Толкование на Евангелие

5 ноября 2019. Вторник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 1-10.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как Христос дал ученикам молитву "Отче наш". "Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда мо'литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого". Часто приходящие в храм задаются вопросом как им следует молиться в той или иной ситуации. Мы видим как ответил на этот вопрос Сам Христос. Поскольку эта молитва дана нам Господом, она также называется "молитва Господня". В ее кратких мыслях, по объяснению святых отцов, содержатся все прошения, произносимые во время богослужений, в ней содержится все Евангелие. Наизусть эту молитву знают многие, но этого недостаточно. Ведь и попугай может выучить и произносить эти слова, но молитвы у него никакой не будет. Эта молитва подобна звездному небу. Чем больше всматриваешься в святоотеческое толкование ее слов, тем больше замечаешь новых и важных смыслов, истин духовной жизни. Уже обращение к Богу "Отче" показывает огромное отличие православного христианства от любой другой религии. Иногда говорят: "все религии ведут к одному Богу, ведь Бог один. А религии это разные пути к Нему". Из того, что Москва одна, не следует, что по какой дороге не пойдешь, придешь в Москву. Только в православии главная богословская формула состоит в том, что Бог - Любящий Отец. В этом главный догмат христианства. Люди, согрешив, оставили Бога, а Он их не оставил. Сам стал Человеком, чтобы пройти весь скорбный путь отпавшего человека, пройти до самого дна, вкусить и смерть, чтобы нас от смерти избавить, чтобы нас с этого дна поднять. Чтобы, претерпев распятие, вкусив смерть, воскреснуть, и нам дать возможность последовать за Ним, даровать нам воскресение души от грехов, даровать вечную жизнь. Любовь не может смотреть на то как страдает любимый. Она всегда стремится быть с тем, на кого она направлена. К примеру, любящие жены уезжали за мужьями в ссылку. Потому христиане не говорят, что Боговоплощение, Крестные страдания и смерть не могли иметь место по отношению к Богу. Он так пожелал. В некоторых религиях Бог представляется как всемогущий, справедливый Судья, в этом видят главное Его свойство. К одному ли Богу мы с ними идем разными путями? Одинаковы ли отношения между любящим отцом и сыном и судьей и подсудимым? Отец всегда жизнь за сына отдаст, а судья? Вынесет приговор подсудимому и сам пойдет за него на расстрел или на длительный тюремный срок? Насколько диаметрально противоположны отношения между отцом и сыном и судьей и подсудимым, настолько различны цели, к которым идут христиане и люди, считающие Бога судьей, отвергающие Боговоплощение. Только в православии можно во всей полноте сказать, что главное свойства Бога - Любящий Отец. Назвали Бога нашим Отцом. А как именуются люди, у которых один отец? Братья и сестры. Если мы желаем, чтобы Бог был нашим Отцом, отсюда следует, как мы должны относиться к ближним. Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что словами "иже еси на небесех" - "который на небесах", Бог не заключается на небе, но в начале молитвы мы призываемся наши мысли возвести от земного к небесному, к чему-то высшему. Отложить пока обычные житейские попечения, - в какой магазин идти, как покрасить забор... Возвести ум к мыслям высоким, к миру невидимому, ангельскому, к Богу. А раз Отец наш, выражаясь образно, на небесах, то там и наше небесное отечество. Значит здесь мы живем как в гостинице. Как безумно поступил бы человек, который много лет работал на севере, чтоб заработать денег и построить дом на родине, если, когда нужная сумма была бы собрана, по пути домой, истратил бы все в гостинице? Еще безумнее поступаем мы, если заботимся только о том, как лучше устроиться здесь, на земле, а о нашем небесном отечестве забываем. Никаких доказательств не требуется, что скоро и сбережения и награды и образование и здоровье, все это мы оставим на земле, а душа наша предстанет перед Богом. Игумен Никон Воробьев говорил, что чем больше человек заработает, тем больше оставит. Неприятно потерять тысячу рублей, гораздо обиднее всю зарплату, еще большей бедой видится пожар, унесший дом и все имущество. А каково лишиться вообще всего? Это непременно произойдет с каждым, забывающим о небесном отечестве. "Да святится Имя Твое". Мы назвали Бога своим Отцом... А не будет ли это богохульством? Иудеи некогда сказали Христу, что они дети праведного Авраама, на что получили от Него ответ, что по делам они дети дьявола. Учительница может пожурить ученика и сказать: "у тебя такой папа, академик, а ты таблицу умножения в шестом классе не знаешь". Мы, кроме прославления Имени Божьего, просим здесь о том, чтобы Бог помог нам быть Его достойными детьми. Назвали Бога своим Отцом, а живем в нравственном отношении хуже нехристианских народов. Зло, сквернословие, подлость, блуд, аборты, безразличие к нуждающимся, брошенные дети, воровство, сребролюбие, все это как норма, и мы говорим Богу, что Он наш отец? Из-за такой жизни тех, кто называет себя христианами, пророк Исаия говорит и нам слова от Имени Бога: "Постоянно, всякий день имя Мое бесславится", бесславится из-за нас. Спаситель призывает Своих учеников: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного". В прошении "да святится Имя Твое" мы просим Бога помочь нам так жить. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы благодать, которую мы получаем в крещении, исповеди, причащении, мы старались бы сохранить, то в мире уже давно не осталось бы неверующих, язычников, иудеев... Все бы уже, видя нашу жизнь, нашу любовь, стали христианами. Постараемся прочитать святоотеческое толкование и на прочие слова молитвы Господней. Иначе какие же мы христиане? Всякий обладает некими навыками. Кто-то может оперировать людей, кто-то управлять самолетом, кто-то построить дом, а объяснение основной христианской молитвы мы не знаем. Всякий раз, читая эту молитву утром, вечером, перед едой, не будем спешить. Станем приводить себе на ум мысли из толкования. Со временем мы привыкнем произносить прошения со вниманием и будем получать через то большую пользу. У нас уже не будет возникать вопроса: "Какую молитву читать в затруднительных обстоятельствах?" Мы будем помнить Божий ответ: "Когда мо'литесь, говорите: Отче наш..."
Читать далее

4 ноября 2019. Понедельник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Празднование Казанской иконе Божьей Матери. Евангельское чтение: Лк 10, 38-42; 11, 27-28.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

15 ноября 2019. Пятница седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 2-12.

15.11.2019

14 ноября 2019. Четверг седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 47- 12, 1.

14.11.2019

13 ноября 2019. Среда седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.

13.11.2019

12 ноября 2019. Вторник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 34-41.

12.11.2019

11 ноября 2019. Понедельник седмицы 22-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 29-33.

11.11.2019

10 ноября 2019. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 26-39.

10.11.2019

9 ноября 2019. Суббота седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 16-21.

09.11.2019

8 ноября 2019. Пятница седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 23-26.

08.11.2019

7 ноября 2019. Четверг седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 14-23.

07.11.2019

6 ноября 2019. Среда седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 9-13.

06.11.2019

5 ноября 2019. Вторник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 1-10.

05.11.2019

4 ноября 2019. Понедельник седмицы 21-й по Пятидесятнице. Празднование Казанской иконе Божьей Матери. Евангельское чтение: Лк 10, 38-42; 11, 27-28.

04.11.2019

3 ноября 2019. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 16, 19-31.

03.11.2019

2 ноября 2019. Суббота седмицы 20-й по Пятидесятнице. Димитриевская родительская суббота. Евангельское чтение: Лк 7, 1-10, Ин 5, 24-30.

02.11.2019

1 ноябряя 2019. Пятница седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

01.11.2019

31 октября 2019. Четверг седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9,49 - 56.

31.10.2019

30 октября 2019. Среда седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 44-50.

30.10.2019

29 октября 2019. Вторник седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 23-27.

29.10.2019

28 октября 2019. Понедельник седмицы 20-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 18-22.

28.10.2019

27 октября 2019. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 5-15.

27.10.2019

Монашество

Контакты