ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЧУДОТВОРЕНИЯ

Святая блаженная Матрона пророчествует стражу об огне. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием


ДАР СВЯТЕЙШЕГО

Настоятельница Покровского женского монастыря игумения Феофания с сестрами передала икону с частицей мощей св. прав. блж. Матроны Московской, подаренную Cвятейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храму Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино Тульской области, где родилась Матронушка. 6 октября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЗАКРЫТИЕ М-РЯ

Последний наместник Покровского монастыря архиепископ Вениамин (Милов) после ссылки

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

15 июня 2018. Пятница седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 32-35, 11, 1.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч".

В этих словах Спаситель не призывает нас бороться с кем либо при помощи силы, отстаивая свои интересы. Говорится о борьбе с духовным врагом, который часто пытается так или иначе остановить христианина на его пути к Богу. Все удаляющее нас от Господа следует отсекать.

Святитель Николай Сербский давал такой комментарий: "читай эти слова так: “Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения”. Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия".

Далее Господь говорит: "ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее". То есть, если близкие склоняют нас к греху, желают, чтобы мы, подобно им отрицали Христа или чтобы Бог был у нас не на первом месте, то нам следует, не сомневаясь, следовать за Господом, отсекая их уговоры.

Страстная любовь к домашним, ставящая их на первое место, на место Бога, губительна и для них и для того, кто живет такой страстной привязанностью. Любовь бывает переодетым эгоизмом. Имеющий истинную любовь к ближнему будет желать ему в первую очередь спасения души, не будет потокать ему в его грехах. Ведь именно от того, с Богом ли мы, и зависит, имеем ли мы только призрак счастья или истинное, вечное счастье, которого никто от нас никогда не отнимет. Любовь к Богу, как меч, должна отсекать все греховное в наших отношениях с ближними.



14 июня 2018. Четверг седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 23-31.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "И не бойтесь убивающих тело, души' же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне".

Святитель Феофан Затворник замечал, что христианину очень важно разделить себя на себя и на врага. Мы считаем греховное движение (нечистый помысл, гнев, духовную лень...) чем-то своим и потому стремимся удовлетворить ему. Но на самом деле это не наше. Это внушает нам враг, человекоубийца дьявол. Поняв, что злая греховная мысль от врага, необходимо возбудить к ней в сердце ненависть и начать с ней бороться с помощью Божией.

Мы порой очень боимся тех мест и обстоятельств, при которых наша жизнь может подвергнуться опасности. Господь же говорит, что гораздо страшнее для нас грехи, которые удаляют нас от Бога. Грех это то, чем мы наносим рану своей душе, через что идем только к одному - к вечным мучениям. Исаак Сирин говорил, что грешник подобен псу, который лижет языком пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови.

Далее Спаситель сказал ученикам: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены".

Спаситель, укрепляя апостолов в вере, говорит им, что Промысел Божий заботится о всем творении. Даже самые дешёвые птички составляют предмет Божьего попечения. Тем более Бог не забывает ни об одном христианине.

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя эти слова, говорит о том, что христианину следует верить, доверять Богу и не унывать: "Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед".



13 июня 2018. Среда седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 16-22.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков".
Какой же пастух пошлет овец к волкам? Агнец, жертвенный Агнец - образ, который неоднократно используется в Священном Писании, когда речь идёт о Самом Христе. Христос победил дьявола и смерть. Победил не силой оружия, но Своей смертью. Великий воин может покорить народы, но он не может заставить себя полюбить. Христос отдал Себя в жертву, чтобы мы полюбили Его и были вечно с Ним.

Христианин в этом мире действительно подобен овце среди волков. Он не может делать того, что является нормой: мстить, лгать, строить своё благополучие за счёт ближнего. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Бог "мог сделать христиан страшнее львов. Но лучше этому быть так".

Положение гонимого, претерпевающего бедствия, помогает очиститься от грехов, оно спасительно, полезно для души, искушаемой страстями. Положение сильного надмевает. Такому человеку очень легко согрешить, обидеть другого и даже того не заметить.

Далее святитель говорит от лица Господа: "Я знаю, Мне совершенно известно, что вы ... не будете... никем побеждены". Нынешнее положение временно. Каждому решать кем ему в жизни быть - волком или овцой. Каждого христианина Господь хранит как Пастырь.

Слова о непобедимости христиан сбылись и в истории. Могущественное римское язычество захлебнулось в крови христианских мучеников. Язычество прекратило своё существование.
Эти слова сбываются и в судьбах людей "волков" и "овец". Кто был более счастлив даже во время земной жизни - преподобный Серафим Саровский или некий его современник, облечённый властью и богатством, но далёкий от Бога?

Архимандрит Павел (Груздев) наставлял:
«“Деньги есть, в них счастье, ясно. Денег нет — не жди отрад”. — Полагают так напрасно, мир душевный — лучший клад!»;
«Если кто от тебя заплачет — ух!»;
«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником».
Овцы среди волков - образ христиан в этом мире. Спаситель говорит им: "итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби".

Что значит быть мудрыми как змеи? Одно из толкований, которое дают святые отцы говорит, что тут имеются в виду змеевидные, например ящерицы. Они, в случае опасности, не задумываясь бросают хвост, лишь бы сохранить голову. Так и христиане. В первую очередь им следует бояться греха, удаления от Бога. А если не потеряем Бога, то остальные потери не страшны. Потому мученики охотно шли на казнь, лишь бы не отречься от Христа.

Наставление быть простыми как голуби говорит о необходимости уметь прощать, быть незлобивым, кротким. Святитель Иоанн Златоуст поясняет почему недостаточно быть лишь мудрым: "нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием".
Каждому в жизни предстоит пройти через скорби. Господь говорит далее: "Претерпевший же до конца спасется". Чью-то душу Господь ведет к покаянию, к решимости оставить грехи и жить с Богом через болезни, кого-то через иные скорбные обстоятельства. Святитель Феофан Затворник замечает: "когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед".
В том как мы переносим скорбные обстоятельства тоже проявляется, относимся ли мы к овцам Христова стада или ожесточены как волки, негодует даже и на Бога, только не на собственные грехи... В случающихся скорбных обстоятельствах следует прибегнуть к покаянию в грехах, к церковным таинствам, к молитве и, благодаря Бога, предавать все в Его Святую Волю.



12 июня 2018. Вторник седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 9-15.

В сегодняшнем Евангелии мы слышим о том, как Христос посылает апостолов на проповедь. Он говорит им: "А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому".

Содом и Гоморра были городами, которые в ветхозаветные времена Господь огнем и серой стер с лица земли со всеми жителями за их огромное нечестие, за разврат, противоестественный блуд, ставший в тех городах нормой. Сейчас на их месте Мертвое море. В нем отсутствует какая бы то ни было жизнь. Общество, погрязшее в разврате, становится нежизнеспособным, вымирает духовно и физически.

Однако, находящимся в безотрадном состоянии жителям Содома и Гоморры, которые утонули в своих грехах, пребывают в вечной скорби, будет отраднее тех людей, которые не примут проповедь апостолов.
Жители Содома и Гоморры не слышали Евангельских слов, с которыми согласится все светлое, что есть в человеке, не видели многих чудес и знамений, сопровождавших апостольское благовестие. Какого же осуждения достойны те, кто услышал христианскую проповедь, но ее отверг.

Святитель Феофан Затворник, комментируя слова Спасителя, замечает, что мы, христиане, заслужим большее наказание, если не встанем на путь покаяния и исправления жизни. "Нашей безотрадности и меры не будет", говорит святитель. Сейчас доступна святоотеческая литература, известно о многих подвижниках благочестия, о чудотворениях, совершаемых по Промыслу Божиему. Открыты храмы, в которых мы можем приступать к великим Таинствам исповеди, причащения, в которых душа исцеляется. Однако, добрый голос совести мы заглушаем, слушаем дьявола, внушающего нам не бояться Суда Божия, заботиться лишь о том, как устроить дела в земной жизни.

С чего началась проповедь Спасителя? «Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). С этими же словами и апостолы обращались, благовествуя слушателям. Но если человек заглушил свою совесть, он никогда не примет этот призыв, какими бы чудесами ни сопровождалась проповедь. "В чем мне каяться, грехов у меня нет, пусть лучше вот это идет и кается", - так рассуждают такие люди.

Исаак Сирин говорил: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». К каждому из нас могут быть отнесены грозные обещания Господа из сегодняшнего евангельского отрывка, если мы не примем призыв к покаянию.

Сейчас время Петрова поста, время заботы о душе. Исповедь совершается в храме каждый раз во время богослужения. Желающим внимательно подготовиться к этому спасительному таинству можно порекомендовать почитать книгу "Опыт построения исповеди" архимандрита Иоанна Крестьянкина.



11 июня 2018. Понедельник седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 9, 36 - 10, 8.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, обращенные к апостолам: "ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное".

Царство Небесное дал нам Христос. Царство Небесное это вечная жизнь с Богом. Это Царство бесконечно отличается от любого земного царства. В земных царствах есть цари и есть верноподданные, а в Царстве Небесном все цари, поэтому Бог и зовется "Царь царствующих".

Но разве может там царствовать грешный человек? Могут ли там быть ссоры, похоть, обман? Потому Господь и призывает всех начать восходить в царское достоинство через покаяние, исправление в грехах.

Этого ли мы хотим? Не стремится ли наша душа именно к земному царству, благополучию в этом мире, а святость не является тем, что нам важнее всего. Возможно, нам очень не хотелось бы прожить в Царстве Божием хотя бы день. Ведь всех нужно прощать, любить больше себя, всем служить, там недопустим ни один грех... Значит, наша душа больна не только грехами, но и нежеланием получить исцеление. Значит, мы не граждане Небесного Царства, но враждебного ему земного, греховного..

Не требуется доказательств того, что какой бы успешной ни была наша карьера, каким бы крепким ни было здоровье, каким бы богатством мы ни обладали, через непродолжительное количество времени мы все это оставим, не сможем взять с собой. Если бы кто-то узнал, что через несколько дней в городе произойдет сильнейшее землятресение, он стал бы тратить все силы на то, чтобы купить в нем дом и получше его обустроить? Любой счел бы за счастье продать такой дом и переселиться куда-то еще.

Господь призывает нас в Небесное Царство, не останемся глухи к Его словам. Будем стараться в этом видеть цель нашей жизни, посвящать свое время молитве, духовному чтению, делам милосердия. Будем беречься греха. В эти дни, в дни Петрова поста, постараемся приступить к исповеди и причащению, к самым великим церковным таинствам, в которых Сам Господь исцеляет души кающихся грешников.



10 июня 2018. День всех святых в земле Российской просиявших. Евангельское чтение: Мф 4, 18-23.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангелии мы слышали о том, как Христос у Галилейского моря призвал апостолов: Петра и Андрея, Иакова и Иоанна. Оставив все, они пошли вслед за Ним. "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях".

В свое время зов Спасителя прозвучал и среди наших предков. Апостол Андрей, который некогда первым был призван Господом, проповедовал в Скифии, в землях, находившихся на севере от Римской империи. Однако народы, жившие на территориях, которые сейчас входят в состав нашей страны, еще не готовы были принять Евангельскую истину. Через несколько столетий зов Спасителя через миссионеров не раз раздавался на Руси. Но до крещения Руси в 988 году при святом князе Владимире, почти все жители в наших краях были язычниками.

Сколько явленных и неизвестных святых: праведных, святителей, преподобных, блаженных, со времени обращения нашего народа к свету Христовой веры, услышали зов Господа и, оставив все, последовали за Ним. Подвижники благочестия, святые старцы и старицы, всегда воспринимались на Руси с огромным почтением. Люди стремились подражать их житиям, их мудрости и доброте, любили храм Божий. Страна, главной ценностью которой была святость, пришла к великому могуществу, слава ее распространялась по всем землям.

Лишь мучеников в России было немного. Но в прошлом веке настали тяжкие времена гонений на Церковь. Масштабы разрушений храмов, убийств христиан в послереволюционные годы превзошли преследования христиан, имевшие место в языческой Римской империи. Имеется немало архивных документов, говорящих о потрясающей жесткости гонителей, необъяснимой стойкости в вере новомучеников, о бессмысленных кровавых казнях. Нормальным считался протокол заседания тройки НКВД, в котором рассматривалось дело священнослужителя. Его обвиняли в том, что на проповеди он призывал матерей водить детей в храм на причастие. Приговор – расстрел.

"Бога не расстрелять! Бог был, есть и будет!", говорил будущему архимандриту Павлу (Груздеву) его духовный отец, идя на расстрел. В те тяжкие годы мы, члены Русской Православной Церкви, обрели многих новых ходатаев о нас в Царстве Небесном.

Зов Спасителя ныне обращен к каждому из нас. Каждого из нас Христос призывает в сонм святых Русской Церкви. Каждого на свой путь. Кого-то стать преподобным, кого-то святителем, праведником, проповедником или человеком, посвятившим себя делам милосердия. Всякому даёт посильный жизненный крест. Готовы ли мы, подобно апостолам, подобно всем русским святым, оставить все суетное. Все то, в чем никогда не найдем счастья, чтобы оно не занимало первого места в нашей жизни. Готовы ли не только прочитать русским святым молитву, спеть им величание, но и, вместе с ними, последовать за Господом?



9 июня 2018. Суббота седмицы 2-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 7, 1-7.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя: "Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего".

Удивительны законы христианской жизни. Можем ли мы представить как некий вор сидит в камере и ждет суда. За несколько дней до этого к нему приходят и говорят: "бери листок бумаги и пиши Уголовный кодекс - законы, по которым мы вскоре будем тебя судить". А в христианстве это так. Суд Божий очень скоро состоится над каждым из нас, все мы перед Господом большие преступники.

Однако, если мы не осуждаем ближних, стараемся всех прощать, то и нас Господь не осудит. Не осуждать не означает, что мы должны называть белое черным, а черное белым. Если сказажем: "этот человек поступил плохо", осуждения в этом не будет. Но говорящий: "это плохой человек", берет на себя Суд Божий над людьми. У христианина в сердце не должно быть обид, желания мести.

Как правило, оправдываем мы лишь себя, ближних осуждаем, а должно быть наоборот. "Этот человек поступил плохо, но каковы обстоятельства его жизни, чем я могу ему помочь исправиться", - такие мысли, оправдывающие ближнего, молитва о обижающих нас, спасительны.

Если мы стараемся понимать людей, окружающих нас, терпеть их недостатки, сожалеть об их грехах, то наше сердце учится любви. Следствия осуждения - немилосердие, надменность, месть. Напротив, следствие внимательной духовной жизни, борьбы со своими грехами - прощение и понимание слабостей ближних, мир, терпение.

Преподобные старцы оптинские советовали: «Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних – нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя». «Когда будешь кого осуждать, то скажи себе: “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”».

В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы находим такие наставления:

"Не суди согрешившего брата,
ведь и ты не безгрешно живешь,
ты и сам осужденья достоин и
путем заблуждений идешь.

Но ошибки свои забывая,
первый камень готов ты поднять,
чтобы бросить в невинного брата
и за грех, как судья, наказать.

Как другие, и ты негодуешь
в ту минуту, когда он упал,
почему ж ты смотрел равнодушно,
когда ложный он путь избирал?

Отчего же от гибели верной
ты безумца не мог удержать,
и в минуту паденья, как брату,
руку помощи братской подать?

Ты не прав!
Дух гордыни лукавый
руку поднял на брата твою —
не спеши же судить падших
братьев:
загляни прежде в душу свою".

"Не осуждай — затем, что все мы люди.
Все слабы, немощны, опутаны грехом.
Волнуют страсти наши груди.
В грехе родимся и живем.

Не осуждай, чтоб ближним быть судьею,
спроси у совести, ты сам-то лучше их?
О, брат, кто точно чист душою,
тот благ к погрешностям других.

Не осуждай, ведь слову нет возврата,
ты помнишь ли слова Христа:
«Легко сучок увидеть в глазе брата,
а проглядеть в своем бревно!»

Не осуждай, затем чтоб обличенным
не пал бы на тебя тот камень с высоты,
тяжелый камень осужденья,
которым в брата бросил ты.

Не осуждай, не люди злы душою,
а жизнь людей бывает часто зла.
Сперва узнай, какою их стезею
она к погибели вела.

Не осуждай, дерзнешь ли поручиться,
что ты пристрастием не будешь увлечен.
Не осуждай, ты можешь ошибиться!
Не осуждай — не будешь осужден".



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ИГУМЕНИЯ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.


ЛИТИЯ

Могила блаженной Матроны на Даниловском кладбище. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служит литию на могиле блаженной старицы Матроны. 4 марта 1998 года


СЛУЖБА

Икона святой праведной блаженной Матроны Московской


Колокольня

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за освящением закладного камня новой монастырской колокольни на месте разрушенной. 2 мая 1999 г.