ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ПОДВОРЬЕ в Марково

Храм Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровского ставропигиального женского монастыря в селе Марково. 21 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА

Архиепископ Истринский Арсений, викарий Московской епархии, совершил чин Великого освящения первого в Москве храма в честь святой праведной блаженной Матроны Московской. 27 февраля 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПОСТРИГ

В Покровском ставропигиальном женском монастыре, епископ Павлово-Посадский Кирилл совершил чин монашеского пострига. 12 марта 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ВОЗРОЖДЕНИЕ

Покровский храм. Покровский ставропигиальный женский монастырь. 1 июля 2009 г. Фото: Виктор Корнюшин

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

18 февраля 2018 года. Прощеное воскресенье. Евангельское чтение: Мф 6, 14-21.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Последний воскресный день перед Великим постом называется прощеным воскресеньем. В предстоящие постные дни наша душа должна преобразиться, воскреснуть от жизни греховной.

Живя не по заповедям, удалившись от Бога, мы немало страдаем. Каково же нам будет мучиться вечно, если мы так и не исправимся? Часто мы даже не замечаем свои грехи, видим в основном только недостатки окружающих нас людей. А это, по наблюдениям святых отцов, признак наиболее опасного духовного состояния. Осознающий свои грехи борется с ними. Он видит эту опасность. А тот, кто мыслит о себе, как о вполне хорошем человеке, подобен больному, у которого отказали нервные окончания. Его рука оказалась рядом с огнем, а он не чувствует жара, рефлекторно не отдергивает руку от опасности. Потому святые, зная, что Господь всегда готов нас принять, простить и исцелить, что в покаянии наше спасение, говорили, что увидеть ангела, знать будущее – ничто, а видеть свои грехи – велико.

С чего Церковь предлагает нам, осуетившимся, начать путь покаяния, ведущий к встрече с Воскресшим Господом? С того, чтобы посмотреть на себя со стороны, глазами наших близких, попросить у них прощения. Это очень хорошо может помочь нам увидеть наши греховные болезни.
В сегодняшнем Евангельском чтении звучат слова Господа: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф 6, 14-15).

Во время богослужения эти слова читаются на славянском языке и звучат так: «если отпускаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный». Славянский язык использует то слово, которое знакомо нам и с другим смыслом. Пожилые люди, которые часто болеют, хорошо знают как важно, чтобы хотя бы на время обострившаяся у них болезнь утихла, чтобы «отпустило». Как важно для души, чтобы яд вражды, злопамятства и обид, отравляющий наши отношения с ближними, уврачевался взаимным и искренним испрашиванием прощения. Чтобы вражда сменилась жизнью в согласии, в помощи друг другу. Важно не просто сказать другому прости, но чтобы при этом в сердце мы исцелились от обид, чтобы нас "отпустило". Архимандрит Павел (Груздев) замечал: "как червь, истачивая дерево, уничтожает его, так злоба в сердце омрачает душу".

Часто в своих обидах мы совсем забываем, к чему призывает нас Господь, в чем наше счастье. Один монах путешествовал по горам Абхазии. Он спрашивал у встречавшихся ему людей: что вам нужно для того, чтобы быть счастливыми? Один человек сказал ему: я хочу наконец-то одержать победу в давнем споре с соседями. Тяжба между нами началась еще во время молодости моего деда. На деньги, которые мы потратили в судах, доказывая, что спорный участок земли принадлежит нашей семье, можно было бы уже купить большое поле. И вот, я буду счастлив, если смогу отнять у соседа все его имущество, а его, в наказание за все обиды, смогу надолго посадить в тюрьму. Чем хуже ему будет, тем бо́льшим будет моё счастье.

Такое представление о счастье, основанное на гордости, неуступчивости, сребролюбии и прочих греховных страстях часто можно встретить в современном мире. А к чему призывает нас Господь?
В Евангелии от Матфея мы читаем: "благотворите ненавидящим вас". (Мф 5,44) Разве можно найти счастье в том, чтобы не просто терпеть неприятного нам человека, но и еще быть вынужденным постоянно делать ему добро? Не будет ли такая жизнь для нас невыносимой мукой? Вот что об этом пишет святитель Николай Сербский в одном из своих миссионерских писем.

"Заповеди Христа кажутся неисполнимыми тому, кто ни разу не попытался их исполнять. Например, Господь сказал: "благотворите ненавидящим вас" (Мф 5,44), а ты с удивлением спрашиваешь: "Разве это возможно? Разве такая заповедь не противна человеческой природе?". Ты никогда не спросил бы, если хотя бы раз в жизни попытался сделать добро человеку, который тебя ненавидит. А если бы попытался, знал бы, что эта заповедь Господа исполнима и согласна с лучшей человеческой природой. Рассказывал нам один крестьянин: "Между мной и соседом выросла вражда, словно терние: в глаза друг другу не могли смотреть. Как-то зимней ночью мой маленький сын читал мне вслух Новый Завет, и, когда он прочитал слова Спасителя: благотворите ненавидящим вас, я крикнул ребенку: "Хватит!".Всю ночь не мог я заснуть, все думал и думал, как мне исполнить эту заповедь Божию. Как мне сделать доброе дело для своего соседа? И однажды услышал я из соседского дома громкий плач. Расспросив, я узнал, что налоговые власти угнали у моего соседа весь скот, чтобы продать его за долги. Как молния пронзила меня мысль: вот, дал тебе Господь возможность сделать добро соседу! Я бегом в суд, заплатил налоги за человека, который ненавидел меня больше всех на свете, и вернул его скотину обратно. Когда он об этом узнал, то долго в задумчивости ходил вокруг своего дома. Когда стемнело, он окликнул меня по имени. Я подошел к изгороди. – Зачем ты звал меня? – спросил я его. Он разрыдался мне в ответ и, не в силах выговорить ни слова, плакал и плакал. И с тех пор мы живем в большей любви, чем родные братья. Вот какие сладкие и чудесные плоды приносит исполнение заповедей Божиих".
О прощении архимандрит Павел (Груздев) учил так:

"обидел ли кто тебя - огради крестным знамением грудь: вспомни, что происходило на Кресте - и все погаснет..."
"пожалей обижающего тебя, ибо он одержим лютым зверем - яростию, демоном неистовым - гневом";
"обидящему прощай, и Господь тебя простит";
"лучше быть в обиде, чем в обидчиках".

Возможно, сердце и принимает эти высокие евангельские истины, но жить так у нас не выходит, часто мы поступаем противоположно... Сам Господь свидетельствует, что жить по заповедям мы не сможем, если будем рассчитывать только на свои силы. "Без Меня не можете делать ничего" (Ин 15,5). Но также Спаситель обещает свою помощь всякому, с верой обращающемуся к нему, просящему об исправлении в грехах: "приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин 6,37), "ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф 7,8). Где же Господь пожелал, чтобы мы получали духовное исцеление?
Своим апостолам Он сказал: "ихже аще оставите грехи, оставятся им, ихже аще держите, удержатся". Так было установлено таинство исповеди. Здесь используется то же слово - оставить, которое имеет значение не только простить, но и получить выздоровление. Ведь получить только прощение мало. Станет ли счастлив пьяница, блудник или вор, человек, одержимый той или иной греховной страстью, если его только простить? Таким необходимо исцеление от греховного порока. Господь подает нам и прощение и помощь в таинствах исповеди и причастия, к которым мы непременно должны приступать не реже, чем четыре раза в год - во время многодневных постов. Без них пост утрачивает свой смысл, превращаясь лишь в диету. Тем, кто никогда еще не исповедовался, полезно было бы почитать книги для подготовки к исповеди: "Опыт построения исповеди", "В помощь кающимся". Духовное чтение очень важно в эти дни. Ведь в первую очередь нашему посту, напряженной духовной работе, мешают рассеивающие нас телевизор, компьютер, пустые разговоры. Хотя бы часть этого времени следует потратить на чтение духовной литературы.

Людям, которые постятся в первый раз, а также тем, у кого есть физические немощи, не следует изнурять себя непомерным воздержанием. Им следует посоветоваться со священником на исповеди о том, что вкушать в эти дни. Важно позаботиться и о наших близких, которые не могут дойти до храма. Лучшим проявлением нашей заботы о них было бы организовать их исповедь, причастие и соборование, пригласив священника домой или в больницу. Как это сделать, могут подсказать за свечным ящиком в храме. С помощью Божией, примирившись с ближними, постараемся провести время Великого поста с духовной пользой.



17 февраля 2018 года. Суббота сырная. Всех преподобных отцев в подвиге просиявших. Евангельское чтение: Мф 6, 1-13.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том как Христос дал ученикам молитву "Отче наш". Господь сказал им:

"Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь".

Поскольку эта молитва дана нам Христом, она также называется "молитва Господня". В ее кратких мыслях, по объяснению святых отцов, содержатся все прошения, произносимые во время богослужений, в ней содержится все Евангелие. Наизусть эту молитву знают многие, но этого недостаточно. Ведь и попугай может выучить и произнести эти слова, но молитвы у него никакой не будет. Эта молитва подобна звездному небу. Чем больше всматриваешься в святоотеческое толкование ее слов, тем больше замечаешь новых и важных смыслов, истин духовной жизни.

Уже обращение к Богу "Отче" показывает огромное отличие православного христианства от любой другой религии. Иногда говорят: "все религии ведут к одному Богу, ведь Бог один. А религии это разные пути к Нему". Из того, что Москва одна не следует, что по какой дороге не пойдешь, придешь в Москву. Только в православии главная богословская формула состоит в том, что Бог - Любящий Отец. В этом главный догмат христианства. Люди, согрешив, оставили Бога, а Он их не оставил. Сам стал Человеком, чтобы пройти весь скорбный путь отпавшего человека, пройти до самого дна, вкусить и смерть, чтобы нас от смерти избавить, чтобы нас с этого дна поднять. Чтобы, претерпев распятие, вкусив смерть, воскреснуть и дать нам возможность последовать за Ним, даровать нам воскресение души от грехов, даровать вечную жизнь. Любовь не может смотреть на то как страдает любимый. Она всегда стремится быть с тем, на кого она направлена. Любящие жены уезжали за мужьями в ссылку. Потому христиане не говорят, что Боговоплощение, Крестные Страдания и смерть не могли иметь место. Любящий Бог так пожелал.
В некоторых религиях Бог представляется как всемогущий, справедливый Судья, в этом видят главное Его свойство. К одному ли Богу мы с ними идем разными путями? Одинаковы ли отношения между любящим отцом и сыном и судьей и подсудимым? Отец всегда жизнь за сына отдаст, а судья? Вынес приговор подсудимому, сам пойдет за него на расстрел или на длительный тюремный срок? Насколько диаметрально противоположны отношения между отцом и сыном и судьей и подсудимым, настолько различны цели, к которым идут христиане и люди, считающие Бога судьей, отвергающие Боговоплощение. Только в православии можно во всей полноте сказать, что главное свойства Бога - Любящий Отец.

В молитве "Отче наш" мы называем Бога Отцом. А как называются дети у которых один отец? Братья и сестры. Если мы желаем, чтобы Бог был нашим Отцом, отсюда следует, как мы должны относиться к ближним.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет, что словами "иже еси на небесех" - "который на небесах", Бог не заключается на небе, но в самом начале молитвы мы призываемся наши мысли возвести от земного к небесному, к чему-то высшему. Отложить пока обычные житейские попечения, - в какой автосервис ехать, как покрасить забор... Возвести ум к мыслям высоким, к миру невидимому, ангельскому, к Богу.
А раз Отец наш, выражаясь образно, на небесах, то там и наше небесное отечество. Значит, здесь мы живем как в гостинице. Безумно поступил бы человек, который, проработав много лет на севере с целью заработать денег и построить дом на родине, если бы, когда нужная сумма была бы собрана, по пути домой, истратил бы все в гостинице. Еще безумнее поступаем мы, если заботимся только о том, как лучше устроиться здесь, на земле, а о нашем небесном отечестве забываем. Никаких доказательств не требуется, что скоро и сбережения и награды и образование и здоровье, все это мы оставим на земле, а душа наша предстанет перед Богом. Игумен Никон Воробьев говорил, что чем больше человек заработает, тем больше оставит. Неприятно потерять тысячу рублей, гораздо обиднее всю зарплату, еще большей бедой видится пожар, унесший дом и все имущество. А каково это лишиться вообще всего? Это непременно произойдет с каждым забывающим о небесном отечестве.

"Да святится Имя Твое". Мы назвали Бога своим Отцом... А не будет ли это богохульством? Иудеи некогда сказали Христу, что они дети праведного Авраама, на что получили от Него ответ, что по делам они дети дьявола. Учительница может пожурить ученика и сказать: "у тебя такой папа, академик, а ты таблицу умножения в девятом классе не знаешь".

Кроме прославления Имени Божьего, мы просим в этих словах о том, чтобы Бог помог нам быть Его достойными детьми. Часто христиане не задумываются над тем, что мы, называя Бога своим Отцом, живём в нравственном отношении хуже нехристианских народов. Зло, сквернословие, подлость, блуд, аборты, безразличие к нуждающимся, брошенные дети, воровство, сребролюбие, все это многими воспринимается почти как норма. И мы говорим Богу, что Он наш отец? Из-за такой жизни тех, кто называет себя христианами, пророк Исаия сказал слова Божии богоизбранному народу: "постоянно, всякий день имя Мое бесславится". Спаситель призывает Своих учеников: "так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".

В прошении "да святится Имя Твое" мы просим Бога помочь нам так жить. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы благодать, которую мы получаем в крещении, исповеди, причащении мы, по беспечности, не теряли бы, то в мире уже давно не осталось бы неверующих, язычников, иудеев... Все бы уже давно, видя нашу жизнь, нашу любовь, стали бы христианами.

Постараемся прочитать святоотеческое толкование и на прочие слова молитвы Господней. Полезным может быть труд святителя Феофана Затворника "Толкование молитвы Господней словами святых отцов". В предстоящие дни Великого поста все христиане призваны уделить особое внимание душе. Больше всего этому мешает праздное времяпровождение - телевизор, компьютер, пустые разговоры. А чтение духовной литературы подобно пище для души.

Иначе какие же мы христиане? Всякий обладает некими навыками. Кто-то может оперировать людей, кто-то управлять самолетом, кто-то знает как построить дом, а объяснения основной христианской молитвы мы не знаем. Всякий раз, читая эту молитву утром, вечером, перед едой, не будем спешить. Станем приводить себе на ум мысли из толкования. Со временем мы привыкнем произносить прошения со вниманием и будем получать через то большую пользу.



16 февраля 2018 года. Чтение из Священного Писания: Зах 8, 7-17, 19-23.

Церковь продолжает готовить христиан к вступлению в Великий пост. Служба пятницы по своему строю очень близка к великопостной. На ней читается коленопреклоненная молитва преподобного Ефрема Сирина. Литургия в этот день не совершается.

В этот день вместо фрагмента из Евангелия читается отрывок из книги пророка Захарии. Он жил в ветхозаветные времена. Родился когда иудеи находились в вавилонском плену. Иудеям, за их многочисленные отпадения от Бога, за их идолопоклонство, были попущены многие бедствия. Иерусалим был разрушен, народ уведен в плен. Там богоизбранный народ осознал, что прогневал Бога, стал каяться за свои беззакония. Были установлены скорбные посты в память разрушения врагами иерусалимского храма.

Господь через пророка Захарию утешает людей, обратившихся от греховного пути: "Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде". "как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши! Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил, так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!"

Вскоре скорбные посты, говорит пророк, будут радостным воспоминанием об избавлении Господнем и средством, помогающим избежать новых грехопадений: "пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством; только любите истину и мир".

Каково условие благословения Божия? "Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь".

О предыдущем отпадении иудеев и о важности поста для того, чтобы не потерять Господа, впав в тяжкие грехи, пророк Захария получает повеление от Господа возвестить им так: "скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли? И когда вы едите и когда пьете, не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете? Не те же ли слова провозглашал Господь через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен, и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены? И было слово Господне к Захарии: так говорил тогда Господь Саваоф: производи'те суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы' и сироты', пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа".

Слова из Священного Писания напоминают о том, что пост необходим нам, а не Богу. Это средство, чтобы не впасть в беззакония и не погубить свою душу. "Пост будет в радость" - слова о радости преображенной души, восставшей к новой жизни. "Возврати мне радость спасения Твоего", обращаемся мы к Богу, читая покаянный 50-й псалом.



15 февраля 2018 года. Сретение Господне. Евангельское чтение: Лк 2, 22-40.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня Церковь воспоминает принесение Господа Иисуса Христа в Иерусалимский храм, где Его встретил старец Симеон. Об этом человеке Предание повествует, что он был одним из переводчиков Священного Писания, одним из тех кого за 250 лет до Рождества прислали из Иудеи в Александрию для перевода Библии с древнееврейского языка на греческий. В то время Симеону уже было 80 лет. Переводить ему дали книгу пророка Исаии. После того как он перевел слова пророчества: "се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил", он задумался о том, как же Дева сможет родить?

Желая исправить в своем переводе слово "Дева", на "молодая женщина", он потянулся со скребком к папирусу, но его рука была остановлена архангелом Гавриилом. Архангел пообещал ему, что он не умрет пока не увидит как эти слова сбудутся. То есть, что он доживет до времени пришествия в мир Мессии и узрит Его. По прошествии многих лет, 330 летний старец Симеон среди других людей, пришедших в Иерусалимский храм, действием Духа Святого, вразумившего его, узнал Богомладенца. Симеон благословил святое семейство и, обращаясь к Марии, сказал: "се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,- и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец".

По толкованию святых отцов, эти слова сказаны о Кресте Господнем при котором будет стоять Богородица. О предстоящей Ей скорби, которую, по объяснению святых толкователей Священного Писания, не дано испытать больше никому из живущих на земле.
Крест, как и пророчествует Симеон, открывает помышления людских сердец. Человек может казаться другим порядочным, даже праведным, а может наоборот казаться грешником. Но встреча с Богом, с Его учением, никого не может оставить равнодушным. Или мы, подобно кающимся грешникам, о которых повествуется в Евангелии, подобно благоразумному разбойнику, принимаем Христа, или, возлюбив тьму более нежели свет, Его отвергаем. Человеку, который принимает Христа, Христос на восстание, на преображение души, на спасение. А чье сердце отзывается на проповедь Богочеловека ожесточением, тому Христос на падение.

Сретение это третий Праздник, в котором мы вспоминаем как Бог пришел к нам, к людям. В лице Симеона люди принимают вочеловечевшегося в Рождестве и крестившегося в водах Иордана Спасителя. Господь предает Себя нам в руки.
В храм Господа вносят не ангелы, но пожилой священник Симеон. В жизни у него были свои немощи. Известно о проявлении его неверия в пророчество.
Нам Господь тоже изволил предавать Себя через людей, имеющих свои немощи, через священнослужителей, совершающих таинства. Толкователи видят здесь и другой образ - через ближних, через терпение их немощей, через служение им, мы спасаемся. Иногда хотим от всех от них отгородиться и спокойно благочестиво жить и молиться, но через ближних мы и идем к Богу, с их помощью мы можем судить о себе. "Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1Ин 4, 20). А "Любовь не раздражается, не мыслит зла, ..., все покрывает, все переносит ... Любовь никогда не перестает" (1Кор 13, 5-8).

Пришедший в мир Бог предает Себя нам. Примем ли мы Его? Уже началось чтение на богослужении постной триоди - молитвословий, читаемых во время Великого поста. Церковь призывает каждого из нас начать свой путь к пришедшему к нам Господу. Чтобы принять Его, мы должны преодолеть преграду, разделяющую нас с Богом, наши грехи. Пост и молитва, их заповедал нам Сам Господь, участие в церковных таинствах - самые главные спасительные средства, преподаваемые Церковью кающимся грешникам уже тысячи лет. Не останемся в стороне от Господа, выйдем в сретение (навстречу) Ему.



14 февраля 2018 года. Среда седмицы сырной. Чтение из Священного Писания: Иоил 2, 12-26; 3, 12-21.

Церковь продолжает готовить христиан к вступлению в Великий пост. В предыдущие воскресные дни были прочитаны отрывки из Евангелия, побуждающие нас к покаянию. В последнее воскресенье читалось евангельское повествование о Страшном суде. А сегодня за богослужением Евангелие не читается. Вместо литургии совершается покаянная служба, которая по своему строю близка к великопостной.
На ней впервые в году читается постовая коленопреклоненная молитва Ефрема Сирина. Вместо Евангелия читается паремия - отрывок из Священного Писания Ветхого Завета. В читаемом сегодня фрагменте из книги пророка Иоиля слышен призыв к правильному, нелицемерному покаянию.
Образно представив Господа, который придет с ангелами в день страшного суда, как непобедимого военачальника, которому никто не может противиться, пророк призывает: "Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии". К Господу следует обратиться в самом сердце, пересмотреть и исправить свою жизнь, а не только выполнить внешние обряды. Кающемуся грешнику обещается милость и помощь Божия.

"Кто знает, не сжалится ли Он, и не оставит ли благословения, хлебного приношения и возлияния Господу Богу вашему?" По мнению толкователей, слова "кто знает" используются для того, чтобы вселить в грешника надежду на прощение, но и не уверить его в этом, чтобы кающийся не впал в нерадение, будучи убежденным, что Бог в любом случае простит.

"не предай наследия Твоего на поругание, чтобы не издевались над ним народы; для чего будут говорить между народами: где Бог их?» верующие в Истинного Бога, если они живут в грехах, подают повод язычникам смеяться над их верой: "где Бог их?", "они живут хуже нас, а говорят, что их Бог истинный".
"ответит Господь, и скажет народу Своему: вот, Я пошлю вам хлеб и вино и елей, и будете насыщаться ими, и более не отдам вас на поругание народам". В следующих далее словах кающимся грешникам обещается избавление и милость Божия.

Впрочем, выбор должен быть сделан сейчас, ведь скоро будет суд, на котором окончательно определится вечная участь каждого: "Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду... Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!" Долина Иосафата находится под стенами Иерусалима. Пророк говорит о ней, как о месте Страшного Суда. В день Второго Пришествия Христова все люди, когда либо жившие на земле, после того, как их душа соединится с воскресшим телом, предстанут перед Судом Божиим в этой долине.
Толкователи поясняют этот образ так. По соседству с долиной Иосафата - долиной суда, находится долина Еннома. По-другому она называется геенна огненная. Названа так потому, что туда сбрасывали мусор из Иерусалима. Чтобы гора мусора с каждым днем не становилась все больше, там постоянно поддерживался огонь, стояло зловоние. Если грехи наши так срослись с нами, что стали частью нас и мы не можем с ними расстаться, то они не дадут нам войти в Небесный Иерусалим - образ Царства Небесного. Грехи потянут нераскаянных грешников в геенну огненную, где "будет плач и скрежет зубов" (Мф 8, 12).

В духовной литературе приводится немало ужасных описаний адских мучений. Однако, это лишь слабые образы вечных страданий, постичь которые мы не можем. Одному человеку было невыносимо тяжело из-за мучившей его болезни. Его увещали, что он страдает за свои грехи. Лучше пострадать здесь, нести крест в терпении и через то спасти душу, говорили ему, но он продолжал роптать. "Хуже чем мне сейчас, ничего уже не может быть", говорил он. Ему явился ангел и предложил: "или ты терпишь болезнь до конца жизни или я на три часа дам тебе ощутить геену огненную. Это будет несравнимо тяжелее, после этого ты получишь исцеление". Обрадованный больной стал умолять о трех часах адских мук, и тут же оказался в кромешной тьме, в пламени, стал испытывать неописуемые страдания. По его ощущениям прошёл уже час, потом второй. Было нестерпимо, но вот вроде бы и третий час закончился, а ангела все нет. Нет его и через сутки, неделю, месяц, год, десятки лет. Когда ангел явился, находившийся все это время в аду сказал ему: "не думал я, что ангел может обмануть". "Я тебя не обманывал, ты был в муках три часа", ответил ангел.

На Страшном Суде грешники услышат: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его". Геена огненная не для людей, она для бесов. Однако, если мы привыкли жить, исполняя желания искушающих нас нечистых духов, если мы эгоистичны, гневливы, исполнены нечистых помыслов, ропщим на Бога, то окажемся в месте, предназначенном для бесов.

Тем, кто пойдёт из долины Суда в Царство Божие, в Небесный Иерусалим, Господь скажет: "приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира". Вот где должен быть каждый из нас! Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что человек создан для счастья, как птица для полета. Всякий человек несомненно должен знать, что ещё до того, как Господь сотворил видимый мир, как получили бытие Адам и Ева, Бог знал, что он будет жить. И для него Бог приготовил место в Своем Царстве.

Некоторые толкователи полагают, что самой тяжёлой геенской мукой будет видеть свое место в Небесном Иерусалиме, которого грешник лишился из-за того, что оставил Бога.



13 февраля 2018 года. Вторник седмицы сырной. Евангельское чтение: Лк 22, 39 - 23, 1.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Господь Иисус Христос добровольно предал Себя в руки грешных людей для того, чтобы претерпеть крестные муки и смерть нашего ради спасения.
Незадолго до этого, в беседе с учениками, Он обратился к апостолу Петру: "Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих". На это Петр "отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти". "Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня".

Мы читаем о том, что через некоторое время Христа взяли под стражу и "повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, еще некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда еще говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал"

Апостол Петр по немощи своей отрекся от Иисуса. Вскоре Воскресший Господь, как читаем мы в Евангелии, простил его, и вновь принял в число Своих учеников.
Многих удивляет почему Церковь, несмотря на имевшее место отречение, прославляет Петра как первоверховного, наиболее почитаемого ученика Господа?

Нет человека, который бы не согрешил, читаем мы в Библии. Пал даже самый ревностный ученик Господа. Но каким было Его раскаяние? Из Предания мы узнаем о том, что "каждую ночь, едва раздавалось пенье петухов, вскакивал апостол Петр с постели, бросался на пол и часами плакал и рыдал и бился о пол головой, прося у Бога прощения в своем тяжком, тяжком грехе".
Сколько раз мы сами, осознавая, что совершаем грех, не только словом, но самим делом отрекались от Божиих заповедей, от обязанности христианина быть воином Христовым? А приносили ли мы Богу раскаяние подобное тому, которое было у Петра? Будем, хоть в небольшой мере, подражать покаянию апостола.

Пока человек жив нет такого греха, такой скверны, которая не могла бы быть прощена и очищена Господом в том, кто приносит искреннее покаяние. Житие преподобного Иакова повествует о великом падении этого человека. О святой жизни этого монаха было известно многим. Однажды родители привели к подвижнику молодую девушку, которую тот исцелил. Но "родители просили его оставить ее в келии своей на несколько дней. И понадеялся Иаков на свою святость, а ночью страсть, как бурный ветер, налетела на него, и растлил он несчастную девушку. А потом, чтобы скрыть содеянный грех, он убил ее, и труп бросил в реку. Иаков пришел в такое отчаяние от совершенных им страшных грехов, что бежал из келии своей и думал вернуться в мир, но Господь привел навстречу ему доброго старца – монаха, который указал ему путь слезного покаяния.

Тогда заключился Иаков в пещере, наполненной человеческими костями, и провел в ней 10 лет, молясь о прощении своих страшных грехов. И был он прощен, и было ему возвращено чудотворение".
Не то достойно удивления, что кто-то из людей согрешил. Чудо Божие в том, что покаяние преображает человека.



12 февраля 2018 года. Понедельник седмицы сырной. Евангельское чтение: Лк 19, 29-40; 22, 7-39.

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Иисус Христос накануне своих крестных страданий установил таинство Евхаристии. В четверг вечером иудеям надлежало закалывать пасхального ягненка. Эта жертва являлась прообразом Жертвы Христовой. Ветхозаветная Пасха была установлена в воспоминание об избавлении богоизбранного народа из египетского рабства и прообразовала наше избавление, совершенное Христом. Избавление от греха, проклятия и смерти. Кровь жертвенного животного являлась прообразом крови Христовой и Его ран, которыми "мы исцелились" (Ис 53, 5).

Христос совершает с учениками ветхозаветную Пасху. Делает это для того, чтобы показать, что ветхозаветный закон Он пришел не нарушить, но исполнить, то есть наполнить смыслом. Если бы не было Жертвы Христовой, не было бы смысла и в древних обрядовых постановлениях. Не было бы смысла приносить животных в жертву, ведь их кровь не способна омыть грехи людей.

Господь уже последние часы с учениками. Близка Его Крестная Смерть. А ученики проявляют свою человеческую немощь. Спорят кто из них больший. Христос, которого они уже исповедали Сыном Божиим, указывает им на Себя, говоря: "цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий". Больший в Царстве Божием тот, кто больше служит, отдает себя ближним и не ищет за то наград, званий и похвал.
Однако, несмотря на свои немощи, ученики, некогда последовав за Господом, не отступали от Него. Оставили все и устремились за Иисусом. Потому не было у них даже горницы, где совершить евхаристию. За такую веру Сам Господь обещает им восполнить их духовные недостатки. Произошло это позже - в день Пятидесятницы, когда на учеников сошел Святой Дух.

Также Господь сказал ученикам об их будущей роли на Страшном Суде: "сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых". В чем будет состоять этот суд? Апостолы воспитывались в том же народе, изучали то же Священное Писание. Но они оставили все и последовали за Господом, а большинство иудеев так и не увидели во Христе Бога. Сам вид апостолов лишит не уверовавших оправдания, будет показывать отказавшимся от Христа, что это именно их неправильный выбор. Такие люди сами себя осудят.

Так было во все времена. Кто то веровал, каялся, с Божией помощью преображал свою душу, а кто то так и пребывал до конца дней нераскаянным. Потому святые апостолы, как и прочие святые, которые были и будут во все времена до скончания мира, явятся нашими судьями. Жили мы с ними в одно время, но одни обратились к Богу, а другие нет.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ЧАСТИЦА МОЩЕЙ

Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Вклад в Покровский монастырь настоятельницы Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумении Сергии. 1 августа 2010 г.


СЛУЖБА

Икона святой праведной блаженной Матроны Московской


ТЕЗОИМЕНИТСТВО

Всенощное бдение в монастыре Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» Валукли, которое возглавил Святейший Патриарх Варфоломей. 10 июня 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ПОСЛЕДНИЙ ЗВОНОК

Последний звонок в приюте для девочек Покровского ставропигиального женского монастыря. 29 мая 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин