Толкование на Евангелие

26 мая 2019. Неделя о самаряныне. Евангельское чтение: Ин 4, 5-42.

"Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви'! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос". 


Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Сегодня мы вспоминаем о том, как Господь Иисус Христос у колодца праотца Иакова встретился с самарянкой. 
Самаряне и иудеи имели общие корни. Самаряне также происходили от праотца Авраама, но во время вавилонского плена они смешались с языческими племенами и утратили чистоту веры, переняли многие языческие обычаи, хотя и сохранили веру в того Бога, в которого верили праотцы Авраам, Исаак и Иаков. Между самарянами и иудеями был спор о том, чья вера правильная. Они презирали друг друга настолько, что если иудей должен был перейти из Иудеи в Галилею, между которыми находилась Самария, иудей предпринимал длительный обходной путь через пустыню вокруг Самарии, чтобы не посещать те края. 
В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Иисус, происходивший по плоти из иудейского рода, вопреки обычаю, пошел из Иудеи в Галилею через Самарию и сел у колодца праотца Иакова, желая попить. К колодцу подошла самарянка, чтобы почерпнуть воды. Когда Спаситель попросил у нее испить, она удивилась: "как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются". Спасителю, воплотившемуся ради спасения всех людей, была чужда религиозная гордость иудеев. Христос пришел дать всему миру Евангельское учение, Новый Завет. Вступить в него могут все, независимо от национальности, от прошлой жизни. Для этого необходимо лишь покаяние и желание следовать за Спасителем. Христос, отвечая на недоумение самарянки о том, чья вера истинная, сказал ей: "поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе". 
В Священном Писании вода часто используется как образ животворящего действия Святого Духа. Особенно понятен этот образ был жителям Палестины и окрестностей - мест засушливых, часто пустынных. Без воды жизнь там была невозможна. Христос использует этот образ, чтобы благовествовать самарянке о главном - о жизни новой, святой, которую Господь пришел дать нам: "если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать". 
Самарянка рассуждает плотски, а Христос духовно. Самарянке нужна пища плотская, Христос же говорит о пище для души. Христос, слыша о земном, переводит разговор на духовную тему, а самарянка, слыша слова Спасителя о духовном, переводит разговор на плотские, земные нужды. 
Также и все мы, приходя в храм, прося Бога о помощи в устроении земных дел, должны понимать, что главное чего желает дать нам Господь - святость, преображение души. Господь призывает нас, как тогда самарянку, начать с покаяния. В ответ на просьбу подать воды живой, Он сказал ей: "пойди, позови мужа твоего и приди сюда". Эти слова должны были помочь ей осознать, что она живет в грехе. Только осознавший свои грехи почувствует нужду в Спасителе, сможет принять Его. Всем нам, если мы желаем быть учениками Христовыми, следует заботиться о душе, регулярно исповедоваться. 
"Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала". 
Задумаемся, чего мы ждем от Господа - земных благ или спасения души. Желаем ли мы получить от Господа святости, ведь именно это и есть главный дар Божий. Не того, чего мы вскоре лишимся, но чего никто не отнимет от нас, что сделает нас истинно счастливыми.

Читать далее

25 мая 2019. Суббота седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 31-42.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

5 июня 2019. Среда седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 12, 36-47.

05.06.2019

4 июня 2019. Вторник седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 12, 19-36.

04.06.2019

3 июня 2019. Понедельник седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 11, 47-57.

03.06.2019

2 июня 2019. Неделя о слепом. Евангельское чтение: Ин 9, 1-38.

02.06.2019

1 июня 2019. Суббота седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 10, 27-38.

01.06.2019

31 мая 2019. Пятница седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 10, 17-28.

30.05.2019

30 мая 2019. Четверг седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 9, 39-10, 9.

30.05.2019

29 мая 2019. Среда седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 5-14.

29.05.2019

28 мая 2019. Вторник седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 51-59.

27.05.2019

27 мая 2019. Понедельник седмицы 5-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 42-51.

27.05.2019

26 мая 2019. Неделя о самаряныне. Евангельское чтение: Ин 4, 5-42.

26.05.2019

25 мая 2019. Суббота седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 31-42.

25.05.2019

24 мая 2019. Пятница седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 21-30.

24.05.2019

23 мая 2019. Четверг седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 8, 12-20.

23.05.2019

22 мая 2019. День памяти святителя Николая чудотворца.

22.05.2019

21 мая 2019. Вторник седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 7, 1-13.

21.05.2019

20 мая 2019. Понедельник седмицы 4-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 56-69.

20.05.2019

19 мая 2019. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. Евангельское чтение: Ин 5, 1-15.

19.05.2019

18 мая 2019. Суббота седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 15,17 - 16,2.

17.05.2019

17 мая 2019. Пятница седмицы 3-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 6, 48-54.

17.05.2019

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты