ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

Нательный крест, с которым была похоронена блаженная Матрона


120-ЛЕТИЕ

В день празднования 120-летия со дня рождения святой праведной блаженной Матроны Московской были освящены полным чином три придела храма Воскресения Словущего. Великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. 22 ноября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


ХРАМЫ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Воскресения Словущего. 27 мая 2008 г. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии, совершил чин Великого освящения первого в Москве храма в честь святой праведной блаженной Матроны Московской. 27 февраля 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

24 мая 2018. Четверг седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 16, 23-33.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя о том, что положение Его учеников после Его Воскресения из мертвых изменится: "и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. || Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси'те, и полу'чите, чтобы радость ваша была совершенна".

Искупленные Христом, познавшие Его Божество и Просвещенные впоследствии Духом Святым апостолы позна́ют смысл Священного Писания и слов Спасителя: "Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце".

Также Господь призывает учеников просить Бога Во Имя Его - во Имя Иисуса Христа: "Доныне вы ничего не просили во имя Мое; проси'те, и полу'чите, чтобы радость ваша была совершенна".

Если мы, молясь, просим Бога о добром, согласном с Его волей (о противоположном во Имя Иисуса просить невозможно), если просимое не помешает спасению души, но пойдет ей на пользу, то, по слову апостола: "когда просим чего по воле Его, Он слушает нас" (1Ин 5, 14). Как же нам просить во Имя Иисуса? Толкователи указывают на необходимость призывания этого Имени в молитве, особенно во время греховных искушений. Известна молитва Иисусова: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного".

Чем важно это Имя? В Ветхом Завете Господь открыл Моисею Свое Имя "Сущий". Оно говорит о том, что Бог - Личность, а не безликая сила, что Он выше нашего понимания. "Я есть тот кто Я есть" - так можно переводить Имя "Сущий" с древнееврейского. А Имя Иисус на древнееврейском состоит из двух слов: "Сущий Спасает". Архангел Гавриил дважды, до Рождества, возвестил повеление Божие Иосифу и Деве Марии наречь таким именем Богомладенца.

Одно дело было в Ветхом Завете, когда богоизбранный народ знал Имя Великого Истинного Бога. Это бесконечно ввозвышало его над языческим миром. Но несравнимо большее Бог дал христианам в Новом Завете. Теперь этот Бог - Спаситель каждого, призывающего Его. Разница подобна тому, как если кто скажет: "какой прекрасный дворец!". И совсем другое дело сказать: "это мой прекрасный дворец!".

Вокруг нимба на иконах Иисуса Христа мы видим греческие буквы: O (омикрон), W (омега) и N (ню). По гречески слово, образуемое из них, означает "Сущий", то есть Иисус Христос и есть тот Бог, который говорил с Моисеем. Теперь, после Боговоплощения, спасения людей, Бог Сын вновь идет к Отцу, о чем и говорит апостолам: "Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу".



23 мая 2018. Среда седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 16, 15-23.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа, обращенные к ученикам. Он говорит о том, что покидает их. Ему предстоят Крест, Воскресение и Вознесение. Он идет к Отцу, чтобы привести к Нему всякого Своего последователя: "Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу".

Говорит Господь и о скорби, которая постигнет апостолов после Его распятия: "вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем".

По мысли толкователей, не только апостолы, каждый христианин в своей жизни должен пройти через многочисленные скорби. Святитель Игнатий Брянчанинов говорил: "Надо благодарить Бога за посланное наказание во время земной жизни: оно подает надежду избавления от казней в вечности, составляющих необходимое последствие греховности. Я убежден и из слова Божия, и из опытов жизни, что Бог кого полюбит, тому непременно пошлет скорби. Потому что без скорбей сердце не может умереть для земли и ожить для Бога и вечности... Жизнь христианина на земле есть цепь страданий. Должно бороться с телом своим, со страстями, с духами злобы. В этой борьбе — наша надежда. Наше спасение есть Бог наш. Возложившись на Бога, должно переносить с терпением время борьбы. Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку. Они попускаются нам по Промыслу Божию, к великой душевной пользе нашей: от них получаем сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит".

Любящий отец всегда будет помогать сыну, но будет к нему и требователен. Он никогда не скажет ему: "в школу можешь больше не ходить, ведь тебе трудно". Так и Господь, Он всегда с нами, но не от всякой беды немедленно избавляет. Важно, чтобы наши страдания не были бессмысленны. А для этого свой жизненный крест будем нести не в унынии, но с верой и покаянием.

Архимандрит Павел (Груздев) наставлял: <<не говори: "Ах! Как я несчастлив!", но говори: "Ещё мало мне этого за грехи мои>>.

В дневниках этого старца мы читаем:

"Что бы в жизни с тобой ни случилось —
изменила ль коварно судьба,
иль внезапно беда приключилась,
и неравною стала борьба,

запросила ль судьба твоя счастья,
тяжела ль показалась нужда,
иль постигло какое несчастье -
на Творца полагайся всегда.

У людей не ищи утешенья
и счастья от них ты не жди,
а захочешь найти облегченье,
в храм святой помолиться иди.

И в молитве святой и
смиренной перед Господом слезы пролей,
Он один в мире друг неизменный,
Он поймет твое горе скорей.

Он ведь Сам на земле между нами
жил когда-то и тяжко страдал
и невинно распятый врагами
на страданье Свое не роптал.

Он пошлет тебе крепкую силу,
омраченный твой ум просветит и
тяжелую горькую долю
снова к лучшему, верь, изменит".



22 мая 2018. День памяти святителя Николая чудотворца.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Всех вас, братья и сестры, поздравляем с сегодняшним светлым днем, с днем памяти святителя Николая Чудотворца, с нашим престольным Праздником!
Различные святые угодники уподоблялись Богу, проявляя различные духовные дарования. Наиболее ярко они достигали богоподобия в разном. Кто то был известен своими монашескими подвигами, кто то пострадал за Христа и сподобился получить от Него мученический венец. А за что весь православный мир почитает святителя Николая? Почему он один из самых почитаемых святых на Руси? Во многих уголках света, у нас в стране, ему посвящено множество храмов. Даже известная всем сказка про деда Мороза, несущего в мешке подарки, восходит к одному из деяний этого святителя. Когда он, желая уберечь отца трех девиц и самих этих девушек от тяжкого греха блуда, на который они были уже готовы, на который их толкнула нищета, ночью тайно подкинул им три мешочка с золотом.
В святителе Николае Чудотворце наиболее ярко проявилось милосердие. После своего преставления, отшествия святого от земной жизни к престолу Божьему, он несомненно все так же близок к просящим его о помощи.
Но если мы относимся к святителю только как к некоторой чудесной "палочке-выручалочке", способной разрешить все наши проблемы, то мы еще далеки от почитания его памяти. Если мы чтим память какого-то святого, мы должны, в меру наших сил, подражать его житию, идти к Богу тем путем, которым шел этот святой. Нам должно быть ценно то, что было ценно для него. Являем ли мы дела милосердия? Прощаем ли, сострадаем, не черствы ли мы к ближним? Являются ли их печали и заботы для нас важнее собственных?

Архимандрит Павел (Груздев) говорил о милосердии так: "молитва и пост приводят к вратам рая, а милостыня отверзает их". Этот старец приводил такой пример милосердия: "умерла у Кати мать, умер и отец, осталась Катя круглою сиротою. Только и было у Кати родных, что дядя с теткою. Дядя и говорит своей жене: - примем Катюшку к себе! А тетка говорит: - как возьмем мы Катюшку, так последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет и соли купить, похлебку посолить. - А мы ее... и несоленую, похлебку-то! - ответил мужик. Так дядя и взял к себе жить сиротку Катю".
Если у нас нет милосердия, если мы эгоистичны, чёрствы, злопамятны, обратимся за духовной милостыней к святителю Николаю, решимся понуждать себя на добро и беречься зла. Тогда наша молитва будет святителю приятна. Иначе может случиться, что наши свечи, наши молитвы, будут ему невыносимы. Об одном таком случае рассказывал митрополит Вениамин Федченков. Один цыган очень хотел украсть коня. Его он должен был принести как выкуп за невесту. Об успехе задуманного предприятия он горячо молился у иконы святителя Николая. Ночью цыган пошел на дело, но пропажа вскоре была замечена, началась погоня. В него стреляли. Раненный он отпустил коня и вынужден был спрятаться под кучей навоза, чтобы собаки его не нашли, чтобы отбить запах. Когда погоня потеряла след похитителя, цыган вылез и увидел старичка. Тот спросил, хорошо ли ему было там? В раздражении цыган спросил: "ты что, смеешься надо мной? Ты спрашиваешь каково мне было сидеть в куче навоза?". А на это старичок ответил: "так и мне была твоя молитва". Тут цыган узнал в нем святителя Николая, который был изображен на иконе, но святитель исчез. Цыган обратился от жизни греховной и больше никогда не совершал подобного. Положим старание и мы об обращении от греховной жизни и станем заботиться о нуждах ближних, терпеть их с их немощами. Этим мы и почтим память великого святителя.



21 мая 2018. Понедельник седмицы 7-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 15, 1-7.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы встречаемся с таким образом, который употребил Христос: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода… Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».

Кроме буквального понимания слов Спасителя, что для спасения души, для жизни по заповедям нам необходимы как собственные усилия, так и помощь Божия, образ виноградной лозы, употребленный Господом, имеет и другой смысл. Почему именно виноградная лоза? «Вино веселит сердце человека» (Пс 103, 15), читаем мы в Ветхом Завете. Господь принес нам, людям, живущим в мирских заботах, живущим пресной жизнью, радость. Слово «Евангелие» так и переводится «Радостная весть». Радость – то, к чему нас призвал Господь. Только со Христом «употребляющие усилие» (Мф 11, 12) достигнут истинной радости в Небесном Царстве.



20 мая 2018. Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцев I-го Вселенского Собора. Евангельское чтение: Ин 17, 1-13.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня Церковь вспоминает, как в первые века христианства Святым Духом утверждалось истинное учение о Христе. Господь непостижим, неописуем, даже ангелы склоняются перед Ним в страхе и благоговейной молчании. «Только злоба еретиков заставляет нас говорить о Боге, чтобы отметать ложные представления», говорил Иларий Пиктавийский.

Отцы I-го Вселенского Собора, проходившего в 324 году в Никее, приняли догмат о том, что Иисус Христос - Истинный Бог, который воплотился от Духа Святого и Девы Марии и, оставаясь Богом, стал и Человеком. Иначе, если бы в Его Ипостаси не встретились Божество и Человечество, то и для нас такая встреча оказалась бы невозможной.

Некогда прародители Адам и Ева, будучи в раю, согрешили. В мир вошёл грех и его последствия - болезни, страдания, смерть. В отличие от первых людей, путь которых образно можно назвать путем с Неба в бездну, путь Христа противоположен. Это путь из бездны на Небо. Не совершив ни одного греха, претерпев за наши беззакония крестную смерть, Богочеловек Иисус Христос Воскрес и Вознесся. Ввел воспринятую Им человеческую природу в Славу Божию, открыл этот путь для каждого из нас.

«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира», читаем мы в сегодняшнем Евангельском чтении слова Спасителя. Ни один человек так сказать не мог бы. Только воплотившийся Бог Сын единосущный с Отцом.

На Первом Вселенском Соборе был принят Символ Веры. Частично дополнен он был на Втором Вселенском Соборе, и в таком виде мы читаем его каждый раз в утренних молитвах, поем на литургии в церкви. Его читают, когда в храме происходит крещение.

Почему это краткое исповедание веры носит такое название – «Символ»? Так в античном мире называлась дощечка, которую ломали пополам близкие друзья, если не знали, увидятся ли они когда-нибудь вновь. След на ее изломе всегда уникален – с другой половиной от другой дощечки он никогда не совпадёт. А если совпадёт, их внуки могли бы сделать вывод – наши деды знали друг друга, значит и нам следует помогать друг другу, не враждовать. Так и тут – если я исповедую веру так, как написано в Символе веры, я могу сказать, что я верю православно, а иначе мое исповедание веры не совпадает с верой Церкви.

Будем стараться познавать основы православной веры, ведь многие из нас специалисты в чем-то непростом, в том, чему следует долго учиться. А о Христе, о том в чем смысл Его Вочеловечения, Крестных Страданий, многие не знают. Молитвами святых отцов Первого Вселенского Собора да поможет нам Господь найти время на знакомство с красотой и глубиной православного вероучения, да утвердит нас в намерении жить согласно нашей вере.



19 мая 2018. Суббота седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 14, 10-21.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Спасителя, в которых Он говорит апостолам о предстоящем Ему Вознесении и о последующем Сошествии Святого Духа на учеников: "верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду ... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет".

Наставляя учеников, Спаситель говорит им: "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне". Если мы, молясь просим Бога о добром, согласном с Его волей, если просимое не помешает спасению души, но пойдет ей на пользу, то, по слову апостола, "когда просим чего по воле Его, Он слушает нас" (1Ин 5, 14). Как же нам просить во Имя Сына? Толкователи указывают на необходимость призывания Имени Иисуса в молитве. Известна молитва Иисусова: "Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного", которую святые отцы советуют регулярно произносить про себя.

Чем важно это Имя? В Ветхом Завете Господь открыл Моисею Свое Имя: "Сущий". Оно говорит о том, что Бог - Личность, а не безликая сила, что Он выше нашего понимания. "Я есть тот кто Я есть" - так можно переводить это Имя. А Имя Иисус на древнееврейском состоит из двух слов: "Сущий Спасает". Одно дело было в Ветхом Завете, когда богоизбранный народ знал Имя Великого Истинного Бога. Знание об Истинном Боге возвышало израильтян над прочими народами. А в Новом Завете христианам дано несравнимо большее. Теперь этот Бог - Спаситель каждого, призывающего Его.

Одно дело сказать: "какой прекрасный дворец!", и совсем другое дело сказать: "это мой прекрасный дворец!". Призывание Имени Иисуса в молитвах крайне важно. Преподобный Серафим Саровский наставлял: "учись творить Иисусову молитву через ноздряное дыхание с сомкнутыми устами - это искусство - бич против плоти и плотских похотений".

Также в сегодняшнем Евангелии мы читаем о том как понять, являемся ли мы учениками Христовыми? Имеем ли любовь к Богу? Спаситель говорит: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди... Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам". Потому наши просьбы к Богу в первую очередь должны быть о помощи в исполнении заповедей.



18 мая 2018. Пятница седмицы 6-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 14, 1-11.

Сегодняшнее Евангельское чтение передает слова, которые Спаситель сказал апостолам перед Своими Крестными Страданиями. Расстающийся с учениками Господь утешает их: "Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете".

В эти дни мы совершаем попразднство Вознесения. Это событие не оставило нам Христа на земле, но открыло всякому путь к Богу, путь в Небесное Царство. Апостол Павел
называет Христа нашим Предтечей, первым Человеком, прошедшим по Своему человечеству путь в это Царство: "куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека" (Евр 6, 19).

На вопросы учеников об Отце, к которому идет Христос, Бог Сын, Вторая Ипостась Святой Троицы, отвечает: "Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его".
Кто, слыша благовестие Христово, видя Его учение и дела, смог познать в Нем Бога, тот видел перед собой не простого Человека Иисуса, но Сына Божия, равночестного Отцу и Святому Духу. Бога невозможно увидеть. Но можно духом принять Его учение и обрести веру.

Об этом Христос сказал ученикам: "Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам".



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ТЕЗОИМЕНИТСТВО

Всенощное бдение в монастыре Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» Валукли, которое возглавил Святейший Патриарх Варфоломей. 10 июня 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЧАСТИЦА МОЩЕЙ

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Вклад в Покровский монастырь настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии. 1 августа 2010 г.


ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Храм Воскресения Словущего. Иконостас главного алтаря освященного в честь Воскресения Христова. 1850-е гг. Покровский монастырь


ДЕСНИЦА

Десница блаженной царицы Феофании († ок. 893—894). Вклад в Покровский женский монастырь греческого митрополита Пантелеимона Верейского. 2 августа 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин