ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Храм Воскресения Словущего. Иконостас главного алтаря освященного в честь Воскресения Христова. 1850-е гг. Покровский монастырь


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


КАНОНИЗАЦИЯ

Святейший Патриарх Алексий II читает акт о канонизации блаженной старицы Матроны. 2 мая 1999 г.


ЛИТИЯ

Могила блаженной Матроны на Даниловском кладбище. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. 4 марта 1998 года

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

21 января 2018 года. Неделя 33-я по Пятидесятнице. О Закхее. Евангельское чтение: Лк 19, 1-10.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодняшний воскресный день (по славянски воскресный день называется словом \"неделя\") имеет название \"Неделя о Закхее\". С этого дня в Церкви начинается подготовка к Великому посту. Зачем к нему готовиться? Пост - сильнейшее оружие, данное нам для борьбы с нашими греховными страстями. Но оружие, используемое неумело, не принесет никакой пользы, напротив, им можно нанести рану самому себе. Также и пост. Архимандрит Павел (Груздев) говорил: «Пост — телу чистота, душе красота! Пост — ангелов радование, бесов горе. Но надо помнить: в наше время лучше совсем не поститься, чем поститься без ума».

В подготовительные недели к Великому посту Церковь предлагает нам в воскресных евангельских чтениях уроки покаяния. Евангелие, которое читается в этот день, повествует о том, как незадолго до Входа в Иерусалим на вольные страдания, Христос проходил через небольшой город - Иерихон. В этом городе жил человек невысокого роста, который занимавший высокое положение в обществе. Он был старейшиной, начальником мытарей. В те времена Иудея была оккупирована Римской империей. Мытари были теми людьми, которые буквально выколачивали подати, в том числе и с самых бедных, с вдов, в пользу оккупационных властей. Часто они требовали больше положенного со своих же соплеменников, желая нажиться на их горе. Недовольных поборами под разными предлогами предавали несправедливому наказанию. Все иудеи ненавидели мытарей, видели в них предателей и притеснителей своего народа. Закхей был начальником над мытарями.

Будучи важным лицом, этот невысокий Закхей, не обращая внимания на взгляды окружающих, залезает на дерево, чтобы увидеть - кто же тот Христос, о котором он уже наверняка немало слышал. Иисус, дойдя до того дерева, остановился и обратился к нему: \"Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме\". Закхей слез и они пришли к нему. В доме, в результате общения со Христом, а может быть просто от одного взгляда Сына Божия, у Закхея произошло внутреннее преображение. Из презираемого всеми грешника, негодяя, который уже давно не обращал внимание ни на чье горе, он превращается в доброго и совестливого человека. Закхей говорит Христу: \"Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо\".

Господь же говорит ему: \"ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее\".

В толпе, которая следовала за Христом, было немало недовольных. Они говорили - если бы Христос действительно был бы Мессией, Он знал бы, к кому идет. Незадолго до этого Христос находился в доме у мытаря Матфея со многими другими мытарями. Там были и блудницы. Одна из блудниц, читаем мы в Евангелии, пришла к Нему и омыла своими слезами Его ноги. Праведник не стал бы входить в дом к таким людям, подпускать их к себе, говорили недовольные. Иоанн Златоуст, говоря о том, замечает, что все угощение, которое предложили Спасителю, было приобретено неправедно. Порой ценой изобилия на столах мытарей были слезы и голод обездоленных. Однако Христос садится с ними за один стол и ест. Потому, что Он видел, что плодом этой беседы может стать глубокое раскаяние мытарей в грехах.

Христос избирает их потому, что они, хоть и грешники, но кающиеся. Господь поступает подобно врачу, который в первую очередь стремится к самым тяжелым заболевшим. Потому Он и позволил грешнице омыть Его ноги, потому Сам выражает желание посетить дом Закхея.

Интересно, что незадолго до того, как Спаситель пришел к Закхею в дом, у входа в Иерихон Он исцелил слепого по имени Вартимей. У Вартимея отверзлись очи телесные, а у Закхея, как следует из перемены, произошедшей в нем, отверзлись очи духовные.

В прочитанном содержится немало уроков покаяния. Каковы бы ни были наши грехи, Господь нами не возгнушается, поддержит нас, поможет исправить жизнь.

Осуждая других, мы глубоко заблуждаемся. Спасение пришло к Закхею, осуждавшие же его, не смогли получить пользы от встречи с Господом.

Закхей не обращал внимания как на него посмотрят окружающие. Он, человек, занимавший высокое положение в обществе, забирается на дерево, лишь бы увидеть Христа. Если бы тогда он постеснялся, то встречи, преобразившей его жизнь, не произошло бы. Следуя за Господом, нам не следует опасаться быть неправильно понятыми окружающими. Что постыдного в том, что мы христиане, что постимся, что посещаем богослужения?

С сегодняшнего дня наступает время, которое мы должны посвятить своей душе. В предстоящие дни должны открыться и наши очи. Подобно невысокому Закхею мы, не великие в добродетели, должны подняться на духовную высоту и увидеть Христа. Его мы можем увидеть в Евангелии, в учении Господа, в заповедях и притчах. По словам святителя Николая Сербского, \"Христос является тем зеркалом, в котором каждый видит себя таким, каков он есть. ... Ибо во Христе как в наичистейшем зеркале каждый видит себя больным и уродливым, и еще видит свой прекрасный первоначальный образ, каким он был и каким опять должен бы стать\".

Чтение Священного Писания, внимательная церковная молитва, чтение святоотеческой литературы, должны помочь нам увидеть Христа и самим произвести над собой суд. Кто требовал от Закхея, чтобы он отдал половину имения нищим, чтобы тем, у кого он неправедно отнял имущество, он возвратил вчетверо больше? Только его совесть, которая произвела над ним суд.

Наш суд не должен приводить нас в отчаяние. Случай с Закхеем должен ободрить нас. Ведь каждого из нас, как некогда мытаря Закхея, призывает Господь: \"сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя\".

В сегодняшнем Евангелии показано начало поста - покаяние, и его итог - спасение. Такой путь предстоит пройти нам. Путь к Пасхе. Вот, уже началось благоприятное время. Время преображения нашей души, исправления наших отношений с Богом и ближними, время подготовки к вечной радости. Приложим со своей стороны малый труд. Станем посещать богослужения в предстоящие воскресные дни. Эти богослужения постепенно введут нас в дни Великого поста.

Осознав свои пути погибельными, положив намерение об исправлении, исповедуем свои грехи перед Богом, прибегнем к таинству исповеди. Как кается Закхей? Не входит в подробное перечисление всех зол, он кается самим делом - приносит плоды покаяния. Такое покаяние ценно перед Господом - не многоглаголание, но сокрушение сердечное и намерение с Божией помощью все исправить.

Если покаяние наше будет искренним, а суд над собой честным, если мы признаем себя духовно погибшими, то есть безнадежными для Царствия Божия, то мы несомненно, как и Закхей, услышим в сердце глас Христа: \"ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее\", ведь настоящие потомки праведного Авраама, праотца богоизбранного народа - люди, сродные ему по духу, то есть люди крепкой веры.



20 января 2018 года. Суббота седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 13, 1-8.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о бедствиях, которые Господь предсказал Иерусалиму. Городу и народу, живущему в нем, который так и не узнал во Христе Бога. Большинство жителей которого отвергло Его. "Видишь сии великие здания? Все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне". Эти слова вскоре сбылись. Разрушение Иерусалима произошло всего через несколько десятков лет после Христова Воскресения.

Апостолы, слушавшие слова Спасителя о грядущих бедах, думали, что во время предстоящих разрушений случится конец света. Потому Христос, отвечая им, когда ждать наступления этих страшных событий, говорит не только о разорении Иерусалима, но и о последних временах. "берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят".

Дьявол лукав. Как правило, он не будет представать перед нами в виде страшного беса. Тот кто желает поймать рыбу не станет бегать за ней по водоему. Чтобы ее поймать ее надо обмануть, предложить наживку.

К людям дьявол приступает так же, как и к прародителям - Адаму и Еве, - в виде нашего доброго советчика. Им он сказал - "ничего страшного не будет, если ослушаетесь Бога. Наоборот, вы быстро и без труда сами станете равными Ему". Обольстил их, указав на красоту плода древа познания, на его, должно быть сладкий вкус. А после грехопадения люди потеряли Бога и райскую жизнь, впали в рабство сатане. В мир пришли болезни, страдания и смерть.

Каждого из нас дьявол старается погубить, к каждому он приступает много раз в день, но мы этого совершенно не замечаем и не боимся. Нас пугают явные случаи беснования. Например, когда в храме хрупкая девушка проявляет невероятную силу и кричит громким басом, а с ней не могут справиться несколько мужчин. Сталкиваясь с подобными ситуациями, в которых бесы явно проявляют свою злобу в мире, мы устрашаемся. Мы боимся плохих примет, но не придаем значения самому главному, самому страшному. Тому, что мы привыкли слушать советы дьявола, когда он внушает нам свои мысли, представляясь нашим добрым помощником - "устал, посплю в воскресенье, в храм обязательно в другой раз схожу", "нет сил помолиться", "посмотрю непристойный фильм, мне же только узнать о чем он", "этому человеку я сейчас покажу! Может это и грех, но не страшный", "схожу к колдунам, они же молитвы читают, значит от Бога" - а если бы неприкрыто к дьяволу обращались, кто бы к ним пришел? Блудные, нечистые мысли, слова, взгляды, лукавство, воровство, немилосердие, эгоизм, превозношение, - все это и многое другое, несомненно, предложил нам дьявол, а мы согласились на это. Сколькими его сетями мы опутаны. Сами того не понимая, мы творим похоти человекоубийцы, а Бога, распявшегося за нас, предаем. Но пока мы живы, мы можем и должны регулярно приступать к Господу в церковных таинствах, оживляющих нас. Станем внимать словам Христа и беречься от дьявольской лести. Ведь человек, который был нерадив всю жизнь, как сможет противостоять лести сатаны во времена пришествия антихриста, если доживет до тех пор. Или какими мы предстанем перед Богом, как сможем очистить душу от страстей перед своей смертью, когда силы наши будут уже оставлять нас?



18 января 2018 года. Крещенский сочельник. Евангельское чтение: Лк 3, 1-18.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Иоанн Креститель "проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие".

Предтеча, посланный для того, чтобы приготовить людей к принятию Спасителя Христа, призывает всех приготовить путь для Господа, то есть призывает людей приготовить души к тому, чтобы они смогли стать учениками Христа. Толкователи поясняют смысл слов Иоанна. Когда идет царь, то слуги, идущие впереди, убирают с его пути всякие препятствия. Так и из души всякого, для принятия благодати, должно быть удалено все недоброе. По мысли преподобного Максима Исповедника, горы и холмы в душе это наше самомнение, эгоизм; долы - недостаток в добродетели, в духовном знании, жизнь низкая, не духовная; неровные пути и кривизны - наша неустойчивость в добре под действием искушений и соблазнов.

Для того, чтобы в душе стал действовать Господь и спас нас, необходимо приложить старание о исправлении пути для Господа. Тогда Бог восполнит недостаток наших усилий и упразднит наши неправды "и узрит всякая плоть спасение Божие".

"Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины!"

Толкователи поясняют, что ехиднами называют маленьких и ядовитых змей. Но этот образ содержит не только обличение иудеев, охваченных смертельно опасными духовными недугами. В те времена существовало поверие, что эти змеи, когда появляются на свет, разгрызают брюхо своей матери-змеи, и выползают из ее мертвого тела. По-видимому, такое неверное заключение было сделано теми, кто наблюдал как змея сбрасывает старую кожу. Однако, этот образ мог быть использован Иоанном Крестителем в таком смысле. Иудеи уже давно уклонились от заповедей Божиих и заботились лишь о внешних благочестивых делах. И вот, некоторые из них, будучи воспитаны в том же духе, будучи научены этому неправильному устроению в духовной жизни, смогли услышать проповедь Иоанна и принести покаяние. Они оставили, разорвали нечестие родителей и родились для доброй жизни. Одобряя их, Креститель удивляется: "кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь".



19 января 2018 года. Крещение Господне. Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Всех вас, братья и сестры, поздравляем с великим и спасительным Праздником Крещения!

Ныне, как и во дни, когда Иоанн Предтеча крестил на Иордане, Церковь встречает приходящих в эти дни в храм словами пророка. Напоминает о том, что нам необходимо для принятия благодати, помощи от Бога, подаваемой через великую святыню, Крещенскую воду. Приходящие слышат евангельскте слова: "Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем".

Принявший в Рождестве человеческую плоть Вечный Бог, Вторая Ипостась Святой Троицы, приходит на Иордан и принимает крещение от Иоанна Крестителя. Сам Иоанн, увидев Его, не может вместить происходящего: "Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф 3, 14). Основу проповеди Иоанна Предтечи составлял призыв: "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". И вот он увидел и возвестил прочим, что это Царство пришло. "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира", сказал Предтеча, увидев Спасителя.

В чем состоял смысл Крещения Господня? Людей, которые осознали свои грехи, Иоанн вводил в реку Иордан. Они входили в реку на сколько могли, до головы, и исповедовали вслух свои грехи. Это символизировало, что приступающий к крещению осознает множество своих грехов, еще шаг и он в них потонет, погибнет. Тогда Иоанн погружал крестящегося в воду, исповедуя веру в ожидаемого Мессию, который омоет грехи этого человека.

Господь Иисус Христос входит в воду по-другому. Он вошел, принял крещение и "тотчас вышел из воды" (Мф 3, 16). Потому что Он, как безгрешный Бог, не нуждался в исповедании грехов.

Все люди входили в воду и получали оставление грехов, а Господь наоборот вошел, не имея ни одного греха, а вышел из воды, взяв на Себя грехи всего мира. В ветхозаветные времена люди, исполняя повеление Божие, раз в год приводили в иерусалимский храм жертвенное животное. Первосвященник в возлагал руки на его главу. Держа животное за рога, он исповедовал вслух грехи народа, которые люди совершили в прошедший год. Далее животное отправлялось в пустыню к нечистому духу. Отсюда пошло выражение "козел отпущения". Животное было лишь прообразом. Оно напоминало людям о грядущем Мессии, который возьмет на Себя грехи мира. И вот Иоанн креститель возлагает руки на главу Христа во Иордане. На месте, где многие исповедали свои грехи, Господь берет на Себя грехи всех людей и идет в пустыню. Подобно прообразу - ветхозаветному жертвенному животному, отправляется к дьяволу, к Нему приступает сатана, искушая Его. Но, в отличие от первого Адама, второй Адам - Христос, пришедший исцелить человечество, посрамил сатану. Путь Адама - путь с Небес, от Бога в бездну. Путь Христа - путь из бездны к Богу.

Праздник Крещения древний. Раньше он праздновался в один день с Рождеством. Этот день назывался "Богоявление". Позднее праздники разделились. Оба они свидетельствуют о том, что Бог явил нам Себя самым явным образом. Он не просто на небесах, Он с нами. Нам, некогда отпавшим от Него, Он даровал вечную жизнь с Собой. Выше этого ничего быть не может.

Чтобы нам не остаться в стороне от спасения, от благодати избавления от грехов, которую Господь даровал нам в Своем Крещении, постараемся в этот день не ограничиваться лишь тем, чтобы набрать в храме крещенскую воду. Приступим к таинству, которое святые отцы называют вторым крещением - к исповеди, в которой кающимся прощаются грехи и подается благодатная помощь от Бога для исправления жизни.



17 января 2018 года. Среда седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 10,1-15.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Христос посылает апостолов на проповедь. Толкователи замечают, что апостолы посылаются по двое потому, что так требовал закон Моисея. Свидетельство принималось, если было двое свидетелей.

Он дал им власть изгонять бесов, исцелять больных. О чем проповедовали апостолы не сказано, но первыми словами проповеди Христовой и основой проповеди Иоанна Крестителя был призыв: "покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие". Тот, кто не увидит своих грехов, не поймет, что он духовно погибает, не примет Спасителя. "От чего меня спасать", скажет такой. Никто не захочет проходить курс химиотерапии, если не поверит, что смертельно болен. Прежде чем огласить благую весть - Евангелие, необходимо сказать о грехе, привести человека к покаянию. Исаак Сирин говорил: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Чтение литературы для подготовки к исповеди, чтение Евангелия и старание жить по нему, ведут человека к видению своих грехов.

Святые отцы учили, что покаяние должно длиться всю жизнь. Этому деланию нет конца. Признаком успешного покаяния является то, если мы видим в себе все больше грехов. Кто же не принимает проповедь апостолов, духовно мертв.

Во образ этого апостолам было сказано "отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них". Когда иудеи возвращались в из языческих стран, они имели обычай, приходя на родину, отрясать пыль со своих ног. А здесь говорится о прахе. Человек, не принявший проповедь, живет, заботясь только о земном, о том, что он очень скоро потеряет. Высшее, духовное такой в себе убил. Он - прах.

О городах, где не нашлось никого, кто бы принял апостолов, Господь говорит: "отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу".

Содом и Гоморра были городами, которые в Ветхом Завете Господь огнем и серой стер с лица земли со всеми жителями за их огромное нечестие, за разврат, противоестественный блуд, ставший в этих городах нормой. Сейчас на их месте Мертвое море. В нем отсутствует какая бы то ни было жизнь. Общество, погрязшее в разврате, становится нежизнеспособным, вымирает духовно и физически.

Однако, находящимся в безотрадном состоянии жителям Содома и Гоморры, которые утонули в своих грехах, пребывают в вечной скорби, будет отраднее тех, кто не примет проповедь апостолов. Жители Содома и Гоморры не слышали Евангельских слов, с которыми согласится все светлое, что есть в человеке, не видели многих чудес и знамений, сопровождавших апостольскую проповедь. Какого же осуждения достойны те, кто услышали христианскую проповедь, но ее отвергли. Отвергнуть может и тот, кто крестился. Крещение - начало церковной жизни. Кто-то принимает его потому, что так положено, кто-то в надежде на земное благополучие. Но если нет дальнейшей христианской жизни, молитвы, христианских дел, участия в церковных таинствах, то такое крещение не во оставление, а в умножение грехов.

Святитель Феофан Затворник, комментируя эти слова Спасителя, замечает, что еще большего наказания достойны мы, если не встанем на путь покаяния и исправления жизни. "Нашей безотрадности и меры не будет", говорит святитель. Ведь сейчас доступна святоотеческая литература, известно о многих подвижниках благочестия, чудотворениях, совершаемых по Промыслу Божиему. Открыты храмы, в которых мы можем приступать к великим Таинствам исповеди, причащения. Однако добрый голос совести мы заглушаем, слушаем дьявола, внушающего нам не бояться Суда Божия, заботиться лишь о том, как устроить дела в земной жизни.

Святитель Феофан обращает наше внимание на тяжесть жизни без Бога. Неверующим "только и повольничать, что на земле; а как смерть - так вся гроза гнева Божия обрушится на них. Великое несчастье попасть в неверы! И на земле-то им нерадостно, ибо без Бога и Господа Иисуса Христа - Спасителя и Искупителя, и здесь все мрачно и безотрадно, а что там, того и словом описать и вообразить невозможно. Уж отраднее бы уничтожиться, но и этого не дано будет им".



16 января 2018 года. Вторник седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 16-22.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков".

Какой же пастух пошлет овец к волкам? Агнец, жертвенный Агнец - образ, который неоднократно используется в Священном Писании, когда речь идёт о Самом Христе. Христос победил дьявола и смерть. Победил не силой оружия, но Своей смертью. Великий воин может покорить народы, но он не может заставить себя полюбить. Христос отдает Себя в жертву, чтобы мы полюбили Его и были вечно с Ним.

Христианин в этом мире действительно подобен овце среди волков. Он не может делать того, что является нормой: мстить, лгать, строить своё благополучие за счёт ближнего. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Бог "мог сделать христиан страшнее львов. Но лучше этому быть так".

Положение гонимого, претерпевающего бедствия, помогает очиститься от грехов, оно спасительно, полезно для души, искушаемой страстями. Положение сильного надмевает. Такому человеку очень легко согрешить, обидеть другого и даже того не заметить.

Далее святитель говорит от лица Господа: "Я знаю, Мне совершенно известно, что вы ... не будете... никем побеждены". Нынешнее положение временно. Каждому решать кем ему в жизни быть - волком или овцой. Каждую Свою "овцу" Господь хранит как Пастырь.

Слова о непобедимости христиан сбылись и в истории. Могущественное римское язычество захлебнулось в крови христианских мучеников. Язычество прекратило своё существование.

Эти слова сбываются и в судьбах людей "волков" и "овец".

Архимандрит Павел (Груздев) наставлял:

«“Деньги есть, в них счастье, ясно. Денег нет — не жди отрад”. — Полагают так напрасно, мир душевный — лучший клад!»;

«Если кто от тебя заплачет — ух!»;

«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником».

Овцы среди волков - образ христиан в этом мире. Спаситель говорит им: "итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби".

Что значит быть мудрыми как змеи? Одно из толкований, которое дают святые отцы, говорит, что тут имеются в виду змеевидные, например ящерицы. Они, в случае опасности, не задумываясь бросают хвост, лишь бы сохранить голову. Так и христиане. В первую очередь им следует бояться греха, удаления от Бога. А если не потеряем Бога, то остальные потери не страшны. Потому мученики охотно шли на казнь, лишь бы не отречься от Христа.

Наставление быть простыми как голуби говорит о необходимости уметь прощать, быть незлобивым, кротким. Святитель Иоанн Златоуст поясняет почему недостаточно быть лишь мудрым: "нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием".

Каждому в жизни предстоит пройти через скорби. Господь говорит далее: "Претерпевший же до конца спасется". Чью-то душу Господь ведет к покаянию, к решимости оставить грехи и жить с Богом через болезни, кого-то через иные скорбные обстоятельства. Святитель Феофан Затворник замечает: "когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед". В том как мы переносим скорбные обстоятельства тоже проявляется, относимся ли мы к овцам Христова стада или ожесточены как волки даже и на Бога, только не на собственные грехи... В случающихся скорбных обстоятельствах следует прибегнуть к покаянию в грехах, к церковным таинствам, к молитве и, благодаря Бога, предавать все в Его Святую Волю.



15 января 2018 года. Понедельник седмицы 33-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Лк 6, 17-23. День памяти преподобного Серафима Саровского.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы узнаем о наставлениях Иисуса Христа, которые получили название "заповеди блаженств". Евангелист Лука говорит, что даны они были, когда Господь "стал на ровном месте", а евангелист Матфей говорит, что Господь, перед тем как их дать, взошел на гору. Один священник рассказывал, что его долгое время смущало это несоответствие. Духовник сказал ему: "а что, на горе не может быть ровного места?" "Может", подумал он, но все-таки сомневался. А через шестнадцать лет он смог посетить ту гору, на которой, как свидетельствует Предание, это произошло. Она достаточно высока, а сверху на ней есть ровная площадка, как будто бы кто-то срезал.

Удивительная особенность заповедей блаженств состоит в том, что они не написаны в повелительном наклонении - делай то, не делай так. Христос просто говорит: "блаженны (то есть счастливы в переводе на современный русский язык) нищие духом". В них Господь раскрывает нам секрет счастья, путь к нему. Современный человек всю жизнь старается стать счастливым. Стремится построить карьеру, много трудится, заботится о своем здоровье. Но при этом забывает о душе, о Боге. О грехах, которые не дают нам быть с Богом. А без Бога стать счастливым невозможно. Феофан Затворник говорил, что люди всю жизнь бегут в поте лица, но бегут не той дорогой и потому не находят счастья.

Христос не дает приказов. Он принес людям радость, показывает где она. Хочешь ее? Возьми.

Первая заповедь блаженств: "блаженны нищие духом". В ней говорится о том, что тот, кто осознал свою нищету (крайнюю степень бедности) духовную, увидел множество грехов, отсутствие добродетелей, такой положил начало своему спасению. Противоположное состояние святыми отцами называется прельщением. Грешный человек не видит своих грехов, себя оправдывает, а других осуждает. Преподобный Макарий Великий говорил: "Какая же это душа, которая — нищая духом? — Это та, которая познала свои язвы, и увидела объявший ее мрак страстей и свое рабство, и ощутила свои узы, и всегда ищет быть освобожденной Господом от такого состояния; это — та душа, которая переносит труды и всегда призывает и молит Его исцелить ее и ни в каком земном благе — ни в царском сокровище, ни в богатстве, ни в наслаждении — не находит ни удовлетворения, ни радости, но все ее желание — в том, чтобы найти Доброго Врача, и она ожидает от Него врачевание и получение исцеления и уповает найти в Нем успокоение". Видение своих грехов и сокрушение о них это признак выздоравливающей души.

Следующая заповедь естественно следует из первой: "блаженны плачущие". Конечно, речь идет не о всяком плаче. Скорбеть может и бессильная ненависть. Апостол Павел сказал: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние к спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). Апостол Лука писал Евангелие на греческом. На языке оригинала слово, переведенное как "плачущие", также имеет значения: «скорбящие, печалящиеся» - о своих грехах. Блаженный Иероним Стридонский писал: "Этот плач - не есть плач об умерших по общему закону природы, а об умерших в грехах и пороках". Человек может быть жив и здоров, но духовно мертв. Смерть духовная несравнимо большая трагедия, чем смерть физическая.

Эти две заповеди - фундамент, основа нашего обращения к Богу. Они являются ступенями, которые нельзя перешагнуть и оказаться на более высоких. Сам Господь обещает таким людям утешение. Обещает привести их в Царство Небесное.

Находящемуся в кромешной тьме невозможно увидеть, что он испачкался. Только когда выглянет лучик света можно будет что-то разглядеть. Если же настанет яркий день, можно будет увидеть и небольшое пятнышко. Люди, давно не каявшиеся на исповеди, не старающиеся об исправлении в грехах, живущие беспечно, обычно не считают себя грешными. Напротив, святые отцы, приблизившиеся к Богу, говорили, что они последние грешники, хуже всех.

Желающему начать христианскую жизнь следует испытать свою совесть. В этом могут помочь книги для подготовиться к исповеди. Их можно достать в православном храме. Готовясь к таинству, следует подумать, в чем нас могут обвинить окружающие, по возможности примириться с ними. Это будет началом покаяния. Дальше следует с помощью молитвы стараться не допускать повторения исповеданных грехов. Поступая так, со временем мы придем к глубокому покаянию перед Богом.

Третья заповедь: "Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь". Здесь имеются в виду алчущие, то есть голодающие о жизни по правде Божией, желающие слышать Слово Божие и жить по нему. Преподобный Серафим Саровский, память которого мы сегодня совершаем, говорил:" Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири, что должно делать стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным.

Надобно так себя обучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь, должно устроять и жизнь свою.

Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставит человека Своею милостью, но исполнит его дара разумения.

Когда же человек снабдит душу свою словом Божиим, тогда исполняется разумением того, что есть добро и что есть зло.

Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум чтущего углублен был в истины Священного Писания и принимал от сего в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова.

Телесный труд и упражнение в божественных писаниях, учит преп. Исаак Сирин, охраняют чистоту".



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ТЕЗОИМЕНИТСТВО

Всенощное бдение в монастыре Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» Валукли, которое возглавил Святейший Патриарх Варфоломей. 10 июня 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ДАР СВЯТЕЙШЕГО

Настоятельница Покровского женского монастыря игумения Феофания с сестрами передала икону с частицей мощей св. прав. блж. Матроны Московской, подаренную Cвятейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храму Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино Тульской области, где родилась Матронушка. 6 октября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


МОНАСТЫРЬ

Святые врата и часовня Покровского монастыря в Москве. 1882 г.


ДЕСНИЦА

Десница блаженной царицы Феофании († ок. 893—894). Вклад в Покровский женский монастырь греческого митрополита Пантелеимона Верейского. 2 августа 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин