Толкование на Евангелие

17 декабря 2018. Понедельник седмицы 30-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 20, 27-44.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим, как ко Христу подошли саддукеи. Это были люди, которые не верили в воскресение мертвых. Они, желая доказать, что вера в жизнь после смерти абсурдна, привели, как считают толкователи, выдуманный ими самими карикатурный пример. 

В ветхозаветные времена существовал так называемый закон левирата. Поскольку Господь сразу после грехопадения дал Адаму и Еве надежду на то, что некогда родится Тот, Кто победит дьявола, дал обетование о Христе, то все люди, сохранившие истинную веру, желали иметь многочисленное потомство. Они считали, что Спаситель может стать их потомком по плоти и тем самым даровать им вечную жизнь. Умереть бездетным считалось величайшим проклятием. Из Писания известно о женщине, которая в муках умирает во время родов. Но вот ей говорят: "у тебя родился младенец". Она умерла, исполненная счастья.

Закон левирата повелевал брату умершего взять себе его жену, если за время супружеской жизни женщина, оставшаяся вдовой, не смогла родить. Если в этом браке появлялся младенец, то он считался сыном скончавшегося. С одной стороны, закон кажется нам очень странным, но то были другие люди и другие времена. Одни порядки жизни для человека, когда он младенец, другие для юноши, третьи для того, кто уже впал в старческие немощи. И было бы нелепо требовать от тридцатилетнего всякий раз брать разрешение родителей на выход из дома. Так же и на разных этапах пути человечества к Богу. Господь, сообразуясь с состоянием людей, с их духовным возрастом, всегда давал им те правила, которые помогали бы не потерять истинную веру, спасти душу.

Итак, саддукеи задали вопрос: "Учитель! Моисей сказал: если кто умрет, не имея детей, то брат его пусть возьмет за себя жену его и восстановит семя брату своему; было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена; итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели ее". Фарисеи как бы сказали Христу: "раз пророк Моисей дал нам этот закон, то, очевидно, он сам не верил в воскресение мертвых, был как и мы, ведь он не мог бы допустить такую путаницу на небесах".

Господь ответил им: "чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения".

Саддукеи учили, что ни в одной из пяти Книг, данных Богом через пророка Моисея, не говорится о воскресении мертвых. Спаситель же привёл им слова, содержащиеся в одной из тех Книг: "А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых". Эти ветхозаветные праведники уже давно скончались, но из сказанного очевидно, для Бога они и сейчас живы. 

Заметим, что в прочих религиях представления о жизни будущего века чрезвычайно человеческие. К примеру, в одной из крупнейших мировых религий, рай - это место всевозможных плотских наслаждений: бесчисленные яства, множество девушек с пышными формами... В христианстве жизнь будущего века - что то непостижимое, загадка, к которой мы можем прикоснуться лишь отчасти. Многие делают отсюда вывод, что это является неким подтверждением богооткровенности христианства. То есть того, что эта религия не придумана людьми. 

Нам открыто о будущей вечной жизни только то, что важно для нас сейчас. Если наша душа научится жить любовью, то "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его". Напротив, если мы будем эгоистичны и горды, святые отцы говорят нам о том, что даже самая тяжелая мука здесь, на земле, является лишь тенью будущих вечных страданий. 

Нам говорится о том, что Господь все делает для нашего спасения. Евангелие, жизнеописания святых отцов, открывают нам путь в Небесное Царство. В Церкви мы получаем Божию благодать, укрепляющую нас. Для описания того, что будет с человеком после смерти, используются некие образы, которые нам понятны. Апостол Павел говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше" (1 Кор 13, 12-13). 

Ошибка фарисеев была в том, что они рассуждали о жизни вечной в категориях жизни земной, о жизни духовной, святой и бесстрастной как о жизни, подчиненной законам плоти. 

И в наше время есть немало учений, вводящих в заблуждение о том, что будет с нами после смерти. Христиане же несомненно верят в то, что умереть нам не удастся, хотя порой, возможно, и хотелось бы, чтобы это стало решением всех проблем. Бог бессмертен и человек, Его образ, тоже бессмертен. Бог Воскрес и мы воскреснем вслед за Ним. Как бесконечность несоизмеримо больше самого большого отрезка, так забота о душе, о вечной жизни, подготовка к ней, важнее всех земных забот.

И сейчас большинство людей ошибочно относятся к смерти, к этому важному рубежу, который предстоит пройти всем нам. Некоторые, устав от земных скорбей, желают, чтобы смерть поскорее пришла. Таким преподобный Анатолий Оптинский говорил: "смерти ты желаешь потому, что, во-первых, не понимаешь, что такое смерть и что нас там ожидает. А во-вторых, ты, матушка, сластолюбива, т. е. не хочешь терпеть скорбей, тоже не понимая ни цели, ни цены скорбей. В скорбях сокровенна есть милость Божия". Архимандрит Павел (Груздев) наставлял: "никто не пожинает, если не посеял, никто не увенчивается, если не пострадал, без временной муки не избежишь вечной". 
Некоторые представляют, что смерть - самое большое зло. Тот же старец говорил: "смерть возносит к бессмертию". Известны такие слова преподобного Макария Оптинского: "боишься смерти: но кто ж из нас бессмертен? Но смерть не есть уничтожение нашего бытия, а переход от настоящей кратковременной и от худшей в лучшую жизнь. Господь говорит: «верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11, 25), ибо Он «Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38)". 

Итак, правильно будет не безрассудно стремиться к тому, чтобы поскорее предстать перед Судом Божиим, как впрочем и не стараться всеми способами отложить эту встречу. Время смерти определяет Бог. Нам же нужно готовиться к ней. "Чем лучше человек, тем меньше он боится смерти", говорил архимандрит Павел (Груздев). Он же приводил такой стих: 

"Помирать — не миновать. 
Помни смертный час, 
помни трубный глас, 
помни Страшный суд, 
часто вспоминай и прекрасный Рай. 
Пока жив, спасайся, 
плачь, молись, смиряйся, 
время не теряй, 
будь готов и знай, 
что оставив свет, 
Богу дашь ответ".

Читать далее

16 декабря 2018. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 18-27

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

27 декабря 2018. Четверг седмицы 31-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 9, 10-16.

27.12.2018

26 декабря 2018. Среда седмицы 31-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 30-34.

26.12.2018

25 декабря 2018. Вторник седмицы 31-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 22-26.

25.12.2018

24 декабря 2018. Понедельник седмицы 31-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 11-21.

24.12.2018

23 декабря 2018. Неделя 30-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 17, 12-19.

23.12.2018

22 декабря 2018. Суббота седмицы 30-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 13, 18-29.

22.12.2018

21 декабря 2018. Пятница седмицы 30-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 21, 37 - 22, 8.

21.12.2018

20 декабря 2018. Четверг седмицы 30-й по Пятидесятнице. День памяти преподобного Нила Столобенского.

20.12.2018

19 декабря 2018. День памяти святителя Николая чудотворца.

19.12.2018

18 декабря 2018. Вторник седмицы 30-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение Мф 11, 27-30.

18.12.2018

17 декабря 2018. Понедельник седмицы 30-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 20, 27-44.

17.12.2018

16 декабря 2018. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 18-27

16.12.2018

14 декабря 2018. Пятница седмицы 29-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 20, 19-26.

14.12.2018

13 декабря 2018. Четверг седмицы 29-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 20, 9-18.

13.12.2018

12 декабря 2018. Среда седмицы 29-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 20, 1-8.

12.12.2018

10 декабря 2018. Понедельник седмицы 29-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 19, 37-44.

10.12.2018

9 декабря 2018. Неделя 28-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 13, 10-17.

09.12.2018

8 декабря 2018. Суббота седмицы 28-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10, 19-21.

08.12.2018

7 декабря 2018. Пятница седмицы 28-й по Пятидесятнице. Память святой великомученицы Екатерины.

07.12.2018

6 декабря 2018. Четверг седмицы 28-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 18, 31-34.

06.12.2018

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

Монашество

Контакты