ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Храм Воскресения Словущего. Иконостас главного алтаря освященного в честь Воскресения Христова. 1850-е гг. Покровский монастырь


ИГУМЕНИЯ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возвел монахиню Феофанию в сан игумении Покровского монастыря. 4 апреля 1998 г.


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ЖИТИЕ МАТРОНЫ

Моление св. блж. Матроны перед образом Пресвятой Богородицы о спасении России. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

19 апреля 2018. Четверг седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 24-30.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя о воскресении мертвых: "Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут". Христос Воскрес и это произойдет с каждым из нас. Никто не сможет избежать воскресения. У нас не только бессмертная душа. Наше тело также будет воскрешено Господом во время Его Второго Пришествия. Началом, прообразом этого воскресения, были воскрешения мертвых, совершавшиеся Христом во время Его земного служения, совершавшиеся далее и апостолами. Это служило уверением в истинности христианского учения.

"Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе" - ни одно живое существо не может жить без животворящего действия Божия. Христос же Истинный Бог, Бог Сын, Вторая Ипостась Единого Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Потому Христос Сам дает всем жизнь.

"И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему" - Не дивитесь этому, обращается Господь к иудеям, что видите сейчас Меня перед собой как обычного Человека и слышите, что Суд буду производить Я.
Христос не просто Человек, но Вочеловечившийся Бог.

Каким же будет суд?

"Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.

... ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" - уверовавшие во Христа наследуют вечную жизнь. Они будут спасены Господом. Суд для них трудно даже будет назвать судом, скорее введением в вечную жизнь. Но чтобы не подумали, что достаточно лишь верить, а дела не важны, Господь и говорит далее о делах, за которые уверовавшие будут прославлены, а неверующие осуждены. В делах и проявляется наша вера.

"Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" - Христос говорит это иудеям, которым трудно вместить, что в Его Лице они говорят с Богом, что ничему новому Он не учит. Бог Отец является Первой Ипостасью Святой Троицы, Сын Второй Ипостасью, а Святой Дух Третьей. У всех Трех Ипостасей одна воля и одно действие, это один Бог. Потому не существует учения Бога Сына. Христос возвещает Слово Божие.

Со всяким человеком в вечную жизнь, говорил архимандрит Павел (Груздев), в жизнь вечную, "туда пойдут в свидетели и зло, и добродетели". Потому старец советовал: "О, человече Божий, понуди себя на всякое благое дело, ибо не веси, когда скончаешься, доселе и труд твой, смерть бо вся пресечет".



18 апреля 2018. Среда седмицы второй по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 5, 17-24.

Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим прикровенное учение Иисуса Христа о Его единосущии с Богом Отцом. Православное учение о Святой Троице здесь находит свое подтверждение. Оно состоит в том, что Бог один, но троичен в Ипостасях (в Лицах) - Отец, Сын и Святой Дух.

В русском языке наиболее близким по значению словом к греческому слову "ипостась", когда оно используется в богословии Святой Троицы, является слово "личность" (по-славянски "лицо"). Есть человеческая природа, а есть конкретные представители этой природы - отдельные личности, отдельные люди, а можно сказать и отдельные ипостаси. Крайним невежеством было бы сказать: "в этой ипостаси он ученый, в этой семьянин", ведь ипостась это и есть конкретный человек - Петр Иванович, Илья Геннадьевич. В отличие от конкретных людей - ипостасей, представителей человеческой природы, у каждого из которых своя воля и свое действие, у всех трех Ипостасей Святой Троицы одна воля и одно действие. И все три ипостаси - Отец, Сын и Святой Дух - это один Бог.

Но ведь три не равно одному. До конца рациональными рассуждениями тайну Святой Троицы мы понять не сможем. Известно о случае, произошедшем с блаженным Августином. Он размышлял о троичном догмате. Пытаясь постичь эту тайну на берегу моря, он увидел рядом с собой мальчика. Тот выкопал в песке ямку и длительное время носил в небольшой емкости в эту ямку воду из моря. Августин, смеясь над ним, спросил мальчика, разве тот не понимает, что море перелить в эту ямку ему не удастся? В ответ мальчик сказал, что еще более безумно поступает сам Августин, когда пытается вместить своим ограниченным умом догмат о Святой Троице.

Святые отцы использовали различные образы, показывая нам, что догмат о Троице не заставляет нас верить в абсурд. В мире все троично.
Время бывает 1) прошедшее, 2) настоящее, 3) будущее.
Какие бы сложные переливы красок не встречались в картине, любой цвет можно получить из трех, смешивая их в нужной пропорции - из: 1) красного, 2) желтого, 3) синего. А из двух не получится вывести всю палитру красок.

Очень хорошей аналогией троичности в тварном мире является вектор. В свое время за такую аналогию известный советский академик Раушенбах был удостоен многих положительных отзывов ведущих православных богословов. Он вспоминал об этом так: "я в богословии ничего не понимаю, но однажды меня заинтересовал вопрос логики: может ли она допустить существование Троицы? Вроде бы это абсурд: один объект - и вдруг три объекта. К своей радости, я обнаружил, что подобное есть в математике. Вектор! Он имеет три компоненты, но он один. И то, что всех удивляет в понятии Троицы, абсолютно логично. Вернее, если кого-то удивляет троичный догмат, то только потому, что он не знает математики. Три и один - это одно и то же!"
Это не объяснение догмата о Троице, но подобные размышления помогают нам понять, что христиане не призываются верить во что-то заведомо абсурдное.

Итак, Бог один, но в Трех Ипостасях - Отец, Сын и Святой Дух. Вторая Ипостась Святой Троицы - Бог Сын, равный Отцу и Святому Духу, являющийся с Ними одним Богом, около двух тысяч лет назад, в Боговоплощении, в Рождестве, воспринял в Свою Ипостась человеческую природу. Оставаясь Богом, Он стал и Человеком. У нас одна природа - человеческая, и одна ипостась - конкретный человек, конкретная личность. А Он в Свою Ипостась воспринял человеческую природу. Стал Богочеловеком. Но не пятьдесят на пятьдесят, а остался на сто процентов Богом и стал на сто процентов Человеком. Воспринял человеческую природу во всем кроме греха для нашего спасения.

С учетом этого понятными становятся слова Спасителя, прочитанные в сегодняшнем Евангелии: "истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет" - у Отца и Сына одна воля и одно действие.
Раз в Ипостаси Христа соединились Божественная и человеческая природы, то и для нас теперь эта встреча стала возможна. Христос указывает, что для этого необходимо: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь".



17 апреля 2018. Вторник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 3, 16-21.

Христос Воскресе!

В сегодняшнем Евангелии мы слышим слова: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Среди огромного множества религиозных течений известных миру, есть только одно, сутью и главным смыслом которого является любовь Бога к людям. В христианстве, а во всей полноте именно в православии, Бог - это наш Любящий Отец. Его любовь к людям постоянно проявляется на деле.

Проявилась она и когда были сотворены первые люди, ведь цель их сотворения, как говорили святые, лишь одна - чтобы они были счастливы. И когда человек был приведен в мир как царь. И когда человеку был дан образ Божий, дана свобода. Господь свободен и не калечит в нас Свой же образ. Бог царствует, и человеку, Своему образу, дал царствовать над своей душой. Потому Он не ведет нас насильно к добру.

Больше всего Его любовь к людям проявилась после того, как люди, прельстившись в раю словами дьявола, отпали от Него. Люди оставили Бога, а Бог их не оставил. Не предал предавших Его людей на заслуженные вечные мучения, но путем скорбным повел человечество к пониманию того, что путь, которым оно пошло, неверен. Для того, чтобы сами люди пожелали другой жизни, чтобы каждый человек добровольно и окончательно решил, нужен ли ему Бог.

Люди оставили Бога, живя в грехах стали Его врагами. Падшая человеческая природа стала постоянно совершать злые поступки. Даже добро в нас оказалось смешано со злом. Как Бог мог спасти людей, не нарушая их свободной воли? Недостаточно было просто простить их. Ведь от этого люди не стали бы лучше. А если просто простить и ввести всех людей в рай, то это уже будет не рай - там будут продолжаться предательства, убийства, жестокость, не прекратятся проявления эгоизма, самолюбия, греховной нечистоты.

Ещё до сотворения мира Господь предвидел все это. Знал какова будет цена вечной жизни людей в Небесном Царстве, цена того счастья, для которого человек и был сотворен.
По мысли многих толкователей, на иконе "Троица" преподобного Андрея Рублева, изображен Бог Троица. Изображен так, как некогда Он явился Аврааму - в виде трех странников. Взят этот образ и изображено событие, имевшее место задолго до того - Божественный Совет перед сотворением мира и человека. На Руси во времена преподобного Андрея Рублева этот Совет описывался так: "Отец говорит Сыну: «Создадим мир!», и Сын отвечает: «Да, Отче!». «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и умереть». «Да будет так!» — говорит Сын…", и благословляет чашу, очень похожую на потир, каким он был во времена преподобного Андрея Рублева - чашу для совершения литургии. В чаше изображена голова жертвенного животного. Средний Ангел ее благословляет. И Сам Он изображен как бы в чаше - два других Ангела Своими фигурами образуют чашу, в которой Он находится. Потому на этой иконе, в образе Троицы, написанном преподобным Андреем, мы видим не только троичность, но и единство.
В чем единство? Каждый из трех Ангелов таинственно изображает одну из Ипостасей Единого Бога - Отца, Сына и Святого Духа. Но мы видим и нечто, что лежит в основе того, что Три Ипостаси это не три Бога, а Один Бог. Их объединяет главное свойство Божие: "Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем". ( 1Иоан.4:16). Любовь всегда объединяет. У любящих друг друга мысли и желания близки, у ненавидящих противоположны. А Бог - Совершенная Любовь.
У всех Трех Ипостасей Святой Троицы, в отличие от трех людей, одна воля и одно действие. Как Три могут быть Одним Богом невозможно понять тому, кто сам не живет любовью. Кто привык относиться к другому как к кому-то, кто его ущемляет и ограничивает. Напротив, это понятнее тому, кто живет любовью, самоотверженной заботой о ком-либо.

Итак, для спасения мира Бог Сын, Вторая Ипостась Святой Троицы (Одного Бога в Трех Ипостасях), становится Человеком, чтобы принести Себя в Жертву за людей.

Любовь - это отношение Бога к каждому из нас. Люди Его оставили, а Он их не оставил. В Рождестве в Свою Ипостась Бог Сын воспринял человеческую природу. Оставаясь Истинным Богом, стал и Истинным Человеком. Для того, чтобы по этой человеческой природе пострадать и умереть за нас, чтобы нас избавить от вечных страданий и вечной смерти.
Чтобы стать Вторым Адамом, который, в отличие от первого Адама, прошедшего путь от Бога в бездну, пройдет по человечеству Своему противоположный путь, путь послушания и жертвенной любви, примет крестную, рабскую смерть. А спустя три дня воскреснет и вознесется, чем обновит и освятит человеческую природу, но лишь в Самом Себе. Ведь человек - образ Божий, он свободен. Потому насильно Бог не станет никого обновлять и освящать.
Людям Спаситель дал церковные таинства - крещение, исповедь, причастие, в которых все искренно желающие жить с Богом, жить по Его заповедям, приобщаются к той обновленной, освященной, исцеленной человеческой природе, которую Он освятил в Себе Самом.
Теперь мы не бессильны против греха, если приступаем ко Христу. Пусть и с большим трудом, но можем, укрепляемые Богом, жить свято. Господь сделал все возможное для нашего спасения, оставил каждому выбор, и через голос совести, словами Священного Писания, призывает каждого в Свое Царство.

Итак, главное, в чем проявилась Божия любовь к нам - что Бог Отец, первая Ипостась Бога Троицы, отдал Своего Сына, являющегося Второй Ипостасью Святой Троицы на смерть по человеческой природе, воспринятой Им в Рождестве для спасения людей. Или вкратце, что Бог вочеловечился и умер нашего ради спасения на Кресте.

Иногда люди ошибочно говорят: "все равно как верить, Бог то один. Одни идут к Нему одной дорогой, другие другой. Все религии ведут к одному Богу". В том-то и дело, что например, Москва одна, но это не значит, что по какой дороге не пойдешь, прийдешь именно в этот город. Только в христианстве, а во всей полноте только в православии, мы можем сказать, что Бог это Любящий Отец. Потому Он и стал Человеком, чтобы умереть за отпавшего от Него человека и избавить его от вечной смерти. Некоторые другие религии согласны с христианством в том, что Бог Всемогущий. Что Он Творец, Справедливый, Судья. Но в них ничего не говорится о главном, о том, что Бог любит людей, о том, как проявилась Его любовь, о том, что сделал Бог, чтобы спасти от страданий тех кого Он любит, кто Его предал.
Итак, одни идут к Любящему Отцу, другие к Справедливому Судье. Одинаковы ли отношения между отцом и сыном и судьей и подсудимым? Отец всегда готов отдать за сына жизнь, а судья? Вынесет приговор подсудимому и сам сядет за него на десять лет в тюрьму? Или пойдет на расстрел? Как диаметрально противоположны отношения между отцом и сыном и судьей и подсудимым, так различны и цели, к которым ведут христианство и иные религии.

Для того, чтобы не лишиться Небесного Царства, дарованного нам Любящим Богом, мы должны уже сейчас, при содействии таинств церковных и исцеляющей благодати Божией, действующей в них, начать жить любовью к Богу и ближним, встать на путь покаяния и спасения.



16 апреля 2018. Понедельник седмицы 2-й по Пасхе. Евангельское чтение: Ин 2, 1-11.

Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о первом чуде, которое совершил Христос. Он и Его Матерь были приглашены на брак в Кану Галилейскую. Брачный пир обычно продолжался несколько дней. По-видимому, семейство, пригласившее Спасителя, было бедное. У них закончилось вино. Богородица обратилась ко Христу: «…вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой». Однако повелел слугам налить воду в кувшины и нести к столу. "Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином,- а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду,- тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе".
Почему первым чудом Христа стало претворение воды в вино, совершенное на брачном пире? Вино - библейский образ радости. Покаяние, которое уже продолжительное время проповедовал Предтеча Христа, строгий аскетизм, которому он учил, приводят кающегося грешника к духовной радости о спасении, которое пришел даровать Господь. Само слово "Евангелие", которым именуют новозаветное учение Христа, переводится как "радостная весть".
Царство Небесное порой уподобляется Христом в притчах брачному пиру. Жених - Сам Христос, а невеста - Церковь. К вечной пасхальной радости призваны все мы. Эту радость и возвестил Воскресший Господь женам мироносицам. Он приветствовал их не словами "мир вам", которыми было принято приветствовать в тех краях, но, увидев их впервые после Воскресения, сказал им"радуйтесь!" (Мф 28,9). С образа радости Господь начал Свое земное служение. И, в завершении, после Своего Воскресения, даровал истинную радость каждому последовавшему за Ним.
К этой радости призваны все мы. Но, чтобы обрести ее, нам следует стремиться стяжать добродетели, исправиться в грехах. Результатом внимательной духовной жизни является, как говорили святые, видение своих грехов, бесчисленных как песок морской. Тогда человек приходит к пониманию, что если Бог не поможет ему, то никогда ничего не изменится к лучшему. Сам Господь поможет, очистит душу такого, введёт его в Царство Небесное. Образ этого - в сегодняшнем повествовании. Пока Бог не вмешался, ничего не получалось, Господь же дал всего с избытком в ответ на веру.



15 апреля 2018. Антипасха. Евангельское чтение: Ин 20, 19-31.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Христос Воскресе!
Сегодня, в восьмой день после Пасхи, мы читаем в Евангелии о событии, бывшем на восьмой день после Воскресения Христова. Господь явился всем Своим ученикам и апостолу Фоме. Незадолго до этого Воскресший из мертвых Христос являлся прочим ученикам, но Фомы тогда не было с ними. Фома не поверил тогда прочим апостолам, которые поведали ему о том, что видели Воскресшего Господа. Он сказал им: "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю".

Когда же, в восьмой день, Господь вновь явился ученикам, Фома был с ними. Спаситель обратился к Фоме: "подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". Фома ответил Ему: "Господь мой и Бог мой!"
Церковь так говорит про неверие Фомы, про его недоверие к первому услышанному от апостолов свидетельству о Воскресении: «О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе…» – в переводе на современный русский это звучит так: «О, прекрасное неверие Фомы! Верных сердца он к полноте знания привел…». Так Церковь поет на вечерне.

Почему неверие Фомы не осуждается? Фома, как мы знаем из Евангелия, был готов отдать жизнь за Господа. Когда за неделю до распятия Спаситель собрался идти в Иерусалим, Фома, зная, что религиозные лидеры иудеев желают убить Христа, сказал прочим апостолам: «пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16). Но в таком важном вопросе, в вопросе о Воскресении Христа из мертвых, Он предпочел неверие легковерию. А когда сам увидел Воскресшего Господа, то произнес такие слова, которых мы нигде больше не встречаем в Евангелии. Он прямо назвал Христа Богом: "Господь мой и Бог мой!"
Что же Христос? Если бы Он был просто пророком, великим учителем, то с гневом остановил бы Фому за богохульство. Никто из людей не может быть назван Богом. А Христос ответил: "ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие". Это одно из ярких евангельских свидетельств, что Христос - Истинный Бог.
Церковь сегодня воспевает неверие Фомы, через которое и ему и нам открылась Божественность Спасителя.

Мы, христиане, встречались с Господом, с действием Божией благодати в церковных таинствах. Читая Священное Писание, мы слышали Слова Спасителя. Мы уже не являемся невидевшими. А сильна ли наша вера? Ведь страшно именно такое неверие, противоположное неверию апостола Фомы, когда хоть и видели, но все равно остались неверующими. Если мы продолжаем жить как и прежде, к нам относятся следующие слова апостола Иакова: «ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2, 26).

Молитвами святаго апостола Фомы да умножит в нас Господь веру, о которой в дневниках архимандрита Павла (Груздева) мы читаем:

"Людям волей всеблагою
сила дивная дана,
верой кроткою, святою
эта сила названа.

Вера с юности мятежной
нам погибнуть не дает
и ко пристани надежной
крепко за руку ведет.

Вера в жизни облегчает
бремя тяжкое забот,
вера горы преставляет
и героев создает.

Вера в тягостных недугах
исцеляющий елей,
вера — добрая подруга
на закате наших дней.

Вера нас не покидает
и в последний смертный час
и с любовью озаряет
тьму могильную для нас.

Вера в жизни светоч ясный,
путеводная звезда,
и блажен, кому не гаснет
этот светоч никогдаI"



14 апреля 2018. Суббота Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 3, 22-33.

Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Господь Иисус в начале своей проповеди пришел с учениками в Иудею "и там жил с ними и крестил". В следующей главе сказано, что крестил Он не сам, но поручил крестить апостолам: "хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его". Недалеко находился Иоанн Предтеча и тоже крестил тех, кто внял его проповеди. Предтеча крестил крещением покаяния.
По мысли толкователей, и крещение учеников Христовых и крещение Иоанново, имели одинаковую благодать, один смысл, - это было крещение покаяния, через которое люди должны были стать слушателями Слова Божия. Дух Святой тогда еще не сошел. Он сошел на учеников в пятидесятый день после Воскресения Христова.

"Тогда у Иоанновых учеников произошел спор с Иудеями об очищении". Многие из обращенных через проповедь Иоанна Крестителя считали Предтечу бо́льшим Христа. Считали крещение Иоанна более значимым - ведь Сам Христос крестился у него, говорили они. Потому и произошел их спор о крещении с некоторыми иудеями. Они, по мысли толкователей, имели немощь честолюбия, желали всех убедить, что их учитель выше Иисуса Христа.

Придя к Иоанну Крестителю, они сказали ему: "равви! Тот, Kоторый был с тобою при Иордане и о Kотором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему".
Иоанн, не желая, чтобы они еще больше ожесточились и стали врагами Христа, стал мягко увещевать их: "Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба". Успех проповеди Христа, которого не имел ранее ни один пророк или проповедник, несомненно дело Божие, потому не Богу ли вы противитесь, заставил задуматься своих учеников Иоанн.
И напомнил им свое свидетельство о Христе, сказанное им ранее: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним".

Далее Иоанн использует такой образ: "Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться". Друг жениха играл важную роль на востоке. Он организовывал сватовство, занимался приготовлением к свадьбе. Ему конечно было радостно в сам день заключения брачного союза, радостно от того, что его усилия увенчались успехом. Христос - Жених. Церковь Христова - Невеста, это известный библейский образ. А Иоанн в этом образе свидетельствует о себе, что он на то и вышел на проповедь, чтобы привести ко Христу людей.
"Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех" - Иоанн несомненно знал о том, что Христос не обычный Человек, но Вочеловечившийся Бог. Никакой учитель не может Ему уподобиться.
"Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его". Христос говорит не о том, чему был научен кем-то, но о том, что Сам, как Бог, знает. Почему же сказано, что никто не принимает Его свидетельства? Ведь зависть учеников Иоанна и была вызвана тем, что количество учеников Христа сильно увеличилось? Сам Бог воплотился и проповедует, все живущие на земле должны бы оставить все и устремиться к Нему. А пришли лишь немногие. Никто - это образ.
"Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен" - принявшие Христову проповедь, покаявшиеся в грехах и изменившие жизнь, и являются лучшими свидетелями Божественности Христа. Миру известны многие мудрые, порядочные и честные люди, которые говорили, что не верят в Бога. Но когда мы знакомимся с жизнеописанием подвижников благочестия, которые глубоко верили во Христа, то встречаем в них нечто намного более глубокое и светлое. Это способно почувствовать сердце. Об архимандрите Павле (Груздеве), когда он был уже очень стар, некоторые люди молились Богу так: "Господи, если возможно, возьми какое-то время от моей жизни и дай ему. Потому что хорошо нам с ним, подобно тому, как хорошо было апостолам на Фаворе с Преобразившимся Господом".
Сам отец Павел несомненно знал, что все духовные дары, которые были у него, все от Бога. О крещении он приводил такой стих:

"Как надо мною совершили

обряд крещения святой,

тогда на грудь мне положили

мой милый крестик дорогой.

Он с той поры мне стал защитой,

он с той поры всегда со мной,

и на груди моей сокрытый,

всегда у сердца крестик мой.

Грудь от страдания ль стеснится,

дождусь ли радости какой,

душа к Всевышнему стремится,

и я целую крестик мой.

На милость Бога уповая

и с чувством веры и любви

нигде свой крестик не снимаю,

молюсь пред ним я и в пути.

Когда же дни мои прервутся,

пробьёт час смерти роковой,

навек глаза мои сомкнутся,

со мною будет крестик мой.

И на пути моём за гробом

светиться будет предо мной,

с крестом пойду пред вражьей силой,

мой крестик будет мне стеной..."



13 апреля 2018. Пятница Светлой Седмицы. Евангельское чтение: Ин 2, 12 - 22.

Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как Господь изгнал торговцев из Иерусалимского храма.
"пришел Он в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и до́ма Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня".
Заметим, что торговцы и меновщики монет при храме, в общем то, делали нужное дело. Римская монета того времени содержала надписи, обожествляющие императора. Конечно же, она не могла быть использована для жертвы на храм, ее необходимо было обменять у меновщиков на иудейскую монету. Кроме того, в храм постоянно приходили люди, жившие в удаленных городах и даже странах. Крайне затруднительно для них было бы пригонять в Иерусалим стада животных из родных краев, из своего хозяйства. А животных для принесения в жертву, прообразовавшую Жертву Христову, в ветхозаветные времена должен был приводить в храм всякий, верующий в Истинного Бога.
Торговцы помогали пришедшим издалека купить животное непосредственно у храма, и тут же отдать его для жертвоприношения.

Христос никогда не проявлял негодования. Даже когда говорили, что Он одержим бесами. А тут, как повествует евангелист Матфей, взял бич и изгнал им торговцев. Не просто выгнал, но опрокинул столы и рассыпал деньги.

Толкователи говорят, что Иисус дважды изгонял из храма торгующих. В начале и в конце Своего служения.

Один раз Он сказал, что те превратили храм в вертеп разбойников. По мысли Иоанна Златоуста, здесь имеются в виду люди, приносящие в храм неправедно заработанное, прямо или косвенно награбленное. Такая жертва не может быть приятной Богу.

В другой раз Христос объяснил, что Дом Божий, Дом молитвы они сделали домом купли. Разве возможно сосредоточиться на молитве, находясь как на базаре, на котором продают животных, где торгуются, где слышны зазывания торговцев, блеяние. Очевидно, что это крайне непросто, а то и вовсе невозможно. Нужное дело было организовано неправильно. Всему свое место. Покупать животных и обменивать монеты надо было до входа в храм. Иначе человек приходил в святое место как на базар. Перед земным царем все стоят благоговейно, а в храме ведь люди предстоят Царю Небесному, Творцу мира, Богу.

В наши дни слова Господа также очень актуальны. Важно, придя в храм, внимать словам молитв, читаемых за богослужением. Купить свечи, подать записки лучше до начала службы. А во время службы, при необходимости, делать это надо так, чтобы не помешать молитве других людей. Если непросто пройти к иконе, то лучше не пробираться сквозь толпу. Если мы будем заботиться о многом - как достать крещенской воды, поставить свечку, подать записку, но не станем внимать словам молитв, не будем каяться в грехах, не будем стоять с благоговением перед Богом, то не получим для души никакой пользы.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ВОЗРОЖДЕНИЕ

Покровский храм. Покровский ставропигиальный женский монастырь. 1 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


КАНОНИЗАЦИЯ

Святейший Патриарх Алексий II читает акт о канонизации блаженной старицы Матроны. 2 мая 1999 г.


ДАР СВЯТЕЙШЕГО

Настоятельница Покровского женского монастыря игумения Феофания с сестрами передала икону с частицей мощей св. прав. блж. Матроны Московской, подаренную Cвятейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II храму Успения Пресвятой Богородицы в селе Себино Тульской области, где родилась Матронушка. 6 октября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПАТРИАРХ

Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей с сопровождающей его делегацией посетил Покровский женский монастырь в Москве. 26 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин