Толкование на Евангелие

8 сентября 2019.. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 19, 16-26.

"И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно".


Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о юноше, который приступил к Иисусу с вопросом: что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Не существует более важного вопроса. Ведь Господа спросили о вечной жизни. Святитель Феофан Затворник обращал наше внимание на то, что эту земную жизнь невозможно даже мгновением назвать по сравнению с будущей вечной жизнью, предстоящей нам. 
Обращаясь к Христу, юноша называет Его: "Учитель благий!" В ответ на такое обращение Господь отвечает: "что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог". Некоторые видят в этих словах евангельское указание на то, что Христос не был Богом, ведь Он Сам об этом свидетельствует, говорят такие. Но Спаситель не сказал юноше, что Он не Бог. Когда через некоторое время апостол Фома назвал Христа: "Господь мой и Бог мой!", Спаситель ответил ему: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие" (Ин 20, 28-29). Конечно, если бы Иисус не был Богом, то с негодованием запретил бы Фоме так Его называть. 
А в этой ситуации Христос обращает внимание самого юноши на то, что истинно благ только Бог, ни один человек не может так именоваться. "Если ты, слыша Мое учение, видя Мои дела, нашел, что Я благ, что из этого следует?", как бы так говорит Иисус, помогая вопрошающему понять, Кто стоит перед ним. 
На вопрос юноши о том как ему наследовать жизнь вечную, Иисус указал тому на заповеди. Юноша считает себя выполняющим заповеди еще от юности. Христос же указывает на то, что это не так. 
Например, заповедь "не прелюбодействуй". Кроме прямого значения этих слов, осуждающих тех, кто вступает в беззаконные связи, преступают заповедь и те которые имеют греховные помыслы. Еще одно значение этой заповеди раскрывали ветхозаветные пророки, когда сравнивали израильский народ с блудницей. Представители богоизбранного народа не сохранили верность в союзе с Богом, стали изменять Ему, совершая грехи. Вот и в душе подошедшего юноши место Бога, самое главное место, заняло богатство. Это дал понять юноше Спаситель, когда сказал: "одного тебе недостает: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест". Услышав то, юноша, "смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение". 
Иоанн Златоуст поясняет, что юноша тем самым показал, что является не хозяином, а рабом своего состояния. 
И в ветхозаветные и в новозаветные времена верующие в Бога люди именовали себя "раб Божий". Не унизительно ли это? А имеем ли мы право так себя называть?
Чтобы жизнь человека была полноценна, она должна иметь смысл. Для кого-то это карьера, для кого-то цель состоит в известности, кто-то посвящает всю жизнь достижению материального благополучия, кто-то заботе о семье. Как низок бывает выбор человека, когда он начинает жить местью или иной греховной страстью, когда решается на самоубийство из-за несчастной влюбленности.
Но и более высокие цели, стоят ли они того, чтобы им посвятить всего себя? Даже забота о близких, не сопряженная с заботой об их душе, об их спасении, с преданием их в волю Божию, не очевидно ли, что такая забота, ставшая для нас самым главным, обернется с их смертью катастрофой и крахом наших трудов. 
Чем выше то, чему посвящает себя человек, тем выше его достоинство. Только рабство Богу, а ведь Бог - Любовь, делает нас свободными. Свободными от неминуемой потери всего, чему мы служили всю жизнь. Если человек раб Божий, то он не раб денег, уходящего здоровья, не раб других людей. Он не в рабстве у греховных страстей.
Он раб такого Господина, который ради его спасения отдал Своего Сына. Он раб того, кто любит его больше его собственного отца.
Итак, унижает человека не то, что он - раб Божий, но то, что он порабощает себя чему-то иному. Рабство Богу - удивительное рабство. Рабом всегда становятся против воли. А Господь каждого, подобно юноше из сегодняшнего евангельского повествования, призывает добровольно последовать за ним и все предоставить в Божию волю. Всякое рабство порабощает, а такое рабство освобождает.

Архимандрит Павел Груздев говорил о рабстве материальному благополучию, которое так часто встречается в душах современных людей: "не береги на черный день, так его и не будет". 
О противоположном состоянии мы читаем в его дневниках: "хоть мошна пуста, да душа чиста".
Там же мы находим следующие стихи:
"Ты сегодня рвешься к Богу
и к служению Ему,
завтра ищешь ты дорогу,
что ведет в погибель, тьму.

Ты сегодня полн решенья
сердце Господу отдать,
завтра ищешь развлеченья
там, где чужда благодать.

Ты сегодня помолился
и сказал греху: "Долой",
завтра снова устремился
к жизни мира суетной.

То направо, то налево
ты колеблешься в пути,
избегая Божья гнева,
не спешишь к Нему придти.

То Творца ты призываешь, 
то мамоне дань несешь,
то Бессмертному внимаешь,
то к греха приманке льнешь.

Бог не любит колебаний
и изменчивых сердец, тот,
кто тверд в пути исканий - 
тот получит лишь венец.

Перестань же колебаться
и от правды уходить,
лучше Господа держаться
и Его законам жить".

Читать далее

7 сентября 2019. Суббота седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 29-34.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты