ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ДАР СВЯТЕЙШЕГО

Настоятельница Покровского женского монастыря игумения Феофания с сестрами передала икону с частицей мощей св. прав. блж. Матроны Московской, подаренную Cвятейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храму Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино Тульской области, где родилась Матронушка. 6 октября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


МОНАСТЫРЬ

Святые врата и часовня Покровского монастыря в Москве. 1882 г.


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Моление св. блж. Матроны перед образом Пресвятой Богородицы о спасении России. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием


ТЕЗОИМЕНИТСТВО

Всенощное бдение в монастыре Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» Валукли, которое возглавил Святейший Патриарх Варфоломей. 10 июня 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

23 июля 2018. Понедельник седмицы 9-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 1-11.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим вопрос, который ученики задали Господу: "кто больше в Царстве Небесном?". По мысли толкователей, в этом вопросе проявилась человеческая слабость апостолов. Они желали первенства, особой чести. Спаситель и дал им наставления о том какими нужно быть, чтобы быть бо 'льшими в Небесном Царстве.

В ответ "Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном".

"Как же это, - стать как дети?", недоумевают некоторые, - "поменять автомобиль на игрушечную машинку, а рабочий стол на песочницу?" Нет. У детей мы должны увидеть те качества, которых лишились и, с помощью Божией, насаждать их в своей душе. Малые дети не способны на лукавство, подлость, цинизм, предательство, презрительное отношение к слабым, на лесть перед сильными мира сего, на злорадство и мстительность. Сердце их не заражено страстями - сребролюбием, блудом, самомнением. Не знакомы им и последствия грехов - уныние, духовная пустота, муки совести. Они приветливы, ласковы, с удовольствием подарят любимую игрушку. Их искренняя вера в Бога может порой вызывать улыбку, но скорее наши неверие и забвение Бога должны вызывать горькие слезы.

А на первое место Господь ставит такое свойство детской души как смирение. Кого обычно ставят в пример? Людей выдающихся, известных, добившихся больших успехов. А Господь, указывая на младенца, дает понять, что успех и слава ничего человеку не дадут, если душа в грехах, если мы потеряли чистоту и доброту, лишились Бога.

Вот почему такой неожиданный пример для подражания показывает нам Спаситель. Все любят маленьких детей. Пообщаешься с ними и на душе светло. Также и люди святые. Они не враждуют, уступают, всегда искренни и поддержат. С ними всегда светло.

Один священник вспоминал о том, как архимандрит Павел (Груздев) общался с прихожанами: "Я думал: «Почему после общения с отцом Павлом, за столом или в церкви, убитые горем люди и отчаявшиеся грешники становились веселыми и жизнерадостными и возвращались домой, как на крыльях?» В этот момент батюшка обернулся ко мне и сказал вслух: «А я их исцеляю» — и опять продолжил работу..."

В сегодняшних евангельских словах Спаситель указал апостолам, что суетного они искали, желая быть самыми славными и главными, когда задавали Ему свой вопрос. Указал и нам всем путь к счастью.

Далее мы читаем:
"а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную".

В Евангелии мы часто встречаемся с притчами, с образной речью Христа. Как отличить какие слова следует понимать образно, а какие буквально, мы можем понять, читая жизнеописания святых отцов Церкви, знакомясь с их наставлениями. Они никогда не отрезали себе руки, не выкалывали глаза, хотя немало бывали искушаемы от дьявола. Напротив, по церковным правилам, подлежат наказанию люди, добровольно нанесшие себе определенные увечья.

Почему соблазняет именно правый глаз, ведь человек смотрит обоими глазами? Как правая рука это образ деятельности человека, так правый глаз - образ того, к чему человек стремится. В данном случае речь о стремлении к блудной нечистоте. Ее необходимо вырвать. "вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну". Лучше сейчас, пока мы живы, расстаться с греховной страстью, чем, реализовав нечистые стремления, погубить душу. Слова "вырви и брось от себя" указывают с какой решительностью нам следует удаляться от соблазнов.

По мысли толкователей, речь здесь идет также и о близких нам людях, которые для нас как правая рука, правый глаз. Однако, если знакомство с ними приводит нас к соблазнам, с ними необходимо решительно расстаться.

Святитель Иоанн Златоуст в таких словах поясняет, что речь здесь образная: "Христос говорил не о членах — нет, — Он нигде не осуждает плоть, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, а ум и сердце".

Образ состоит и в том, что любой человек, чтобы спасти свою жизнь, готов будет потерять один глаз или одну руку. Тем более, чтобы спастись от вечной погибели, необходимо решительно отсекать соблазны.



22 июля 2018. Неделя 8-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мы 14, 14-22.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о чудесном насыщении Христом 5000 человек пятью хлебами и двумя рыбами. Господь, заботясь о людях, длительное время слушавших Его проповедь, дал им пищу:

"И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились".

После того как все насытились осталось еще много еды: «И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир» (Ин 6, 13-14).

Это чудо, как и иные чудеса, которые совершал Господь, было не только проявлением любви Спасителя к людям, пришедшим послушать Его проповедь. Оно должно было послужить образом, начальной ступенью к высокому учению о Небесном Царстве, наглядным земным представлением, подобием высокой духовной истины, которой Христос желал научить учеников. Так например, воскресение Лазаря - образ победы Христа над смертью. Дарование большого улова рыб апостолам - образ обращения многих душ, которые будут наставлены учениками Спасителя в истинной вере.

Главный же смысл чудесного насыщения большого количества людей пятью хлебами и двумя рыбами виден из дальнейших слов Господа, сказанных им восторженным иудеям: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Ин 6, 26-27).

Собравшиеся чувствовали сильный голод. Господь его утолил. Но Бог может сотворить для нас несравнимо большее. Он силен напитать и нашу душу.

Тело без пищи ослабеет и умрет. Душа без Божией благодати не сможет жить по совести, по Евангелию. Душа человека, живущего без Бога мучается, болеет и умирает. Что является пищей для души? Молитва, Слово Божие – Священное Писание, богослужение, духовное чтение, в особенности же таинство Причащения, данное нам Господом. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51), сказал Господь об этом таинстве. Оно необходимо нам для жизни души по заповедям, для ее духовного здоровья. Чтобы она была способна к прощению, к чистоте, к жертвенной любви.

Сегодня мы прочитали о том, как Господь дал людям хлеб, чтобы научить их не заботиться о хлебе, чтобы побудить их к заботе о душе. Господь хочет дать людям большее, дать Себя. Однако чаще всего Бог нужен людям как раз для помощи в земных нуждах. Духовная слепота не даёт человеку увидеть в чем его счастье.

"От глаз мало пользы, если ум слеп", читаем мы в дневниках архимандрита Павла (Груздева). Потому Спаситель оставил народ, который был восхищён произошедшим, но не способен был понять смысла совершённого: "Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один" (Ин 6, 15).



21 июля 2018. Суббота седмицы 8-й по Пятидесятнице. Празднование Казанской иконе Божьей Матери. Евангельское чтение: Лк 10, 38-42; 11, 27-28.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Всех вас, братья и сестры, поздравляем с нашим престольным праздником! С Днём Казанской иконы Божьей Матери!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышали повествование о двух сестрах - Марфе и Марии. Когда Господь пришел к ним в дом, Марфа стала хлопотать об угощении, а Мария, сев у ног Иисуса, слушала Его слово. Марфа обратилась к Спасителю, чтобы Он призвал Марию помочь ей, но Спаситель ответил: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё". Когда Спаситель благовествовал, "одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" На это Спаситель ответил: "блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его".

Данный отрывок из Евангелия читается на литургии всякий раз в Праздники, посвящённые Божией Матери. Марфа и Мария приняли Христа в свой дом и служили Ему. Бесконечно более совершенно послужила Вочеловечившемуся Господу Божия Матерь. Она приняла Христа в Своей утробе, посвятила Свою жизнь Богомладенцу.

Сегодняшнее Евангелие также содержит слова Спасителя, указывающие на то, что мы все можем стать близки к Нему. В другой раз Он выразил эту мысль так: "кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь".

Условие близости ко Христу - следование за Господом, исполнение Его воли, что и совершила Богородица. Митрополит Филарет предлагал такой вывод из сегодняшнего чтения Священного Писания: "Это - вечный принцип Евангелия: вечное выше временного и духовное выше материального. Но попробуйте отнести слова эти к теперешнему человечеству - вы сами видите, чем оно живет теперь! О Боге и о вере в Бога, правда, говорится много, но все это «слова, слова и слова...» А живет человечество жизнью совершенно другою... Мы-то, христиане, должны помнить: если Господь сказал, что Мария благую часть избрала, а не Марфа, то мы должны и жизнь так строить, чтобы руководиться, по преимуществу, примером святой Марии. И тогда, действительно, всегда и во всем духовное будет стоять на первом плане, а материальное, земное, временное - на втором. Только тогда христианин сможет построить свою жизнь, как дóлжно, по учению Христа Спасителя, как подобает жить христианину, избегая земных соблазнов".

Человек, живущий правильной духовной жизнью, заботится о близких, о бытовых делах, но на первом месте у него Бог. День он начинает и заканчивает молитвой, читает Священное Писание, в течение дня краткими молитвами обращается к Богу, по воскресным и праздничным дням старается прийти на богослужение, регулярно исповедуется. Немалый труд требуется от нас при устроении быта, гораздо больший труд - в устроение души, исправлении в грехах.

В сегодняшний день, предстоя пред чудотворным образом Царицы Небесной, испросим Ее молитв о устроении нашей духовной жизни. Помолимся, чтобы не оставляла Она нас и в земных наших нуждах.



20 июля 2018. Пятница седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 17, 10-18.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим вопрос апостолов к Спасителю: "как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?" Иудейские книжники так объясняли почему Иисус не является обетованным Мессией. Пророк Малахия писал о Христе: "вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного" (Мал 4, 5). Поскольку Илия пророк, взятый некогда живым на небо, не приходил, то не пришел еще и Мессия, рассуждали они. Ученики спрашивают Самого Господа как преодолеть это недоумение.
Иисус ответил: "правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; та́к и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе". Толкователи Священного Писания объясняют, что пророчество Малахии говорит в первую очередь про времена, которые еще не наступили. Про последние дни мира перед Страшным Судом, перед тем днем, который и называется обыкновенно в Писании "День Господень". В те дни на земле будет проповедовать сам Илия.

А во времена первого пришествия Христа, которое и имело место во времена апостолов, пришел тот, кто был подобен Илии по силе духа, силе проповеди и добродетели. Это был Иоанн Креститель, который готовил людей к проповеди Спасителя. Впрочем, ни он, ни Сам Христос не были узнаны религиозными лидерами иудеев. Причина в том, что свою жизнь они посвятили поиску земного благополучия и человеческой славы. Все это было чуждо Господу и Его пророкам. Сходное чувствует сходное. Поэт узнаёт гениального поэта, математик математика, святой человек святого. Господа они узнать не смогли потому, что были чужды с Ним по духу.



19 июля 2018. Четверг седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 16, 24-28.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим как "Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его".

На земле мы живем как на корабле, который обречен и скоро потонет. Как бы ни старались мы продлить свою жизнь, сделать ее радостнее, вскоре каждый предстанет перед Богом. Кто не заботился о спасении, о чистоте своей души, стремился только к земному благополучию, к исполнению своей воли (старался душу сберечь), погубит душу для вечной жизни.

Взявший свой крест, отказавшийся от своей воли, положившийся во всем на Волю Божию, искавший в жизни не своего, но Славы Божией, часто будет в мире, казалось бы, несчастен. Обидел кто то, как быть? Если ищем славы Божией как следует поступить? Простить, помолиться о человеке. В будущем при случае не мстить, а помочь. Есть возможность обманом приобрести материальное благополучие, порадовать себя и своих близких. Если ищем Славы Божией как поступить? Отказаться от греха. По мысли блаженного Феофилакта "отвергается самого себя тот, кто вчера был распутным, а сегодня сделался воздержным", кто исправляется в пороках, которые так укоренились в сердце, что являются уже как бы нашим естеством.

По мысли святых, крест каждого христианина составляют те скорбные обстоятельства, с которыми он сталкивается на протяжении жизни. Болезни, потери, несчастья. Взять свой крест означает не унывать и осознать, что: "ещё мало мне за мои грехи..."
В трудных обстоятельствах легче найти Бога, а когда все хорошо люди часто и не вспоминают о Нем. Как важна вера в то, что Бог никогда не оставит того, кто Ему доверился. В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем:

"Что ждет меня, не знаю,
Господь мой это скрыл.
Но твердо уповаю —
мне путь Он проложил,
избыток жизни, благ
и сил в любви Своей открыл.
Куда зовет Спаситель —
дитя Его спешит.
«Он знает путь, Он знает», —
доверчиво твердит.
Вокруг меня затменье,
с трудом иду вперед,
но в Боге просветленье,
Он Сам меня ведет.
И часто на плечах несет
в час жизненных невзгод.
Средь бурь и испытанья
пусть плоть моя молчит,
а голос средь молчанья
яснее пусть твердит:
«Ты Мой! Твой путь в руке Моей,
не бойся смутных дней!»
И так иду, не зная
и не стремяся знать,
что будет, лишь желая
путь Господу предать.
Жить без Него — блуждать..."



18 июля 2018. Среда седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 16, 20-24.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о следующих событиях.
После того как апостолы уразумели, что они последовали не просто за великим Учителем, но за Христом Богом, Господь говорит им о том чего раньше они вместить не могли, что "Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть". Не только люди смутились бы от этих слов. Даже ангелы Божии не могли и представить как может быть убит Творец мира.
Господь открывает апостолам тайны Царствия Божия. Уже не в притчах, а прямо. Прочие иудеи представляли царство Мессии как самое славное и могущественное земное царство, подобного которому не было и никогда не будет. Господь же говорит ученикам немыслимое, противоположное - что Он, Христос, идет на смерть. Своим последователям Он пообещал такой же путь - путь страданий. "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною".

Радостью горели сердца учеников, когда они услышали от Господа подтверждение того, что было у них на сердцах - что Он Христос. Когда же услышали о предстоящих Ему страданиях, апостол Петр "отозвав Его, начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!".
Только что исповедовал Его Христом, Сыном Божиим и тут же Ему прекословит. Как же это похоже на нас! Мы исповедуем Христа Господом и тут же Ему прекословим. Не желаем нести свой жизненный крест через который нас спасает Бог. Не хотим терпеть ближних с их немощами. Человеческие слабости учеников проявлялись не раз - и когда они разбежались в Гефсиманском саду, и когда Петр отрекся от Христа...

За кого больше переживал Петр? Конечно же за себя. Сам того не осознавая, он предложил Христу оставить дело спасения людей и царствовать с апостолами здесь, на земле. Все это противно Господу. Он сказал ему: "отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что' Божие, но что' человеческое".
Почему же Господь сказал в ответ на слова Петра "сатана"? Он же сам учил: "кто же скажет брату своему: <<рака>>, подлежит синедриону; а кто скажет: <<безумный>>, подлежит геенне огненной" (Мф 5, 21-22). Потому, что Он обращался в тот момент не к Петру, а к сатане, который еще раз попытался искусить Господа через Петра, играя на человеческой немощи апостола. То есть это был диалог между Христом и сатаной. А к Петру относится вторая часть фразы: "потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое".

Часто и мы бываем милостивы к своим человеческим слабостям (Петр так и начинает свои слова: "будь милостив к Себе, Господи"), а через них нами управляет человекоубийца - дьявол. Сегодняшнее Евангельское чтение показывает, что мы можем стать орудием сатаны, если будем милосердны к своим слабостям - гневу, сребролюбию, нерадивости в духовной жизни и другим. И Господь показывает нам тот ответ, который мы должны давать таким мыслям. Ответ мыслям проявить снисходительность к себе, к своим небольшим греховным слабостям, должен быть таким: "отойди от меня, сатана".



17 июля 2018. Вторник седмицы 8-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 16, 6-12.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

О фарисеях святитель Игнатий Брянчанинов поясняет, что главная их черта – лицемерие. Человек, ведомый честолюбием, желает, чтобы его хвалили. Представляет себя другим праведным и добродетельным, а на самом деле в нем много злого и нечистого. Порой такой и сам не понимает этого. Сам начинает верить в свою праведность. Себя во всем оправдывает, а других осуждает. Даже в храм такой человек придет, и, вместо того, чтобы каяться, благодарить Бога за Его долготерпение, начинает других осуждать.

В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем: "если ты мнишь о себе, что ты лучше всех, ты глубоко ошибаешься, ты хуже всех - накипель".

Саддукеи не верили в воскресение мертвых. Кроме атеистов – тех людей, которые верят в то, что Бога нет и со смертью тела все прекращается, кроме этих людей близки к саддукеям по духу и те, которые, хоть и принимают православное вероучение, но не желают устраивать свою жизнь в соответствии с ним.

И злое и доброе в человеке способно развиваться. Закваска это образ. В жизни она является движущей силой, способствующей развитию. С того момента как человек начинает ходить в храм, а у многих еще с детства, часто складываются неправильные представления о том, что является большим грехом. Если, забывшись, мы выпьем стакан молока накануне причастия, будем очень сомневаться, можно ли приступать к Чаше. А обман, клевета, вражда, недобросовестное выполнение своих обязанностей, нечистые помыслы, нежелание исправлять жизнь, все то, что реально удаляет нас от Бога, не представляется нам препятствием, мешающим достойному причащению. Желая обратить внимание таких людей с внешнего на внутреннее, архимандрит Павел (Груздев) говорил им: "за еду никто не оказывался в аду".

Закваска саддукейская состоит в том, что хоть мы и слышим Евангелие, ходим в храм, а живём, как будто и не предстоит нам давать отчёт перед Богом. Как будто земные приобретения будут с нами вечно.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии, совершил чин Великого освящения первого в Москве храма в честь святой праведной блаженной Матроны Московской. 27 февраля 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

Нательный крест, с которым была похоронена блаженная Матрона


ОСВЯЩЕНИЕ КРЕСТОВ

25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал на подворье Покровского женского монастыря в с. Марково. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанского храма, которые затем были установлены на куполах. Фото: Виктор Корнюшин


ИГУМЕНИЯ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.