Толкование на Евангелие

26 января 2019. Суббота седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 4, 1-11.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем повествование о том, как дьявол, видя Христа, и будучи не в силах вместить тайну Боговоплощения, приступает к Нему, желая подчинить Его своей власти. Для этого он намеревался ввести Иисуса в грех, искусить Его подобно тому, как прежде он поступил с первыми людьми, с Адамом и Евой.

Апостол Иоанн говорит, что всякий грех в мире это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. Так было всегда. Дай людям хлеба и зрелищ и необлагодатствованный человек поклонится кому угодно. Так пали Адам и Ева. Дьявол убедил их, что плод с древа, с которого запретил вкушать Бог, приятен на вкус, - похоть плоти; красивый на вид, - похоть очей; и сделает людей равными Богу, - гордость житейская. 

И вот Иисус искушается тем же самым. После Крещения Он сорок дней постился, ничего не ел, и в итоге взалкал. Тогда дьявол приступает к Нему, как приступает ко всякому искушаемому им, под видом благожелателя, и предлагает: "если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом". Дьявол дает Христу первый, казалось бы, безобидный совет. Если вступить с ним в общение, как это некогда сделала Ева, не отогнав его сразу же от себя, вскоре сатана обязательно склонит человека ко греху. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим". 

"И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи". Отвергнутый дьявол вострепетал. В свое время сатана, подчинив себе поставленного царствовать на земле человека, сделался царем этого мира. Ни один царь, кроме случая, если речь идет о его жизни, никому не пообещает все свое царство. Может пообещать полцарства, но чтобы все - только в самом крайнем случае. Сатана обещает передать Христу все свое царство, если Тот, пав, поклонится ему. Но Христос пришел победить дьявола и освободить людей, а не получать царство из рук сатаны.

Затем дьявол "повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени". 

Диавол искушал Христа чревоугодием (пытался возбудить в Нем похоть плоти), видом царств земных (похоть очей) и славой, пытался склонить Христа к творению чудес для того, чтобы Его превозносили люди (гордость житейская). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская лежат в основе всякого искушения. Но если в результате общения дьявола с первыми людьми человечество пало в бездну греха, проклятия и смерти, то результатом искушения дьяволом Христа явилось возведение людей из этой бездны на "небо".

Каждый христианин должен своим малым трудом, борьбой с искушениями, показать свое благое произволение, принять спасение, дарованное Господом. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что искушения прекратятся лишь при Втором Пришествии Христовом: "<<И ввергнут их (творящих соблазны и беззакония) в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их>> (Мф. 13, 42). Так совершится разделение добра и зла, света и тьмы. Теперь идет период смешения их. Господу угодно было так устроить, чтобы тварная свобода возрастала и крепла в добре через борьбу со злом; зло допущено и в сопредельности со свободой внутри, и в соприкосновении с человеком извне. Оно не определяет, а искушает. Чувствующему искушение необходимо не падать, а вступать в борьбу. Побеждающий освобождается от одного искушения и подвигается вперед и вверх, чтобы там вступить в новое искушение. Так до самого конца жизни. О, когда бы постичь нам это значение искушающего нас зла, чтобы по этому постижению устроить и жизнь свою! Борцы увенчиваются, наконец, переходя в другую жизнь, где нет ни печали, ни болезней извне, и где они изнутри, как Ангелы Божии, становятся чистыми, без приражения искусительных движений и мыслей. Так заготовляется торжество света и добра, которое, во всей славе своей, откроется в последний день мира".

"Все орудия против искушающего нас на грех диавола", пишет Феофан Затворник, "сильны лишь Господом". Поэтому "опытные борцы духовные и предали нам; именем Господа Иисуса бей ратников". Так святитель указывал на важность призывания Имени Иисуса Христа во время борьбы с искушениями. Молитва Иисусова и крестное знамение являются главными средствами борьбы против дьявола. Именно ими и следует отвечать, когда он приступает к нам как добрый советчик, и ни в коем случае не вступать с ним в общение, задерживаясь умом на греховном помысле.












Читать далее

25 января 2019. Пятница седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 33-41.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

5 февраля 2019. Вторник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

05.02.2019

4 февраля 2019. Понедельник седмицы 37-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

04.02.2019

3 февраля 2019. Неделя 36-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 35-43.

03.02.2019

2 февраля 2019. Суббота седмицы 36-й по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

02.02.2019

1 февраля 2019. Пятница седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 23-32.

01.02.2019

31 января 2019. Четверг седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 17-27.

31.01.2019

30 января 2019. Среда седмицы 36-й по Пятидесятнице. Память преподобного Антония Великого. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23.

30.01.2019

29 января 2019. Вторник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 2-12.

29.01.2019

28 января 2019. Понедельник седмицы 36-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 42 - 10, 1.

28.01.2019

27 января 2019. Неделя 35-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 18-27.

27.01.2019

26 января 2019. Суббота седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 4, 1-11.

26.01.2019

25 января 2019. Пятница седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 33-41.

25.01.2019

24 января 2019. Четверг седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 10-16.

24.01.2019

23 января 2019. Среда седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 30-34.

23.01.2019

22 января 2019. Вторник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 22-26.

22.01.2019

21 января 2019. Понедельник седмицы 35-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 11-21.

20.01.2019

20 января 2019. Неделя по Богоявлении. Евангельское чтение: Мф 4, 12-17.

20.01.2019

19 января 2019. Крещение Господне.

19.01.2019

18 января 2019. Крещенский сочельник. Евангельское чтение: Лк 3, 1-18.

18.01.2019

17 января 2019. Среда седмицы 34-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

17.01.2019

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты