Толкование на Евангелие

29 января 2019. Вторник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 2-12.


В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа об отношениях мужа и жены, о том, допустимостим ли развод. 

"Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою?

Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?

Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь.

В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

В доме ученики Его опять спросили Его о том же.


Он сказал им: || кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует".

Богом установленная формула семейной жизни такова: 1+1=1. Из нее следует и то, как ответственно следует подходить к выбору спутника жизни, и то, каким должно быть отношение к своей второй половине в браке. Семья основана на радости. Во взаимной радости и состоит цель союза двух людей. Но радость можно представлять по-разному. Радость любящего человека не тождественна радости эгоиста. Цель эгоиста в том, чтобы ему самому было хорошо. Любящий человек старается сделать счастливым другого. Заботы, огорчения и радости любимого перестают быть чужими. Вся его жизнь теперь моя, а свою жизнь я отдаю ему. 

Про одно дикое племя рассказывали такую историю. Когда некто из племени становился пожилым, уже плохо охотился, не мог полноценно работать, часто болел и нуждался в уходе, то есть становился обузой для окружающих, сын этого человека должен был подвести его к обрыву и скинуть вниз с высоты. Однажды и самому вождю племени пришло время скинуть в пропасть своего отца. Но его собственный сын прибежал к нему и стал умолять: "папа! Не поступай так с нашим дедушкой!" Тогда вождь собрал все племя и сказал: "с этого дня варварский обычай, который был у нас, отменяется. Если мой отец уже не может охотиться, я буду охотиться в два раза больше. Если он не может работать, я буду работать за себя и за него".

Если жена раздражительна, мужу следует не отвечать криком на крик, ведь никто не тушит огонь бензином. Ему следует научиться молитве и терпению. Не настаивать на том, что она должна, по слову апостола, его слушаться, но посмотреть на себя. А мужьям апостол Павел сказал любить жен. А ведь настоящая любовь "долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает " (1Кор 4-8). 

Также и жене следует не упрекать мужа, что он ее не любит, но посмотреть, послушна ли она ему и Богу. Учить и обличать другого это, по мысли преподобного Амвросия Оптинского, как легкие камни с колокольни кидать, а самому учиться жить благочестиво, это как тяжелые камни на колокольню носить. 

Один священник рассказывал, что в их храм стала ходить молодая женщина. Ее муж был этим крайне недоволен. "Что она там пропадает?", - думал он. Несколко раз он даже приходил с претензиями к батюшке. Однажды священник, идя на службу, опять заметил этого человека. Но тот, подойдя к нему, протянул ему букет цветов и сказал, что тоже хотел бы сегодня исповедаться, если есть такая возможность. На вопрос священника, что с ним случилось, он ответил: "жена такая хорошая стала, я решил, может и мне стоит попробовать".

Венчание начинается с тех же слов, с которых начинается литургия: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа". А главное, что препятствует нам войти в это Царство, это эгоизм. Те, кто живут самоотверженной любовью, живут с Богом. Отучиться от самолюбия, научиться любить другого, терпеть его немощи, видеть свои недостатки и, с Божией помощью исправляться в них, это и есть то, к чему мы должны прийти за время  нашей семейной жизни. Это не может быть легко. "Путь ко спасению усыпан не розами, а тернием", наставляют нас опытные в духовной жизни люди. На этот путь мы и берём благословение Божие в венчании, и до конца стараемся сохранить семью. Какими бы ни были непростыми обстоятельства в семейной жизни, христианин верит, что с Божьей помощью все может наладиться, хоть это иногда и кажется невозможным. 

К сожалению, иногда семьи рушатся. Причиной тому может быть не только смерть супруга, но и духовная смерть - прелюбодеяние. Это основание для развода указал Сам Христос. Очень важно обращаться в церковь не тогда, когда семья уже распалась, но ходить регулярно. Ведь в церковных таинствах исповеди и причастия действует благодать. Сам Господь помогает нам стать терпеливее, целомудреннее, мудрее, помогает понять, что нам следует изменить в себе, укрепляет нашу веру. 

Также в сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как ко Христу приносили детей, "чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их".

Толкователи поясняют, что, видимо, апостолы считали неправильным отвлекать Спасителя на столь маловажное дело - благословение детей. Однако Спаситель указывает им на всю важность этого. Раз детей приносили, значит это были грудные младенцы. Они не могли понять проповедь Господа. Для чего тогда приносить? Чтоб Господь благословил. По мысли святых отцов, младенец может не проявлять никаких признаков того, что он родился с поврежденной грехом природой. Он подобен ангелочку. Но лишь до времени. Это как поле весной. Еще ничего не взошло, а внутри уже все семена содержатся. Семена греховности, которые вскоре начнут расти. 

Это место из Евангелия дает одно из обоснований того почему необходимо крестить и причащать младенцев. С точки зрения православного христианина, ребенок нуждается в благодати Божией, исцеляющей душу. Она ему подается по вере родителей. Если младенец заболеет, никакая мать не будет ждать пока он вырастет, закончит медицинский институт, и тогда сам примет решение, нужно ли ему лекарство. Также и здесь. Подрастающих детей окружают многие греховные соблазны. Уже с раннего детства в ком-то начинает проявляться ярость, в ком-то воровство, лень, непослушание. Потому Христос и вознегодовал на тех, кто препятствовал приносить к Нему детей. 

Негодует Господь, по мысли толкователей, и сейчас. На тех, кто учит, что ребенок сам со временем решит, нужна ли ему вера. Сколько греховных привычек у него к тому времени уже будет, сколько ран он нанесет своей душе... Негодует и на тех, кто ленится воспитывать детей в вере. Кто не понимает, что Слово Божие для них еще важнее чем пища и лекарства от болезней.

Желающим создать крепкую семью, воспитывать детей, важно самим жить христианской жизнью, изучать Евангелие.

Священномученик Григорий (Лебедев) говорил: "ты лучше всякой игрушки, лучше баловства ребенка в пище, отвори ему окошечко в небо и дай его душе подышать Божией жизнью". Замечено, что если в семье читается Священное Писание, звучит Библия, хотя бы по воскресеньям, то воспитание идет совсем по другому. Одно дело когда мы говорим: "так делай, так не делай", этого дети не воспринимают, и другое дело когда ребенок знакомится с Библией. Многие дети прямо говорят: "не читайте нам детскую Библию, тот текст, в котором какой-то дядя пересказал слова Господа, читайте нам настоящую". К такому чтению родителям надо подготовиться. Прочитать толкование того места из Священного Писания, которое будет прочитано ребенку. Прочитав Священное Писание вместе, следует пояснить о чем там говорится. Тем самым и мы получим большую пользу и дадим детям самое необходимое для них. 

"А как исполнить другие слова Господа, стать как дети", - недоумевают некоторые. - "Поменять автомобиль на игрушечную машинку, а рабочий стол на песочницу?" Нет. У детей мы должны увидеть те качества, которых лишились и, с помощью Божией, насаждать их в своей душе. Малые дети не способны на лукавство, подлость, цинизм, предательство, презрительное отношение к слабым, на лесть перед сильными мира сего, на злорадство и мстительность. Сердце их не заражено страстями - сребролюбием, блудом, самомнением. Не знакомы им и последствия грехов - уныние, духовная пустота, муки совести. Они приветливы, ласковы, с удовольствием подарят любимую игрушку. Их искренняя вера в Бога может порой вызывать улыбку, но скорее наше неверие, забвение Бога должно вызывать горькие слезы. 

А на первое место Господь ставит такое свойство детской души как смирение. Кого обычно ставят в пример? Людей выдающихся, известных, добившихся больших успехов. А Господь, указывая на младенца, дает понять, что успех и слава ничего человеку не дадут, если душа в грехах, если мы потеряли чистоту и доброту, лишились Бога. 

Вот почему такой неожиданный пример для подражания показывает нам Спаситель. Все любят маленьких детей. Пообщаешься с ними и на душе светло. Также и люди святые. Они не враждуют, уступают, всегда искренни и поддержат. С ними всегда светло.

Читать далее

28 января 2019. Понедельник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 42 - 10, 1.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

8 февраля 2019. Пятница седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 12, 1-12.

08.02.2019

7 февраля 2019. Четверг седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 27-33.

07.02.2019

6 февраля 2019. Среда седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

06.02.2019

5 февраля 2019. Вторник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

05.02.2019

4 февраля 2019. Понедельник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

04.02.2019

3 февраля 2019. Неделя 36-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 35-43.

03.02.2019

2 февраля 2019. Суббота седмицы 36-й по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

02.02.2019

1 февраля 2019. Пятница седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 23-32.

01.02.2019

31 января 2019. Четверг седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 17-27.

31.01.2019

30 января 2019. Среда седмицы 36-й по Пятидесятнице. Память преподобного Антония Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

30.01.2019

29 января 2019. Вторник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 2-12.

29.01.2019

28 января 2019. Понедельник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 42 - 10, 1.

28.01.2019

27 января 2019. Неделя 35-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 18-27.

27.01.2019

26 января 2019. Суббота седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 4, 1-11.

26.01.2019

25 января 2019. Пятница седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 33-41.

25.01.2019

24 января 2019. Четверг седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 10-16.

24.01.2019

23 января 2019. Среда седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 30-34.

23.01.2019

22 января 2019. Вторник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 22-26.

22.01.2019

21 января 2019. Понедельник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 11-21.

20.01.2019

20 января 2019. Неделя по Богоявлении. Евангельское чтение: Мф 4, 12-17.

20.01.2019

Монашество

Контакты