Толкование на Евангелие

7 июля 2019. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Рождество Иоанна Крестителя. Евангельское чтение: Лк., 1 зач., I, 1-25, 57-68, 76, 80.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех Вас, братья и сестры, поздравляем с нашим престольным праздником, с Рождеством Иоанна Предтечи! В этот день Церковь празднует одно из событий, относящихся к Великим церковным Праздникам. 

Обычно мы совершаем память святых или в день их преставления, то есть смерти, перехода от земной жизни к вечной, или в день обретения их мощей. В этом случае день памяти также связан с окончанием святыми угодниками земного пути. Мы отмечаем дни рождения в земную жизнь только лишь Богочеловека Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя. 

Рождество Божией Матери и Иоанна Предтечи совершилось по особому Божиему благословению, которое и лежало в основе появления на свет этих людей. Их родители были бесплодны. О чудесном рождении Иоанна Крестителя благочестивой супружеской парой, которая была бесплодна, мы читаем в сегодняшнем Евангельском чтении:

"Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.

У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а всё множество народа молилось вне во время каждения,- тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.

И сказал Захария Ангелу: по чему я узна́ю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то́, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.

Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

Елисавете же настало время родить, и она родила сына.

И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.

И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

И спрашивали знаками у отца его, ка́к бы он хотел назвать его.

Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились.

И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.

И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской.

Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что́ будет младенец сей? И рука Господня была с ним.

И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему".

О рождении Иоанна предвозвещали пророки за несколько веков. Только о Богочеловеке Иисусе Христе, Богородице Марии и Иоанне Крестителе людям было возвещено задолго до их рождения. Это говорит об их совершенно исключительной роли в домостроительстве нашего спасения. 

О значении Иоанна пророчески сказал его отец Захария после рождения младенца: "ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему". И, исполняя волю Божию, возвещенную ему ангелом, Захария повелел наречь младенцу имя Иоанн, что на древнееврейском языке означает "Бог милостив". В чем состояло служение Иоанна? Как он готовил людей к принятию Спасителя Христа? 

В Евангелии проповедь Иоанна выражена в словах: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Также в Священном Писании говорится, что в день Крещения Иисуса, Иоанн указал на него как на Господа: "вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира". 

Указать людям на грех и на Избавителя и было его служением. Иоанн указывает людям на грехи, Христос принимает кающихся, исцеляет и вводит в Небесное Царство. Но невозможно принять учение Христа - Евангелие, что в переводе означает "Благая Весть", если перед этим не столкнуться с вестью трагической - по моим грехам я заслуживаю вечного осуждения. Невозможно прийти ко Христу, минуя призыв Иоанна Крестителя к покаянию.

Евангельское чтение Недели 3-й: Мф 6, 22-33:

"Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка'к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно".

Святые отцы так объясняют образ, который привёл Христос. Тело это образ души, а око изображает ум. Если зрение портится, то человек неправильно оценивает то, что происходит вокруг него. Так и в духовной жизни. Если ум болен гордостью, то человек неспособен увидеть свои грехи, а значит не может в них покаяться. Вместо этого все время осуждает других.

Существует притча о человеке, который увидел, как какой то незнакомец ночью вышел из дома на улицу, тихо закрыл дверь и спешно куда-то пошёл. Он подумал, что это вор покидает ограбленное жилище. Другой человек, также видевший покинувшего дом юношу подумал, что тот блудник, уходящий из дома чужой жены. А третий подумал о нем: "это христианин. Ночью, чтобы сохранить свой подвиг втайне, он отправился на молитву". Каждый придал увиденному значение в меру своей греховности. Чем ближе мы приближается к Богу, тем меньше видим плохого в окружающих нас людях, тем больше начинаем видеть свои грехи, острее чувствовать нужду в покаянии. 

Архимандрит Иоанн Крестьянкин писал в ответ одной женщине: "почему ты все время говоришь, что тебя окружают злые люди? За свою жизнь я встретил только одного злого человека. Это я сам".

Как далеки наши мысли от мыслей людей, очистивших свою душу, как нуждаемся мы в помощи от Бога, в покаянии. В оставшиеся дни Петрова поста постараемся приступить к исповеди, чтобы болезнь нашей души не стала неисцельной.

Святые отцы также говорят и о другом виде духовной слепоты - о неразумной привязанности к земным благам. Не требуется доказательств того, что здоровье, образование, материальное благополучие, - все это будет с нами очень непродолжительное время. Что скоро мы скончаемся и наша вечная жизнь будет зависеть от того, жили ли мы любовью к ближним, старались ли делать дела любви, исправлялись ли в грехах. Понимаем это, но все наши устремления здесь, на земле, а времени позаботиться о душе мы не находим. 

"Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам",  - читаем мы в сегодняшнем Евангелии. Но поступаем противоположно. Даже придя в храм просим Бога, чтобы дал нам что есть, что пить, во что одеваться... А Царство Небесное? А оно не главное, это приложится нам. 

Прибегнем сейчас, в благоприятное время, в дни поста к таинству исповеди. В нем Господь не только прощает грехи, но и подает нам помощь для исправления. Исповедь так и называется "духовная врачебница".

Читать далее

6 июля 2019. Суббота седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 7, 24 - 8, 4.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

17 июля 2019. Среда седмицы 5-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 38-45.

17.07.2019

16 июля 2019. Вторник седмицы 5-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 14-16, 22-30.

17.07.2019

15 июля 2019. Понедельник седмицы 5-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 9-13.

16.07.2019

14 июля 2019. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 8, 5-13

14.07.2019

13 июля 2019. Суббота седмицы 4-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 8, 14-23.

14.07.2019

12 июля 2019. День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангельское чтение: Мф 16, 13-19.

13.07.2019

11 июля 2019. Пятница седмицы 4-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 12, 1-8.

13.07.2019

10 июля 2019. Среда седмицы 4-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 11, 20 - 26.

10.07.2019

9 июля 2019. Вторник седмицы 4-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 11, 16-20.

09.07.2019

8 июля 2019. Понедельник седмицы 4-й по Пятидесятнице. Память святых Петра и Февронии Муромских.

08.07.2019

7 июля 2019. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Рождество Иоанна Крестителя. Евангельское чтение: Лк., 1 зач., I, 1-25, 57-68, 76, 80.

07.07.2019

6 июля 2019. Суббота седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 7, 24 - 8, 4.

06.07.2019

5 июля 2019. Пятница седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 32-36, 11, 1.

05.07.2019

4 июля 2019. Четверг седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 23-31.

04.07.2019

3 июля 2019. Среда седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 16-22.

03.07.2019

2 июля 2019. Вторник седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 9-15.

01.07.2019

1 июля 2019. Понедельник седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 9, 36 - 10, 8.

01.07.2019

30 июня 2019. День всех святых в земле Российской просиявших. Евангельское чтение: Мф 4, 18-23.

30.06.2019

29 июня 2019. Суббота седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 7, 1-7.

29.06.2019

28 июня 2019. День памяти святителя Ионы, митрополита Московского.

28.06.2019

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты