Толкование на Евангелие

6 сентября 2019. Пятница седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 2, 18-22.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим:

"Ученики Иоанновы и фарисейские постились. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани: иначе вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые".

Многих иудеев пост надмевал, приводил к осуждению тех кто не постится, то есть к новым грехам. Неправильно постится тот, кто соблюдает строгое воздержание в пище, но не видит беды в том, что в сердце он допускает злобу и нечистоту. Кто читает многие молитвы лишь устами, а его мысли далеки от произносимых слов. Вместо духовных добродетелей пост и молитва приносят таким духовный вред. По мысли святителя Игнатия Брянчанинова тот, кто заботится только о внешнем и не старается о внутреннем, не может не впасть в ложное самомнение. Особая опасность этого состояния в том, что заметить явный грех и покаяться в нем гораздо проще. 
Слово "фарисеи", которым именовали себя религиозные лидеры иудеев, так и переводится - особенные. Таковыми они себя считали за то, что тщательно соблюдали внешние предписания. Но за то, что они при этом лицемерно не придавали значения главному, чистоте души, Господь уподоблял их красивым гробам. 

Спаситель пришел наполнить обрядовые постановления Ветхого Завета истинным смыслом. Но апостолы только начали слышать новозаветную проповедь, свои представления о религии они получили, воспитываясь в иудейской среде. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что ученики Христовы на тот момент еще не были готовы к правильному посту. Пост, говорит святитель, при правильном отношении, заключает в себе радость, ведь он ведет к здравию души. А видеть, что душа поправляется радостно, еще более радостно, чем видеть, что тело выздоравливает. Так поститься апостолы еще не могли, ещё не могли увидеть в посте не цель, но средство. Господь лишь готовил учеников к правильному посту, уберегал от духовных ошибок. Потому многие внешние предписания ученики Спасителя не соблюдали.

Вопрошающим Спаситель ответил, что всему свое время. И, чтобы Его мысль была лучше понята, приводит сразу три небольших притчи. Фарисейское понимание поста уподобляется старой, изношенной одежде. Ее, эту одежду, необходимо заменить на новую, на евангельское понимание духовной жизни, а не пытаться ее починить, отрывая куски от новой одежды и нашивая заплаты из крепкой ткани на ткань негодную. Заблуждения фарисеев настолько сильны, что требуется оставить все ветхое и начать сначала. Иначе с неутвердившимися в вере произойдет то же, что со старыми мехами, в которые вольют новое вино. Вино - символ радости, благодати Божией, которую не может принять в себя грешная душа. 

Но слова Господа имеют отношение не только к первым христианам, выходцам из иудеев. Нам важно понимать, что молитва и пост - сильные средства для исцеления души. Они подобны лекарствам. 
Чтобы была польза от прочитываемых по молитвослову молитв, важно понимать их смысл. Не просто вычитывать текст, но стараться при чтении не рассеиваться умом. 

Если мы стали видеть в себе множество грехов, перестали осуждать окружающих, если научились сдерживать гнев, в нас появилось сострадание к ближним, появилось стремление к молитве, к богослужению, чтению Священного Писания, значит пост и молитва приносят нам пользу. 

Пришедшему в Церковь и желающему поститься, выполнять молитвенное правило, следует обсудить со священником, в какой степени для него сейчас это было бы полезно. Нередко такие люди смотрят на церковный календарь, в котором отражен монашеский устав о посте и говорят: "я так не смогу". А ведь это правила не для тех, кто только переступил порог храма. Святые отцы говорят нам, что мы должны явиться не убийцами своего тела от неразумно строгого воздержания, но убийцами своих греховных страстей. 

Между тем, пост, на который благословит нас священник, регулярно читаемое молитвенное правило, которое подобрано в соответствии с нашими силами, будут очень полезны. Оптинские старцы в своих поучениях говорят: "При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются". "Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи". «Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»
Без поста победить страсти, учат святые отцы, было бы чудом, подобным тому, как находиться в огне и не сгорать. 

Читать далее

5 сентября 2019. Четверг седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 29-35.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

16 сентября 2019. Понедельник седмицы 14-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 4, 10-23.

16.09.2019

15 сентября 2019. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 21, 33-42.

15.09.2019

14 сентября 2019. Суббота седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 16-22.

14.09.2019

13 сентября 2019. Пятница седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 4, 1-9.

13.09.2019

12 сентября 2019. Четверг седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 3, 28-35.

12.09.2019

11 сентября 2019. Вторник седмицы 16-й по Пятидесятнице. Усекновение главы Иоанна Крестителя. Евангельское чтение: Мк 6, 14-30.

11.09.2019

10 сентября 2019. Вторник седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 3, 20-27.

10.09.2019

9 сентября 2019. Вторник седмицы 13-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 3, 6-12.

09.09.2019

8 сентября 2019.. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 19, 16-26.

08.09.2019

7 сентября 2019. Суббота седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 20, 29-34.

07.09.2019

6 сентября 2019. Пятница седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 2, 18-22.

06.09.2019

5 сентября 2019. Четверг седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 29-35.

05.09.2019

4 сентября 2019. Среда седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 23-28.

04.09.2019

3 сентября 2019. Вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 16-22.

03.09.2019

2 сентября 2019. Понедельник седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 9-15.

02.09.2019

1 сентября 2019. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 23-35.

01.09.2019

31 августа 2019. Суббота седмицы 11-й по Пятидесятнице. Чтение из Апостола: Еф 6, 10-17:

31.08.2019

30 августа 2019. Пятница седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 27-33, 42-51.

30.08.2019

29 августа 2019. Четверг седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 13-28.

29.08.2019

28 августа 2019. Успение Пресвятой Богородицы.

28.08.2019

Монашество

Контакты