ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ЧУДОТВОРЕНИЯ

Святая блаженная Матрона пророчествует стражу об огне. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием


ХРАМ МАТРОНЫ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил храм святой праведной блаженной Матроны Московской. 1 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ВСТРЕЧА МОЩЕЙ

Настоятельница игумения Феофания с сестрами встречают мощи блаженной старицы Матроны в Покровском женском монастыре. 1 мая 1998 г.


ПОКРОВСКИЙ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас главного алтаря освященного в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 1850-е гг. Покровский монастырь

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

23 сентября 2018. Неделя перед Крестовоздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Неделя 17-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Ин 3, 13-17.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, братья и сестры, в Церкви совершается попразднство Рождества Божией Матери. Песнопения, посвященные Рождеству, звучат в храмах несколько дней, до отдания. Поскольку попразднство приходится на воскресный день, который предваряет Праздник Воздвижения Креста Господня, сегодня мы вспоминаем о двух событиях. О начале нашего спасения - о Рождестве Матери Господа, а также мы уже предваряем предстояние перед Крестом, некоторые богослужебные молитвословия напоминают нам о Крестных Страданиях Спасителя.

К событиям Рождества Божией Матери, к самой Ее жизни крестоношение имело непосредственное отношение. Если бы Иоаким и Анна не претерпели до конца глубочайшую скорбь о бездетности, которая считалась в те времена проклятием Божиим, если бы не были приуготованы, очищены их сердца в те годы, когда они шли путем искушений, на котором встречали раздававшиеся отовсюду насмешки, а однажды даже были отлучены от участия в богослужении, то они, может быть, стали бы хорошими многодетными родителями, но не родили бы Богородицу Марию.
Иоаким и Анна не только продолжали верить Богу, выйдя за пределы того возраста, когда человек может родить, они достигли глубокой старости, бездетными подошли к годам, в которые заканчивается человеческая жизнь, но с верой продолжали молиться. За то сподобились от архангела Гавриила вести о скором рождении Девы Марии. Ещё благовествуя, архангел открыл им о том, что их Дочь родит Сына, обетованного Мессию, который пострадает за людей.

Пресвятая Дева претерпела в Своей жизни всю полноту страданий. Вверяя все Богу, Она вынуждена была находиться рядом с Крестом, на котором распинали Ее Сына, видела все мучения, которые Он испытывал во время са́мой жестокой казни, придуманной людьми.

Всякий человек, желающий служить Богу, должен быть готов ко многим искушениям, должен провести жизнь в вере и покаянии. Казалось бы, такая участь весьма незавидна. Но результат - преображение души, наполнение наших трудов истинным смыслом, истинной радостью. Результат же жизни без Бога, жизни по страстям, забвения о душе - вечная скорбь.
Без креста мы, грешные люди, не увидим Христа, потому каждый должен, не унывая, претерпевать до конца все искушения, случающиеся с ним на протяжении жизни. Вознесем молитвы ко Пресвятой Богородице и ее святым родителям о укреплении нас, немощных и унылых, в несении жизненного креста.



22 сентября 2018. Суббота перед Крестовоздвижением. Евангельское чтение: Мф 10,37 - 11,1

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня".

Библия нам не говорит о том, что мы не должны заботиться о родителях. Заповедь почитать их встречается еще в Ветхом Завете. Когда Господа распинали на Кресте, когда каждое слово стоило Ему огромных мучений, Он поручил Свою Мать заботам Иоанна Богослова. В послании апостола Павла к Тимофею мы читаем: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим 5, 8). В Евангелии от Матфея говорится: "Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет" (Мф 7, 10). Слова из сегодняшнего евангельского чтения, казалось бы, находятся в противоречии с приведенными, но это не так.

Просто любовь к родителям и близким должна быть у нас на своем месте. Заботиться о животном не грех, но если кто-то ставит заботу о нем на первое место, а родителям ничем не помогает, выселяет их из дома, очевидно, что это безумие. Также и родители. Они не должны занять в нашей душе место Бога, стать для нас идолами. Иначе такая любовь будет губительна и для того кто любит и для того, на кого она направлена.

Бог наш Творец и Спаситель, Он заботится о том, чтобы наша душа не погибла, любит наших близких ничуть не меньше нас самих. Просто Он лучше знает что, кому и когда подать, чтобы душа очистилась от грехов, не погибла. Подать здоровье или болезнь, скорбь или радость. Если же мы забываем об этом и, во что бы то ни стало, желаем того, в чем, считаем мы, заключается счастье для нас и наших близких, то счастья мы точно лишимся. Потому, что пойдем по неправильному пути, пойдем к миражу, к призраку счастья, но не к счастью. "Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее". Потерявший душу ради Бога это тот, кто отказался от своей воли и предоставил все любящему нас Богу.

Мы все живем здесь на земле, как на тонущем корабле. Корабль уже обречен, это доказательств не требует, ни один человек перехода в жизнь иную не миновал, потому и нужно думать в первую очередь о спасении. Страстная привязанность очень этому препятствует. Такой человек как бы говорит близким: "останемся здесь, на корабле, поселимся в лучшей каюте и будем счастливы друг с другом". Если же мы верим в Бога, доверяем Ему, то предаем себя и всех своих близких в Его волю и находим в том покой и уверенность. Заботимся о близких, но на первом месте у нас Бог.

Также в сегодняшнем чтении мы слышим слова Христа, обращённые к апостолам, которые отправляются благовествовать о Царстве Небесном:

"Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника".

В светском праве люди, оказывающие помощь бандитам, сами наказываются как бандиты. Толкователи поясняют, что речь здесь идёт о тех, кто принимает Божиих служителей ради Бога, из любви к Богу. Не ради их человеческих качеств или из-за родства с ними, не ради получения личной выгоды. Об этом апостол Павел, один из величайших служителей Христовых, говорил, что сейчас "ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка (2Кор. 8:14).



21 сентября 2018. Рождество Божией Матери.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас, братья и сестры, поздравляем с сегодняшним великим и спасительным Праздником, с Рождеством Божией Матери!

О событиях, которые мы сегодня вспоминаем, церковное Предание повествует так. Иоаким и Анна, родители Богородицы, были уже в преклонных годах, но оставались бесплодными. В ветхозаветные времена бесплодие считалось страшнейшим проклятием. Каждый надеялся, что из его потомков родится Спаситель мира. Думали, что к кому Бог благоволит, тому даёт много детей. Однажды, когда Иоаким принес в иерусалимский храм жертву Богу, священник Рувим отказался принять ее, сказав, что если самого Иоакима не принимает Бог, раз Сам Бог предал его страшному проклятию бесплодия, то и жертва Иоакима на храм не может быть принята. С большой скорбью Иоаким удалился в пустыню и там уединенно проводил время в посте и молитве. Не менее скорбела и его супруга Анна. Предание описывает, как она, видя гнездо, свитое на дереве, сказала: «Увы, чему могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я пред сынами Израильскими? Они смеются надо мною, оскорбляют меня, изгнали меня из Храма Господня. Увы, чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты пред Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться ни с морем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа».
Скорби, принимаемые с верой, очищают душу от грехов и дают нам несравненно большее, чем мы имели бы, не будь у нас этого лишения. Иоаким и Анна могли бы стать просто хорошими многодетными родителями, но Господь готовил их сердца к несравнимо большему. Они, по благоволению Божию, стали родителями Девы Марии, которая дала плоть Христу Богу, нашему Спасителю. Будем помнить об этом и мы, не будем унывать в различных трудностях, случающихся с нами. Господь желает через них очистить наше сердце, укрепить нашу веру, чтобы даровать нам вечную жизнь, то счастье, которого уже никто не отнимет от нас, о котором мы сейчас не можем и помыслить.

Почему Церковь празднует только три Рождества - Спасителя, Богородицы и Иоанна Крестителя? Почему не празднуются дни, в которые родились прочие великие святые?
Рождение человека это еще не повод для радости. Все еще впереди. Как этот человек воспользуется дарованной ему Богом жизнью? Сможет ли, с Божией помощью, победить в себе греховную поврежденность, появившуюся у людей со дня грехопадения? Родившись, человек оказывается в начале пути, исполненного многих трудов и скорбей, узкого и тесного пути, с которого так легко сойти. Жизнь человека может складываться очень успешно с земной точки зрения, но всего этого он скоро лишится. Чем больше приобретет, тем больше потеряет, смерти еще никто не избегал.
С точки зрения верующего человека, успешной является жизнь того, кто нашел Бога, кто пережил духовное рождение. Человек, цепляющийся до последнего за жизнь, за земные блага, будет видеть главным днем день своего рождения, а переживший рождение духовное, главным в своей жизни будет считать это событие - день своего рождения для Царства Божия.

Мы празднуем Рождество Христово, так как в этот День в мир родился не просто еще один человек, нуждающийся в спасении, находящийся под властью греха, проклятия и смерти, но в этот день Сам Бог воплотился ради нашего спасения. Но Боговоплощения бы не было, если бы в свое время не родилась лучшая и славнейшая среди людей и ангелов - Божия Матерь. Господь не крестился бы на Иордане, если бы некогда не родился "больший из всех, рожденных женами", - Иоанн Креститель. Их Рождество Церковь также празднует. Эти два человека приняли непосредственное участие в нашем спасении, совершенном Христом. А то, что прочие люди достигли святости, явилось уже следствием Боговоплощения, следствием победы Христовой над властью дьявола, следствием того, что Он открыл нам Небесное Царство.

Началом избавления людей от проклятия и вечной смерти, началом нашего спасения, явилось Рождество Божией Матери. Потому этот Праздник является первым в новом году (начавшемся по церковному календарю в сентябре).



20 сентября 2018. Четверг седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 27-33.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как ко Христу подошли религиозные лидеры иудейского народа и спросили Его о множестве чудес, сопровождавших проповедь Спасителя: "какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?"

В ответ Иисус сказал: "спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?" "Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? А если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю".

Если бы на вопрос Спасителя они ответили искренно, то, конечно, нашли бы ответ и на свой вопрос, приняли бы Христа. Ведь сам Иоанн Креститель неоднократно свидетельствовал об Иисусе. Однако, они не искали истины, но пытались лишь уловить Господа в слове, чтобы можно было Его обвинить. Боялись мнения народа и совсем не боялись поступить поперек истины. Отвечая "не знаем", как бы сказали в ответ Христу: "и не хотим знать!" Потому очередной разговор со Спасителем не принес им никакой пользы.
Часто мы сталкиваемся с истиной - слышим Евангелие, нас обличает совесть. Можно либо принять это с покаянием и положить начало исправлению, или, как некогда делали фарисеи, искать отговорки, пытаться доказать, что и Бога нет, и совесть это всего лишь закрепощённость, или просто пройти мимо услышанного. Сказать себе: "не хотим это слышать".

Сложные теории, оправдывающие грех, придумывали люди. Но ни одна из них никого не спасла, не дала никому счастья, вечной жизни. Они звучат натянуто. Напротив, слова святых отцов и подвижников благочестия вселяют в ищущую душу покаянные слезы, радость и покой.



19 сентября 2018. Среда седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как Спаситель, в ответ на удивление учеников о смоковнице которая завяла по слову Господа, сказал им: "имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет". Известно ли, что христиане двигают горы?

С одной стороны, такое, если и происходит, то очень нечасто. Рельеф земной поверхности, как правило, не претерпевает изменений по их молитвам. Следует ли из этого, что, по слову Господа, людей, которые имеют веру уже не осталось? Но много ли смысла в том, чтобы переставлять горы, кто от этого станет счастлив? Гора это образ. Как ни старайся, каким бы выносливым и крепким человеком ты ни был, гору не передвинешь. Горы это горы собственных грехов. С помощью Божией, с помощью благодати, подаваемой нам в церковных таинствах, верующий христианин, принуждающий себя к добродетели, преображает душу. Меняются его отношения с Богом и ближними. Свидетелем этого чуда и должен стать каждый.

Далее Господь говорит: "Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам". Казалось бы, примеры, опровергающие эти слова, может привести каждый. Молился о чем-то важном, но вышло не так... Толкователи замечают, что любовь Божия к нам не безумна. Как любящий отец не станет исполнять всякую просьбу ребенка, так и Господь. Порой нам кажется, что Он не слышит нас. Но Он устраивает все лучшим образом с точки зрения того, что мы вечны.

Наши страдания Ему невыносимы. Он смотрит на них не как неумолимый властелин, но как самый Близкий нам, самый Любящий нас. Потому Он пожелал претерпеть за нас страдания на Кресте. Но порой для того, чтобы мы опомнились, исправились, пришли к глубокой вере, чтобы уберечь нас от грехов, чтобы сделать нашу вечную жизнь вечным счастьем, Господь дает нам в этой жизни горькие лекарства - скорби. Важно проявлять веру и ко всем нашим молитвенным прошениям всегда прибавлять: "да будет воля Твоя".
Архимандрит Павел (Груздев) приводил такой стих:
"Не бойся тернии креста,
Не говори: «Темна дорога».
Поверь, что крестный путь Христа —
Награда высшая у Бога.

Сгибаясь низко под крестом,
Не омрачай души сомненьем,
Но горячо молись о том,
Чтоб крест твой был тебе спасеньем..."

Далее мы слышим такие слова Господа: "когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Святитель Лука Войно-Ясенецкий так говорил о том, что мешает нам не враждовать, что мешает сразу же сказать: "прости". Искренно сказать это слово, пусть даже и неправы не мы, а те кто на нас в обиде: "сам диавол удерживает, сам диавол не позволяет сказать это святое и чистое слово, ибо знает прекрасно, какую огромную силу имеет оно". Прощение делает светлее и душу того кто простил, и того кто обидел. Обида же наоборот. "Как червь, истачивая дерево, уничтожает его, так злоба в сердце омрачает душу", говорил архимандрит Павел (Груздев).
19 сентября 2018. Среда седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 23-26.
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как Спаситель, в ответ на удивление учеников о смоковнице которая завяла по слову Господа, сказал им: "имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет". Известно ли, что христиане двигают горы? С одной стороны, такое, если и происходит, то очень нечасто. Рельеф земной поверхности, как правило, не претерпевает изменений по их молитвам. Следует ли из этого, что, по слову Господа, людей, которые имеют веру уже не осталось? Но много ли смысла в том, чтобы переставлять горы, кто от этого станет счастлив? Гора это образ. Как ни старайся, каким бы выносливым и крепким человеком ты ни был, гору не передвинешь. Горы это горы собственных грехов. С помощью Божией, с помощью благодати, подаваемой нам в церковных таинствах, верующий христианин, принуждающий себя к добродетели, преображает душу. Меняются его отношения с Богом и ближними. Свидетелем этого чуда и должен стать каждый.
Далее Господь говорит: "Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите,- и будет вам". Казалось бы, примеры, опровергающие эти слова, может привести каждый. Молился о чем-то важном, но вышло не так... Толкователи замечают, что любовь Божия к нам не безумна. Как любящий отец не станет исполнять всякую просьбу ребенка, так и Господь. Порой нам кажется, что Он не слышит нас. Но Он устраивает все лучшим образом с точки зрения того, что мы вечны. Наши страдания Ему не выносимы. Он смотрит на них не как неумолимый властелин, но как самый Близкий нам, самый Любящий нас. Потому Он пожелал претерпеть за нас страдания на Кресте. Но порой для того, чтобы мы опомнились, исправились, пришли к глубокой вере, чтобы уберечь нас от грехов, чтобы сделать нашу вечную жизнь вечным счастьем, Господь дает нам в этой жизни горькие лекарства - скорби. Важно проявлять веру и ко всем нашим молитвенным прошениям всегда прибавлять: "да будет воля Твоя".
Архимандрит Павел (Груздев) приводил такой стих:
"Не бойся тернии креста,
Не говори: «Темна дорога».
Поверь, что крестный путь Христа —
Награда высшая у Бога.

Сгибаясь низко под крестом,
Не омрачай души сомненьем,
Но горячо молись о том,
Чтоб крест твой был тебе спасеньем..."

Далее мы слышим такие слова Господа: "когда стоите на молитве, прощайте, если что́ имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших". Святитель Лука Войно-Ясенецкий так говорил о том, что мешает нам не враждовать, что мешает сразу же сказать: "прости". Искренно сказать это слово, пусть даже и неправы не мы, а те кто на нас в обиде: "сам диавол удерживает, сам диавол не позволяет сказать это святое и чистое слово, ибо знает прекрасно, какую огромную силу имеет оно". Прощение делает светлее и душу того кто простил, и того кто обидел. Обида же наоборот. "Как червь, истачивая дерево, уничтожает его, так злоба в сердце омрачает душу", говорил архимандрит Павел (Груздев).



18 сентября 2018. Вторник седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 11, 11-23.

В сегодняшнем Евангельском чтении повествуется о событиях, происходивших в понедельник той недели, на которой Господь Иисус Христос добровольно принял Крестные Страдания нашего ради спасения. Христос, выйдя из Вифании, ощутил чувство голода. И, "увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то́ ученики Его... Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви́! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Спаситель, зная, что через несколько дней Он будет распят, таким образом укрепляет веру апостолов, показывает им, что несомненно имеет власть проклясть и распинающих Его, что идет на добровольные страдания.
Но за что же была проклята та смоковница с которой еще не пришло время сбора плодов? В том, что Христос избрал это дерево, имеется глубокий символический смысл. Смоковница отличается от прочих плодовых растений тем, что сначала на ее голых ветках появляются цветы, завязываются плоды и только потом куст начинает покрываться листьями. Если листья есть, а мы читаем, что они были, то плоды уже давно должны были быть, пусть и не зрелые. Но листья той смоковницы прикрывали не плоды, а их отсутствие.

Образ здесь такой. Смоковница, как многоплодное дерево, в Ветхом Завете была символом богоизбранного народа. Плодами ветхозаветных пророчеств и проповеди Спасителя должны были стать дела покаяния, принятие новозаветного учения. Но в большинстве своем иудеи имели лишь внешнюю религиозность (дерево, усыпанное листьями), душа же их далеко отстояла от Бога. Если бы Христос смог найти у них хотя бы незрелые плоды - хотя бы покаяние и желание жить по евангельскому учению, в котором и раскрывался смысл ветхозаветных правил, Господь принял бы их и помог бы возрасти в них добродетели. Но не было ничего, кроме внешней формы богопочитания, то есть было только лицемерие. И Господь, идущий на Крест, оставляет оставивших Его иудеев, которые желали получить от Спасителя лишь земное благополучие, которые ждали Мессию как великого земного царя - чудотворца, а учение о Царстве Божием, которое должно быть в каждом из нас - правда, мир, дела любви, они не принимали.

Очевидно, что внешняя религиозность, прикрывающая полное отсутствие плодов - дел милосердия и любви, терпения, молитвы, свойственна не только ветхозаветным иудеям, но и многим современным людям. Этот духовный недуг особо опасен еще и потому, что часто незаметен для самого человека. Внешние дела сделаны - крещен, на Пасху освятил кулич, набрал крещенской воды, и считает, что живет исправно, по-христиански.

Также сегодня мы слышали в Евангелии о таком деянии Христа: "Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его"

Заметим, что торговцы при храме, в общем-то делали нужное дело. Римская монета того времени содержала надписи, обожествляющие императора. Конечно же, она не могла быть использована для жертвы на храм, ее необходимо было обменять у меновщиков на иудейскую. Кроме того, в храм постоянно приходили люди, живущие в удаленных городах и даже странах. Крайне затруднительно для них было бы пригонять стада животных для принесения в жертву из родных краев, из своего хозяйства. Торговцы помогали им купить животное непосредственно у храма и тут же отдать его для жертвоприношения.

Христос никогда не проявлял негодования. Даже когда говорили, что Он одержим бесами. А тут, как повествует евангелист Матфей, взял бич и изгнал им торговцев. Не просто выгнал, но опрокинул столы и рассыпал деньги.

Толкователи говорят, что Иисус дважды изгонял из храма торгующих. В начале и в конце Своего служения.

Один раз Он сказал, что те превратили храм в вертеп разбойников. По мысли Иоанна Златоуста, здесь имеются в виду люди, приносящие в храм неправедно заработанное, прямо или косвенно награбленное. Такая жертва не может быть приятной Богу.

В другой раз Христос объяснил, что Дом Божий, Дом молитвы, они сделали домом купли. Разве возможно сосредоточиться на молитве, находясь как на базаре, на котором продают животных, где торгуются, слышны зазывания продавцов, блеяние. Очевидно, что это крайне непросто, а то и вовсе невозможно. Нужное дело было организовано неправильно. Всему свое место, купить животных и обменять монеты надо было до входа в храм. Иначе человек приходил туда как на базар. Перед земным царем все стоят благоговейно, а тут люди предстоят Царю Небесному, Творцу мира, Богу.

В наши дни слова Господа также очень актуальны. Важно, придя в храм, внимать словам молитв, читаемых за богослужением. Купить свечи, подать записки лучше до начала службы. А во время службы, при необходимости, делать это надо так, чтобы не помешать молитве других людей. Если непросто пройти к иконе, то лучше не пробираться сквозь толпу. Если мы будем заботиться о многом - как достать крещенской воды, поставить свечку, подать записку, но не станем внимать словам молитв, не будем каяться в грехах, не будем стоять с благоговением перед Богом, то не получим для души никакой пользы.



17 сентября 2018. Понедельник седмицы 17-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 10, 46-52.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, что когда Христос выходил "из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни".

Обращаясь к Спасителю, Вартимей взывал: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня». «Сын Давидов» - одно из древних пророческих именований Мессии – ожидаемого Царя из рода Давида. Таким образом, уже самим обращением слепой показал, что познал во Христе Спасителя, пришествия которого чаяло человечество со дня грехопадения. Вера слепого, которая и спасла его, как сказал о том Иисус, была подобна горячей вере апостола Петра. Тот тоже, незадолго до этого, в Кесарии Филипповой, сказал Иисусу: «Ты Христос» (Мк. 8, 29), то есть Мессия.

От слепого, когда он пытался привлечь внимание Господа, требовали, чтобы он замолчал. Однако, Спаситель позвал его. Тот «сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу». Христос спросил: «чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге». Христос пошел в Иерусалим, в тот город, в котором вскоре Он примет добровольные Страдания за человеческий род.

Святые отцы видят в слепом образ обращения грешника ко Христу, образ спасения души. Город Иерихон прообразует земной мир, жизнь по земным страстям. Слепой – человек, не живущий по Евангелию, слепой духовно, который услышал проповедь и обратился к Богу за спасением.

Первое, что следует сделать такому человеку - покаяться. Необходимо в церковной и в домашней молитве взывать к Господу, исповедаться. Необходимо не просто перечитывать время от времени молитвы, но живо обращаться к Богу, как некогда, не умолкая, кричал несчастный Вартимей, который узнал, что рядом проходит Тот, кто чудесным образом может его исцелить.

Люди, требующие от слепого замолчать, это и склоняющие нас ко греху страсти, это и мысли, говорящие о том, что христианское учение – ложь. Бесы желают ввергнуть стремящихся жить по заповедям христиан в отчаяние, внушают мысли: «ничего не меняется в духовной жизни, я только хуже становлюсь, все бессмысленно, зачем молиться?». На эти помыслы нельзя обращать внимание. Опытные в духовной жизни люди замечают: «чем сильнее сопротивление, тем очевиднее и то, что помощь совсем близко. Никогда дьявол не нападает на нас так яростно, как когда мы уже совсем близки к завершению борьбы, и мы могли бы спастись, но часто этого не случается, потому что мы отступаем в последнее мгновение». Митрополит Антоний Сурожский замечал: «Никогда не надо слушать этих голосов; чем громче они кричат, тем сильнее должна быть наша решимость; мы должны быть готовы взывать так долго, как это потребуется и так же громко, как Вартимей».

Верхняя одежда, которую сбросил слепой это тоже глубокий образ. По мысли толкователей, верхнюю одежду слепого составлял довольно широкий плащ, который мешал бежать ко Христу. Это было единственное имущество несчастного. Им он укрывался от непогоды. В ветхозаветном законе запрещалось отнимать у неимущего плащ за долги. В отличие от юноши богача, которого Спаситель призвал последовать за Ним, но тот не смог расстаться со своим имением, слепой, не раздумывая, бросает все и устремляется к Господу. Этим действием он как бы присоединяется к словам апостолов: «Вот мы оставили все, и последовали за Тобою» (Мк. 10, 28). Ничто в мире не дороже для него, чем спасение души, чем Бог. Слепой, не раздумывая, избавляется от всего, что мешает ему устремиться к Господу. Также одежда – это библейский образ состояния души. Апостол Павел использует этот образ, говоря о необходимости облечься (одеться) в одежду святости, совлекшись (сняв) одежду греховную: «итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Брошенная слепым одежда это образ раскаяния и отвержения от всего, что мешало ему быть учеником Спасителя, отвержения даже от необходимого.

Иерусалим, куда далее пошел Христос, тоже воспринимается толкователями как образ. Христос исцеляет духовную слепоту взывающего к Нему и ведет его крестным путем в Небесный Иерусалим, то есть в Царство Небесное.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ВОЗРОЖДЕНИЕ

Покровский храм. Покровский ставропигиальный женский монастырь. 1 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЧАСТИЦА МОЩЕЙ

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Вклад в Покровский монастырь настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии. 1 августа 2010 г.


СЛУЖБА

Икона святой праведной блаженной Матроны Московской


НЕКРОПОЛЬ

Часовня-усыпальница Хлудовых