когда меня назначили настоятельницей. Ездила на ее могилку на Даниловское кладбище, прикладывала каждую бумагу, чтобы власти согласовали. Матронушка всегда очень быстро помогала, так что мы с сестрами ей уже постоянно молились. В 1998 году я благословилась у Святейшего Патриарха Алексия II, чтобы ее мощи перенесли к нам в монастырь, а потом мы собирали материалы для канонизации.
И с самого начала Господь посылал людей, которые нам помогали. Бывший префект Центрального округа г. Москвы А.И. Музыкантский и его помощник В.Ф. Косов подготовили Постановление Правительства Москвы о передаче зданий и территории монастырю так, чтобы арендаторы платили арендную плату напрямую монастырю. За счет этих средств мы начали реставрацию Покровского храма, сестринского корпуса.
Много было и других случаев. Один мужчина, проезжая мимо монастыря, зашел и спросил: «Может, Вам помочь? Я специалист по ковке». Потом он нам восстановил нам все купола и кресты в монастыре и на подворье в с. Марково, и слава Богу, до сих пор всё это держится.
А когда мы реставрировали первый этаж Покровского храма, Господь послал нам хороших художников, которые написали все иконы для иконостаса. Они сами работали в «Софрино», но хотели еще помогать храмам. Позвонили в Патриархию, спросили, где храм самый бедный? Им ответили, что вот есть Покровский монастырь, который только открылся, очень бедный, если можете, помогите им. И до сих пор, с 1996 года, эти художники нам помогают.
В 1996-1998 еще много было закрытых храмов, и когда их передавали Церкви, то все они были в ужасном состоянии. Помню, когда в 1998 году я выбрала для монастырского подворья в Подмосковье храм Казанской иконы в селе Марково, он был весь в руинах, так что родители меня отговаривали: разве можно еще брать храм, когда надо монастырь восстанавливать, ничего нет, а тут еще один храм, да такой разрушенный! Но ничего, с Божией помощью, мы и в Марково всё восстановили. Мой духовник всегда говорил: ты сначала реставрируй храмы, а кельи и всё остальное – потом. Главное, чтобы совершалась служба. Так мы везде и делали: и в монастыре, и на подворьях. Только в Марково еще параллельно построили сестринский корпус, потому что там совершенно церковных строений не было и было все снесено, стоял только один разрушенный храм.
5. Должны ли у человека быть какие-то особые черты характера или свойства личности, по которым можно определить предрасположенность его к монашеству?
Господь говорит: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16). Кому уготовано быть монахом, тот обязательно им станет. Кого Бог записал в книгу жизни, того Он Сам приведет к спасению «имиже веси судьбами». Для монастыря большое значение имеет воспитание в православной вере с детства. Тогда человек имеет правильное духовное устроение, в сложных ситуациях он сразу обращается с молитвой к Богу и довольно быстро преуспевает. А те, кто недавно покрестился и в порыве духовной ревности пришел в монастырь, не всегда выдерживают. Хотя мы знаем замечательные примеры того, как Господь удостаивает таких людей даже мученического венца. Вспомните трех оптинских братий, убиенных на Пасху! Ведь они все уже в зрелом возрасте пришли к вере и поступили в монастырь. Так что всё зависит от самого человека: кто работает над собой, молится усердно, тому Господь и дает духовные дары.
6. Расскажите, пожалуйста, о жизни Покровского монастыря, о его хозяйстве. Вы являетесь директором детского приюта и православной гимназии, руководите двумя большими гостиницами. Как Вам удается совмещать все эти послушания?
Всё с Божией помощью и только с молитвой. Хозяйство у нас в монастыре очень большое. Ведь мы постоянно принимаем паломников. В храмах монастыря и его подворий ежедневно совершаются богослужения.
Значит, нужно подготовить всё для алтаря, убраться в храме, напечь достаточно просфор. Должен быть швейный цех для пошива облачений батюшкам и сестрам. За свечным ящиком прихожанам нужно подать записки, заказать поминовения, приобрести свечи, иконы. Каждый день кормим паломников, работников, сестер – постоянно должны быть продукты, кухня работает без перерыва. За большой территорией монастыря ухаживаем: у нас очень много деревьев, цветов, клумб, на подворье подсобное хозяйство, за этим нужно смотреть. В канцелярии принимаем звонки и письма от прихожан, ведь не все могут приехать сами. Очень важно ответить каждому человеку.
Когда обитель посещают делегации, мы их принимаем по благословению Священноначалия. В гостиницах «Покровская» и «Даниловская» мы постарались создать уютную домашнюю обстановку, чтобы пребывание в Москве оставило у наших гостей самые теплые впечатления.
Еще у нас при монастыре открыт детский приют, где живут и учатся девочки из неблагополучных и неполных семей. История создания приюта связана с блаженной Матронушкой. Незадолго до обретения мощей мне приснилась блаженная старица, как она ходит по монастырю, осматривает его, и потом говорит мне: «Всё у вас хорошо, только вот одного не хватает: здесь нет детей-сирот, а я их очень люблю». И я стала на колени и стала просить ее: «Матронушка, я открою приют, ты только приди к нам!». Вскоре после этого в монастырь стали привозить первых воспитанниц.
Приютские дети очень сложные, к ним нужен особый подход, внимание и любовь. Нужно постоянно с ними заниматься, но другого пути у меня нет. Так благословляет Господь. Дети очень способные и старательные и быстро учатся всему полезному: умеют шить, петь, готовить, сервировать стол, играть на музыкальных инструментах, а в школе проходят Закон Божий.
Также у нас есть три подворья – храм Казанской иконы Божией Матери в селе Марково в Раменском районе Московской области, храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове г. Москвы и храм блаженной Матроны Московской на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Везде свои особенности: подворье в с. Марково – это как отдельный монастырь с подсобным хозяйством в глубинке, куда можно приехать потрудиться, оно обеспечивает монастырь необходимыми продуктами.
Троице-Лыково расположено в черте города, поэтому на службах и в будни там бывает больше людей, чем в Марково.
На территории расположена православная гимназия, где учится около 100 ребят из многодетных, неполных и малообеспеченных семей. Они учатся по программе средней школы, а также изучают Закон Божий, церковное пение и другие предметы, согласно конфессиональному представлению Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Душа радуется, что эти несколько десятков молодых ребят войдут во взрослую жизнь, имея за плечами годы обучения в православной гимназии, и очень надеюсь, что это поможет им в дальнейшем правильно выбрать жизненный путь и стать примером подлинно христианской жизни для окружающих. Я всегда молюсь об этом.
Храм блаженной Матроны Московской на Варшавском шоссе маленький, там как в скиту живут 2 насельницы монастыря, а на службу дополнительно приезжают певчие и уставщица.
Так и живем, молимся и трудимся во славу Божию.
7. Матушка, большинство из нас выросло в полном незнании основ Православной веры, заповедей Божиих. Даже названия церковных праздников мы узнавали в лучшем случае из классической литературы. Как Вы считаете, у простых русских людей есть возможность, невзирая на экспансию сегодняшнего "мира", впитать истинный дух Православия и стать подлинными служителями Христа?
Мы тоже росли без духовных книг и уроков закона Божия, но это не помешало нам стать верующими православными людьми. И хотя мы нигде не учились, но службу знали наизусть, потому что постоянно ходили в храм. Господь Сам учит душу, которая искренне стремится к Нему, поэтому я считаю, что подлинным служителем Христовым может стать любой человек. Совсем необязательно для этого изучать догматическое богословие. Ведь мы знаем, что многие революционеры были выходцами из духовных семинарий. Дело не в отсутствии духовного образования, а в отсутствии опыта общения с Богом в молитве. Если нет веры в сердце, то неважно, чем будет заполнен разум – творениями святых отцов, богослужебными текстами или катехизисом. Без веры всё это останется пустым. А чтобы умножалась вера, нужно просто ходить в храм, даже если вы ничего не понимаете на службе. Мы каждый день видим это на людях, которые приходят к блаженной Матронушке. Сначала, как правило, человек приходит за помощью в скорбях, болезнях, страданиях. Постоит в очереди к мощам, к иконе на улице, помолится, поплачет и уйдет. В другой раз приедет, зайдет на службу, а там – помазание идет, он вместе с другими подойдет, к иконочке праздника приложится, потом решится подойти на исповедь к батюшке. Опять поплачет, расскажет о своей жизни, помолится. Через какое-то время уже приходит причаститься, стоит всю службу и вечером и утром, хотя и ничего не понимает, но на душе становится легче. Так потихоньку Господь приводит каждого человека к вере Православной.
Сейчас очень много соблазнов в миру, огромный поток информации в интернете, которая захлестывает всего человека, так что порой он уже не способен самостоятельно мыслить. Люди теряют свободу и становятся полностью зависимы от того, что прочитали или посмотрели в интернете. Тем, кто с детства получил православное воспитание и ходил в храм, всё- таки легче потом найти себя, когда Господь через скорби приводит душу к покаянию. Изучать теорию имеет смысл тогда, когда уже есть опыт молитвы и церковной жизни. Благодаря тому же интернету можно самостоятельно изучить все основы православия, читать любую духовную литературу. Но, повторюсь, главное – просто ходить в храм, хотя бы и не понимая полностью, что там происходит.
Когда у нас на подворье в с. Марково крестят маленьких детей, я всегда говорю родителями: вот, покрестили, теперь водите в храм ребенка и ходите сами почаще. И так, постепенно, люди воцерковляются, обретают истинную веру и смысл в жизни.
8. В текущем году во исполнение решения Архиерейского Собора и Священного Синода в монастыре были открыты Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих. Как Вы считаете, духовное образование необходимо для сестер?
Да, я думаю, что это очень полезно. Конечно, мы, как и в любом монастыре, постоянно бываем в храме, на службе, слушаем священные тексты, читаем на трапезе и в кельях поучения святых отцов. Но важно знать и догматику, и историю Церкви, разбираться и в толковании Священного Писания, и в тонкостях уставного богослужения и церковно-славянского языка. Правда, в наших условиях непросто выбрать время для учебы, поэтому, наверное, мы открыли курсы только сейчас, после полного восстановления монастыря. Надо сказать, что сестры с интересом относятся к занятиям. Пока занятия по Священному Писанию Ветхого Завета проходят один раз в неделю, поскольку чаще нам сложно собрать вместе всех сестер и из монастыря, и с подворий.
Монашеские курсы
Было бы хорошо, если бы на таких курсах еще преподавали главную монастырскую науку – послушание и отсечение своей воли. Но эту науку из наук можно постигнуть только на собственном опыте жизни в монастыре, а книги здесь – только подспорье. Я сама уже больше 30 лет изучаю эту науку, и всё равно постоянно приходится учиться: каждый день что-то меняется, видишь что-то новое в себе и в других. Пытаешься работать над собой, увещать других, что-то получается, что-то нет, бывают и ошибки, и этим учимся жить, но это тоже опыт, который помогает нам осознать свои немощи. Наверное, до конца жизни будем учиться. И Слава Богу, что мы живем в монастыре и имеем такую возможность, ведь монастырь – это институт отречения своей воли и истинной монашеской жизни.
8. Матушка, мы живем сейчас в особое время, время кардинальных перемен. Меняется человеческое общество, даже состояние нашей планеты меняется. Как нам жить и поступать, чтобы сохранить цельность духа каждого человека в отдельности и целостность нашего народа?
Святитель Филарет Московский, современник А.С. Пушкина, иногда спрашивал своих собеседников, верят ли они в слова, сказанные Христом: «се, Я с вами во все дни до скончания века»? Если да, наставлял святитель, то необходимо также верить и в то, что и сегодня Спаситель, как и в день Своего Воскресения, является нам, даруя радость и мир. И, чтобы не остаться в стороне от Господа, мы призываемся к молитве, чтению Евангелия, и любви к Умершему и Воскресшему за нас Спасителю.
Святая Матрона не только помогает нам в трудностях, но своим житием показывает всякому, что вера поможет пройти через всё. Самое главное – не потерять самого себя, не поддаваться унынию, когда мы вместе со всей страной проходим через какие-либо испытания.
«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся», наставлял великий подвижник, преподобный Серафим Саровский. Нужно хранить мир, чтобы всем вокруг нас было тепло и спокойно. Вот почему каждому человеку и всему русскому народу так важны храмы, монастыри, мощи святых, к которым мы прибегаем. Нужно хранить наше сокровище – веру Православную.
Матронушка часто повторяла: «Если народ теряет веру в Бога, то его постигают бедствия, а если не кается, то гибнет и исчезает с лица земли. Сколько народов исчезло, а Россия существовала и будет существовать. Молитесь, просите, кайтесь! Господь вас не оставит и сохранит землю нашу!». Верим, что так это и будет.
9. Дорогая матушка Феофания, что бы Вы хотели пожелать нашим читательницам?
В первую очередь, конечно – чтобы жили по вере, воспитывали детей своих в духе Православия, ходили всей семьей в храм, исповедовались и причащались, а остальное Господь Сам всё устроит. И чтобы не поддавались никаким влияниям извне, чтобы имели крепкий внутренний стержень и хранили заповеди Божии.
И Вашему журналу хотелось бы пожелать, чтобы было больше поучительных статей с примерами из жизни, помогающими понять, что «без Бога не до порога».