Толкование на Евангелие

9 ноября 2018. Пятница седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 23-26.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, который пришел избавить нас от власти над нами человекоубийцы дьявола. Сам человек не может противостоять ему. По образному выражению преподобного Серафима Саровского, малейший из бесов может своим когтем перевернуть всю землю. В духовной борьбе нам нужна помощь Божия, она подается в церковных таинствах. Но достаточно ли просто приступить к крещению, исповеди, причастию? 
Мы слышим слова Господа: "Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел". 
Проповедь Христа раздавалась в Палестине, в местах засушливых. Выражение "места безводные" означает необитаемые, пустые. Существовать в них невыносимо. 
Пока христианин жив дьявол приступает к нему регулярно. Желая погубить его, внушает ему совершить тот или иной грех. Увидев, что душа человека очищена крещением или исповедью и причастием, а сам человек при этом не имеет решимости не возвращаться к грехам, не молится, не посещает богослужения, не читает духовную литературу, живет беспечно и, вследствие этого, не наполнен благодатью, искушавший нас бес тотчас возвращается и приступает с новой силой. 
"И, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там,- и бывает для человека того последнее хуже первого". 
Церковные таинства это начало нашей духовной борьбы. Если относиться к ним так: "крестился и дело сделано", то это путь в погибель. Очень важен вопрос: "я крестился и что дальше", "я приступил к исповеди и причастию. Как мне следует жить, чего избегать, к чему себя принуждать, чтобы таинства были мне не в суд и во осуждение, но во исцеление души и тела?" 
Архимандрит Иоанн Крестьянкин наставлял такими словами: "Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные...
Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю. Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается — и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит, — сторожа нет. 
Первым в дело идет нечистый дух гордости, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности, — проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе. 

И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, духу лености. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем… отдохнем… отдохнем… Я вполне заслужил отдых своей прежней напряженной работой. И дух лености распространяется неторопливо, но властно. 

И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех. Совесть, порою попискивая, подает сигналы, что все же что-то пора начать и делать. Но леность не дает прохода единственно существенно нужному доброму духу внутреннего делания, зато легко пропускает хитрого и нечистого духа делания внешнего. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Это опасно и всегда, но особенно опасно тогда, когда внешний, безжизненный характер (или наоборот — слишком чувственный, душевный) приобретает делание по самому существу своему; наиболее внутреннее — молитва. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий. 

Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но зато пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого духа — нераскаянности, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Многочисленные вседневные погрешности, видя свободу проникновения, беспрепятственно проникали в душу и, оставаясь нераскаянными, производили свое разъедающее действие. Для более крупных погрешностей тут же находились извинительные причины. Шло обширное «непщевание вины о гресех». Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), я по существу оставался нераскаянным. Так я лишился и другого главного оружия. Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар. Его наносит следующий нечистый дух — дух неблагодарности; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Дух сей — очень коварный, лживый и злобный. Тот, кем он овладеет, становится в большой степени чужд действию Святого Духа и не слышит Его внушений. Дух нечистый вселяется в меня, и я качусь в пропасть. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе. 

Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой равнодушие ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам я в своей ослепленности и равнодушии, раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые мною обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти… 

Сей нечистый дух хорошо поработал. Вокруг меня одни обломки: обломки моей души; обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — дух уныния. О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку".
Читать далее

14 сентября 2018. Пятница седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 16-22.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

19 ноября 2018. Понедельник седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 13-15; 22-31.

19.11.2018

18 ноября 2018. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 41-56.

18.11.2018

17 ноября 2018. Суббота седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 1-6.

17.11.2018

16 ноября 2018. Пятница седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 2-12.

16.11.2018

15 ноября 2018. Четверг седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 47- 12, 1.

15.11.2018

14 ноября 2018. Среда седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.

14.11.2018

13 ноября 2018. Вторник седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 34-41.

13.11.2018

12 ноября 2018. Понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 29-33.

12.11.2018

11 ноября 2018. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 26-39.

11.11.2018

10 ноября 2018. Суббота седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 16-21.

10.11.2018

9 ноября 2018. Пятница седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 23-26.

09.11.2018

14 сентября 2018. Пятница седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 16-22.

Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено празднуемому в этот день Церковному новолетию, то есть новому году.

13 сентября 2018. Четверг седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 1-10.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о чудесном насыщении множества людей, которые, пойдя за Спасителем, не позаботились о том, чтобы взять с собой пишу, не до того им было:

12 сентября 2018. Среда седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 7, 14-24.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, сказанные Им во время проповеди.

11 сентября 2018. Вторник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Евангельское чтение: Мк 6, 14-30.

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о воспоминаемом в этот день событии.

10 сентября 2018. Понедельник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Чтение из Священного Писания: Гал 4, 28 - 5, 10; Мк 6, 54 - 7, 8.

В сегодняшнем чтении из послания к Галатам мы слышим, как апостол Павел сравнивает людей, живших в ветхозаветные времена, и христиан. Религиозность ветхозаветная, состоявшая в основном в исполнении внешних обрядовых постановлений, - обрезание, принесение жертв, запрет на работу в субботу, сравнивается с рабством.

9 сентября 2018. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 22, 35-46.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим о событии, которое имело место в Великий Вторник, во вторник той недели, на которой Спаситель претерпел крестные страдания и вкусил смерть нашего ради спасения.

8 сентября 2018 года. Суббота седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 1-13.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о бедствиях, которые Господь предсказал Иерусалиму. Городу и народу, живущему в нем, который так и не узнал во Христе Бога.

7 сентября 2018. Пятница седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 6, 45-53.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как ученики Христа отправились ночью на другой берег Геннисаретского озера.

6 сентября 2018. Четверг седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 6, 30-45.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Господь чудесно насытил множество народа, долгое время слушавших Его проповедь, пятью хлебами и двумя рыбами.

Монашество

Контакты