ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ВСТРЕЧА МОЩЕЙ

Настоятельница игумения Феофания с сестрами встречают мощи блаженной старицы Матроны в Покровском женском монастыре. 1 мая 1998 г.


ЗАКРЫТИЕ М-РЯ

Последний наместник Покровского монастыря архиепископ Вениамин (Милов) после ссылки


ХРАМЫ

Храм Покрова Пресвятой Богородицы и храм Воскресения Словущего. 27 мая 2008 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

13 августа 2018. Понедельник седмицы 12-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мк 1, 16-22.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Христос призвал первых апостолов: "Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним".

Толкователи замечают, что ранее апостолы Андрей и Иоанн уже видели Спасителя. Когда они были с Иоанном Предтечей, то, увидев Иисуса, Креститель сказал: "вот Агнец Божий".

Тем не менее, их решимость оставить все и следовать за Господом, достойна удивления. Замедли они, и уже не смогли бы стать апостолами. Променяли бы Божие призвание, апостольское служение, на бытовые дела, на рыболовство. Следовать за Учителем, который не имел где главы приклонить, было делом их веры.

Каждого из нас призывает Господь. Кому то дает силы, таланты. Ими можно служить себе, а можно Богу и ближним. Кому-то посылает скорбные обстоятельства как самый прямой путь к спасению души и очищению ее от грехов. Можно или предаться отчаянию, унывать, или предать все на волю Божию и последовать за Ним. Так или иначе отзываясь на Евангелие своей жизнью, мы уподобляемся или апостолам или богатому юноше, который не нашел в себе сил все оставить и пойти за Спасителем.

Почему слово Христа обладает такой силой, что за Ним устремились многие? Не только апостолы, множество людей на протяжение веков до последних времен становятся Его учениками. В Евангелии мы читаем, что слушавшие проповедь Спасителя: "дивились Его учению, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники". Духовно светлый человек, тем более Сам Господь, мог сказать совсем немного. Например: "покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие", но сказанное из его уст воспламеняло сердца слушателей. Потому и апостолы сразу последовали за Господом.

Сила слова святого человека не в красноречии. Об архимандрите Павле (Груздеве) вспоминают, что однажды к нему привезли безнадёжного алкоголика. У того развалилось несколько семей, было подорвано здоровье, но отстать от греховной привычки он не мог.. Отец Павел, увидев его, отошёл, видимо для того, чтобы помолиться о страждущему Богу, а вернувшись, показал тому кулак и сказал лишь: "Пашка, видал! Не бросай!" (воздерживаться от алкоголизма). С того момента Павел навсегда бросил пить. В жизни он слышал много лекций о вреде алкоголя, страдал от своего греха, но исцелили его незамысловатые слова подвижника.



Толкователи замечают, что, в отличие от книжников, учение которых строилось на толковании Ветхозаветных Книг, на цитатах Писания, учение Христово иное. Оно не противоречит Ветхому Завету, но раскрывает его смысл. Иногда Он отменяет ветхозаветные постановления и дает более совершенные: "вы слышали, что сказано древним... если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует".



Потому с самого начала Его проповеди иудеи дивились - кто перед ними, чье учение они слышат, кто дал Ему власть так учить и творить такие чудеса? Некоторые говорили "это просто сын плотника", другие говорили "в Нем бес", но были и те, которые все оставляли и становились Его учениками. И сейчас некоторые говорят "Евангелие - обычная книга древней мудрости каких много", иные злословят Евангелие, но есть и те, кто, услышав в этой Книге слова Спасителя, оставляют свои прежние устремления и становятся Его учениками.



12 августа 2018. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 18, 23-35.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим притчу Спасителя, в которой говорится о некоем царе, у которого был должник. Тот должен был ему десять тысяч талантов (денежная единица), но не отдавал их. По закону жена и дети должника должны были быть проданы в рабство, а сам должник должен был быть посажен в темницу, пока не выплатит все. Но, будучи приведен к государю, он пал перед ним на колени и умолял подождать еще, обещал все вернуть. Государь сжалился и простил ему этот огромный долг.

Что же сделал прощенный человек? Незамедлительно отправился к своему другу-должнику. Тот должен был ему сто динариев. Эта сумма была примерно в миллион раз меньше того долга, который ему самому только что простил царь.

В те времена, как считают исследователи, средний доход иудея в месяц составлял десять динариев, а минимальную сумму, на которую можно было прожить в течение месяца, составлял один динарий.

В свою очередь, должнику должника нечем было отдать долг. Он упал ему в ноги, но тот душил его, а потом посадил в темницу, пока не отдаст все сто динариев. Товарищи человека, посаженного в темницу, знали о том, как государь простил самому немилосердному заимодавцу его огромный долг, и донесли о его злом поступке царю.

"Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка'к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его", сказал Христос.

По мысли толкователей, царь в этой притче символизирует Бога, а Его должники все мы. Каков наш долг перед Ним? Работавший целый месяц иудей зарабатывал около 10 динариев. Сколько нужно трудиться, чтобы заработать один талант? Средний иудей смог бы заработать его только если бы трудился без выходных и отдыха около ста лет. Что же символизирует долг в десять тысяч талантов? Жизнь, данную нам Богом, Кровь Христову, которую Он пролил на Кресте, чтобы даровать нам прощение грехов и Небесное Царство, долготерпение и любовь Божию. Десять тысяч талантов это образ бесконечного, неуплатного долга. То, что бесценно.

Бывает, кто-то нас обижает, кого-то нам надо потерпеть. А мы говорим "ну это уж слишком, его простить не могу". Сто динариев по отношению к десяти тысячам талантов это образ "мелочей жизни", которые приводят нас к гневу, к оскорблениям, к выяснению отношений, к мелкой мстительности.

Все мы, как пишет апостол Иоанн, грешны перед Богом: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1Ин 1,8). "Оставь нам долги наши как и мы оставляем должникам нашим", такой молитве научил христиан Спаситель. Существует немало древних евангельских рукописей, в которых слова "мы оставляем" написаны в прошедшем времени. То есть, условие того, что я обращаюсь к Богу с просьбой о прощении - что я уже простил всех своих должников.

Будем помнить о том, насколько мало мы можем простить ближним по сравнению с тем долгом, который Господь готов оставить нам. Но и за это малое Господь готов принять нас и даровать Небесное Царство.



11 августа 2018. Суббота седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 19, 3-12.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя о браке: "оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает... кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует".

Во время обручения на руки жениху и невесте надеваются кольца. Как кольцо не имеет конца, так не должны иметь конца терпение, самоотречение, любовь супругов. Но каждый человек эгоистичен. Отказываться от своих интересов, жить чужими - просто ли это? Один пожилой священник сказал, что прежде чем в семье появятся настоящая любовь, а не влюбленность, которую многие за нее принимают, то есть начальное, яркое, но непрочное чувство. - Перед тем, как в семье появится настоящая любовь, сказал он, нужно сначала лет двадцать потрудиться, потерпеть друг друга.

В самый торжественный момент венчания на головы новобрачным одевают венцы и поют песнопения, посвященные святым мученикам. Через некоторое время венцы снимают. Такого нет ни в каком другом таинстве. В крещении нам надели крест и мы его носим всю жизнь. А здесь, после того как венцы сняты, нам теперь предстоит самим, трудясь всю жизнь, заслужить эти венцы, чтобы потом их нам дал Сам Бог.
Это те же венцы, которыми Господь венчает мучеников. Ведь от супругов требуется по сути то же, что и в подвиге мученичества. Сменить свой эгоизм на любовь к Богу и ближнему и идти в этом до конца. Только физическая смерть одного из супругов, или духовная смерть - прелюбодеяние и еще несколько серьезнейших обстоятельств, являются основанием для расторжения брака. Слово мученики переводится как свидетели. Свидетели Царства Христа, Его Любви, отлучить нас от которой никто не может. И брак - свидетельство. Свидетельство того, что в этом мире жива, не умерла и не исчезла любовь. Без помощи Божией невозможно преобразить наши отношения друг с другом, сменить эгоизм на истинную любовь, о которой апостол Павел сказал так: "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает". (1 Кор 13, 4-8). Таковы ли наши чувства? Не раздражаемся ли мы? Не ищем своего?

Для того, чтобы отношения в семье пошли вверх, очень важно научиться перестать все время видеть вину в другом человеке, засетить ее и в себе. Понять, что не только я постоянно терплю другого, но как же непросто терпеть меня.

За мир в семье ответственен тот, кто более духовен. Он должен выполнять свои обязанности и терпеть немощи своей второй половины. Преподобный Паисий Святогорец советовал во время ссор, раздражения, поступать так: "если человек кипит гневом, что бы ты ему ни говорил, никакого толку не будет. В такой момент лучше замолчать и творить Иисусову молитву. От молитвы он утихнет, успокоится, и потом можно прийти с ним к взаимопониманию. Посмотри, ведь и рыбаки не выходят рыбачить, если на море волнение. Они терпеливо ждут, пока погода не наладится".

Далее в Евангелии мы читаем, как Господь говорит о другом пути к Царству Небесному. О пути, который доступен немногим, могущим вместить. Это путь уединенной монашеской жизни. Некоторые считают его неестественным, но такие люди думают только о естественном для плоти и забывают о том, что естественно для души человека. Ей естественны чистота и богообщение. Монашество и является самым прямым к тому путем, но идти им способны немногие, только те, кто исполнен Духом Божиим и Им призван к равноангельской жизни.



10 августа 2018. Пятница седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 24, 27-33, 42-51.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, обращенные к каждому из нас. Любящий Бог предупреждает: "Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто' же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,- то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов".

Грешим мы постоянно, привыкли так жить, а часто ли каемся? Можем ли мы быть уверены, что на исправление в грехах, на то, чтобы попросить прощение у ближних и примириться с ними, на добрые дела у нас будет завтрашний день?

Преподобный афонский старец Паисий Святогорец говорил: "те, кто находится в аду, хотели бы от Христа только одного: чтобы Он дал им пять минут земной жизни, чтобы покаяться". Как же велика Божия любовь к нам. Бог не только дает нам много больше времени, но и всеми обстоятельствами, случающимися с нами, подталкивает нас к обращению от злых привычек.

Как много времени мы проводим пусто или в греховных делах. Бог проявляет к нам долготерпение. Но если мы будем этим злоупотреблять, то несомненно, смерть рано или поздно застанет нас внезапно. Преподобный Паисий говорил, что тотчас по кончине такой человек "приходит в себя и задает себе вопрос: «Что же я натворил?». Но ... в том, что он задаёт себе такой вопрос, ему уже нет пользы. К примеру, пьяный, убив свою мать, смеётся, распевает песенки, потому что не понимает, что наделал. А когда хмель выветривается из головы, он начинает плакать, рыдать, спрашивать себя: «Что же я натворил?» То же самое происходит и с теми, кто живёт греховно. Эти люди подобны пьяным. Они не понимают, что делают, не чувствуют своей вины. Однако когда они умирают, из их головы выветривается [земной] хмель и они приходят в себя".

Будем с регулярностью испытывать свою совесть с помощью литературы, помогающей подготовиться к исповеди. Станем приступать и к причастию, эти таинства животворят душу. В исповеданных грехах, с Божией помощью, положим начало исправлению.



9 августа 2018. Четверг седмицы 11-й по Пятидесятнице. Память великомученика Пантелеимона. Евангельское чтение: Ин 15,17 - 16,2.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем слова Спасителя: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир".

Из Священного Писания мы знаем, что "мир во зле лежит" (1Ин 5, 19). Зло не имеет ничего общего с Богом. Не познавшие Бога люди живут во зле, потому ненавидят последователей Христа. С первых веков христиане были гонимы. Каждый, кого гонят за Христа и за правду, становится соучастником в Его страданиях. Отрекающийся в трудные моменты от Христа становится соучастником не принявших Господа, пригвоздивших Спасителя ко Кресту.

Апостол Павел говорил, что "Все, желающие жить благочестиво… будут гонимы" (2Тим. 3:12).

Гонения бывают явными. Сегодня мы совершаем память великомученика Пантелеимона. Этот святой, совершивший множество добрых дел, был подвергнут жесточайшим пыткам и мучительной казни за веру во Христа.

Бывают гонения в виде скорбей, доставляемых христианам от других людей: "Теперь нет Диоклетианов и Максимианов, но враг находит удобство досаждать держащимся благочестия через слабых и нерадивых", писал преподобный Амвросий Оптинский.

Бывают иные скорбные обстоятельства - болезни, жизненные трудности, немощи ближних, которые следует терпеть. Всякий "претерпевший до конца спасен будет" (Мф 24, 13).

В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем:

"Блаженны будете, когда людская злоба

за имя Божие вам сердце уязвит,

отнимет честь, друзей и будет гнать до гроба...

Утешьтесь: небо всё с избытком возвратит".



8 августа 2018. Среда седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 29-39.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим завершение обличительной, скорбной речи Спасителя о книжниках и фарисеях. "Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст", сказал некогда Иисус иудеям.
Они слушали Господа и не слышали. В ответ на светлое учение, на чудеса, ожесточались. Убивали пророков, впоследствии убили и Самого Христа.

Господь, пророки и апостолы взывают и сейчас ко всем людям. У нас есть Библия, святоотеческие наставления. Некоторые не желают их слышать, некоторые не находят на то времени, некоторые слышат, но не исполняют. Лишь немногие живут внимательной духовной жизнью. Лишь немногие не отвергают Господа. Всю жизнь разными обстоятельствами Бог старается достучаться до нас, но когда человек становится безнадёжен, когда окончательно утверждается а том, что жизнь святая не для него, приходит конец.
Святитель Феофан Затворник предупреждает: "Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что нельзя безнаказанно продолжать поблажку до конца. Не пора ли бросить, и не по временам только себе отказывать, а сделать уже решительный поворот? Ведь никто не может сказать, когда преступит границу. Может быть, вот-вот и конец Божию долготерпению".

В дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем:
"О, путешественник земной,
очнись от сна:
твоя сума грехов,
одних грехов полна.
Ты погружен,
как в сон глубокий,
в нераденье!
Престань напрасно жизнь —
бесценный дар
мотать!
Не то придет к тебе
внезапно
смерть, как тать!
А в вечности вратах
ужасно пробужденье..."



7 августа 2018. Вторник седмицы 11-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 23, 23-28.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим продолжение обличительной речи Спасителя к фарисеям.

Внешние дела закона (приносить жертвы в храм, поститься итд), можно уподобить телу человека, а дух закона, который состоит в том, чтобы любить Бога и ближних, можно уподобить человеческой душе. Фарисеи заботились только о первом. Получается, их вера подобна живому трупу. Так же и мы, если считаем себя верующими, а в грехах не исповедуемся, не стараемся исправиться и жить по заповедям, то наша вера мертва.

Преподобный Иустин Попович так определял фарисейство: "Фарисейство заключается в том, чтобы провозглашать главное второстепенным, а второстепенное главным. В этом и есть сущность лицемерия, формализма, поверхностности. Лицемерие и мерит только лицо, только внешность, только вид, только корку; не желает заглянуть в корень, в суть, в ядро, в сердце, откуда исходят все жизненные и животворные силы".

Фарисеи отдавали на нужды храма десятую часть от урожая, десятину со всех полученных доходов. Но после этого самолюбие тешило их душу, уверяя что заповедь Божия исполнена. Однако о главном они забывали: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру". Внешние дела ублажают самолюбие, а суд (справедливость), милость и вера требуют отречения от своего самолюбия.
Что же, значит и не надо делать внешние дела благочестия, не обязательно ходить в храм, важно лишь иметь чистое сердце? Для того и делаем внешнее, чтобы появилось внутреннее, просто важно не забывать об этой цели. Как же Бог появится в душе, как она сможет очиститься от грехов без помощи Свыше? Самые действенные средства к уврачеванию духовных недугов - таинства, данные нам Христом: крещение, исповедь, причащение.

"Сие надлежало делать, и того не оставлять", читаем мы далее речь Господа. У фарисеев же была забота только о внешнем. А у нас нет ни внешнего ни внутреннего. Тем более можно отнести к нам слова "горе вам!"

Душа, не преображенная Господом, может казаться окружающим порядочной, доброй. "Вот вы церковь ходите, а делаете много плохого, а некоторые не ходят, но гораздо лучше вас", рассуждает иные. Господь же уподобляет тех, кто исправен лишь внешне, кто кажется порядочным и культурным, раскрашенным гробам: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония". События начала прошлого века явились наглядной иллюстрацией этих слов. Представители культурной и порядочной нации оказались способны на массовые убийства женщин и детей в концлагерях. Встречаются люди, которые отказываются от мяса, чтобы не убивались животные, а сами совершают аборты.
Евангелист Лука приводит и такие слова Господа "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того".
Бывает, на территории старых кладбищ уже ничего не остается. Там строят дома, дороги, по которым ходят люди. Так и душа человека. Ни окружающие его, ни даже он сам может не знать о своих грехах, может заглушить совесть и превозноситься над другими, осуждать других, может получать награды за добрые дела, но перед Богом быть большим грешником.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ХРАМ МАТРОНЫ

Храм в честь святой праведной блаженной Матроны Московской. 1 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ВРУЧЕНИЕ ПОСОХА

2 мая 2002 года в день канонизации святой праведной блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, после окончания Божественной Литургии, вручил игуменский посох настоятельнице Покровского ставропигиального женского монастыря игумении Феофании. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ КРЕСТОВ

25 июня 2000 года, после Литургии, совершенной в Троицком соборе города Раменское, Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, впервые побывал на подворье Покровского женского монастыря в с. Марково. В этот свой приезд Его Святейшество совершил освящение пяти крестов Казанского храма, которые затем были установлены на куполах. Фото: Виктор Корнюшин


ПЕРВЫЙ ВИЗИТ

Первый приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Покровский монастырь и молебен Покрову Божией Матери перед Всенощным бдением. 13 октября 1996 г.