Толкование на Евангелие

15 ноября 2018. Четверг седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 47- 12, 1.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим обличительные слова Христа, сказанные фарисеям: "Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят, да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом. Ей, говорю вам, взыщется от рода сего." 

Эти слова могут вызвать недоумение. В чем Господь видел вину религиозных лидеров иудеев? Это не они, но их предки побили пророков, а они, напротив, осознав, что с людьми Божиими поступили жестоко и неправильно, поставили памятники на их могилах. За что же с них взыщется? Почему Христос сказал, что они соглашаются со своими предками, когда, казалось бы, они признают их ошибку и почитают память убитых праведников? 

Если посмотреть на контекст речи, в которой Христос произнёс эти слова, то становится понятно о чем идет речь. Господь обличает фарисеев за то, что в религиозной жизни они забывают о главном, о делах любви к Богу и ближнему, о чистоте сердца, и хотят угодить Богу внешними делами за которые надеются получить от Господа награду. Такой тип религиозного сознания встречался всегда, он наиболее распространен и сейчас. 

Многих заботит куда в храме поставить свечку, как попасть к чудотворной иконе, к каким мощам съездить чтобы помогло, может есть какая-то "сильная" молитва? Но немногих волнует, что кто-то очень нуждается в их помощи. Такие люди и не думают мириться с ближними, каяться перед Богом за грехи и исправлять жизнь. Внешние дела богоугождения делать несравнимо легче, ими они и ограничиваются, ими и стараются заглушить свою совесть. 

В этом богоизбранный народ неоднократно обличали пророки, за что нередко были изгоняемы и даже убиваемы. За обличения был распят и Христос. Как, сотворив такое зло как убийство пророка, успокоить совесть? Усилить внешние дела благочестия. И фарисеи дошли в этом до крайности. Спаситель обличает их, что они, забыв о главном, приносят в храм десятину со всего, - с мяты, с тмина. Это непросто со всего, что употреблялось в пищу, а даже и со специй требовалось выделять десятую часть и нести её в храм. Люди и сейчас могут отправиться в далекое паломничество, чтобы приложиться к святыне, но в покаянии пересмотреть свою жизнь для них невыносимо трудно. 

Итак, обличаемые Господом фарисеи были того же Духа, что и их предки, убивавшие пророков. Что было характерно для многих жителей нашей страны в предреволюционные годы, являлось главной их болезнью в духовной жизни? Ведь Пасха и Рождество праздновались абсолютным большинством жителей, время от времени посещали храм почти все, все русские были крещены. И вот проходит несколько лет и многие становятся жестокими гонителями веры. Новомучеников пострадало за эти годы беспрецедентно много, как никогда в истории Церкви. 

Одним из главных духовных недугов была религиозность чисто внешняя, обрядовая, не соединенная со старанием жить по Евангелию. Когда мы обращаемся с молитвой к новомученикам, к святым, пострадавшим от большевиков, кому мы подобны? Им или их гонителям? Если мы не желаем строить свою жизнь по подобию святых, но ищем лишь помощи святых в наших земных нуждах, то и к нам относятся слова Христа "горе вам...", продолжателям дел, греховной жизни тех, которые явились гонителями пророков и святых. 

Далее мы читаем: "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали" 

Ветхозаветное Писание, которое изучали книжники, содержало множество прообразов о Христе, о Его Матери, которая родит, будучи Девой: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил" (Ис 7, 14). О роде царя Давида, из которого будет происходить Богородица, о проповеди Хрмста, о том, что Он придет в мир не в виде Царя, но в образе простого Человека, будет не судить, но призывать всех к покаянию, будет учить в притчах. Человек, хорошо знавший Писание, должен был понять, что на Иисусе сбылись все пророчества. Увидеть и рассказать об этом прочим людям. Через это книжники и сами бы спаслись и помогли бы войти в дверь спасения другим. Их знание Писания Господь уподобляет ключу. Ведь Писание пророчествовало о Господе языком образов. Например, тридневное пребывание Ионы в чреве кита прообразовало тридневное пребывание Плоти Христа во гробе после Его Крестной Смерти и до Воскресения из мертвых. Однако книжники и сами не пожелали признать Иисуса Спасителем, и другим препятствовали. 

"Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие", - заканчивает речь Христос. Будем и мы стараться избегать лжи самим себе в духовной жизни.
Читать далее

14 ноября 2018. Среда седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации. ЭЛ № ФС77-59984

© 2010. Все права защищены. Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы города Москвы

Подворья монастыря

Новомученики Покровской обители

Детский приют

Матрона Московская

Новости и события

Подворье в Троице-Лыково

Расписание богослужений

Трапеза для паломников

Новоначальным

Духовное чтение

Толкование на Евангелие

25 ноября 2018. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10, 25-37.

25.11.2018

24 ноября 2018. Суббота седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 37-43.

24.11.2018

23 ноября 2018. Пятница седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 13, 31-35.

23.11.2018

22 ноября 2018. Четверг седмицы 26-й по Пятидесятнице.

22.11.2018

21 ноября 2018. Среда седмицы 26-й по Пятидесятнице. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Евангельское чтение: Лк 10, 16-21.

21.11.2018

20 ноября 2018. Вторник седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 48-59.

20.11.2018

19 ноября 2018. Понедельник седмицы 26-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 13-15; 22-31.

19.11.2018

18 ноября 2018. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 41-56.

18.11.2018

17 ноября 2018. Суббота седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 9, 1-6.

17.11.2018

16 ноября 2018. Пятница седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 12, 2-12.

16.11.2018

15 ноября 2018. Четверг седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 47- 12, 1.

15.11.2018

14 ноября 2018. Среда седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 42-46.

14.11.2018

13 ноября 2018. Вторник седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 34-41.

13.11.2018

12 ноября 2018. Понедельник седмицы 25-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 29-33.

12.11.2018

11 ноября 2018. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 26-39.

11.11.2018

10 ноября 2018. Суббота седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 8, 16-21.

10.11.2018

9 ноября 2018. Пятница седмицы 24-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 11, 23-26.

09.11.2018

14 сентября 2018. Пятница седмицы 15-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 4, 16-22.

Сегодняшнее Евангельское чтение посвящено празднуемому в этот день Церковному новолетию, то есть новому году.

13 сентября 2018. Четверг седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 8, 1-10.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о чудесном насыщении множества людей, которые, пойдя за Спасителем, не позаботились о том, чтобы взять с собой пишу, не до того им было:

12 сентября 2018. Среда седмицы 16-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 7, 14-24.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, сказанные Им во время проповеди.

Монашество

Контакты