ПОЖЕРТВОВАТЬ


ХРАМ В ЧЕСТЬ

29 марта 2014 года в Покровском ставропигиальном женском монастыре в воссозданном храме в честь святых благоверных князя Петра и княгини Февронии совершено первое Таинство Крещения. В новом храме полностью налажена подготовка к Таинствам. От всего сердца поздравляем младенеца Платона и новопросвещенную Ксению, родителей и восприемников с самым важным событием в жизни каждого человека – рождением для жизни вечной. Крещение – это всегда особенное событие в жизни верующего, столь же важное, как и молитва покаяния, наполняющего его новыми силами и вдохновением для хождения с Господом. Фото: Виктор Корнюшин


ОБИТЕЛЬ ДО 1872 г.

Александр I Павлович (12 (23) декабря 1777, Санкт-Петербург — 19 ноября (1 декабря) 1825, Таганрог) — император Всероссийский (с 11 (23) марта 1801 года), старший сын императора Павла I и Марии Фёдоровны


ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ

Нательный крест, с которым была похоронена блаженная Матрона


ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Храм Воскресения Словущего. Иконостас главного алтаря освященного в честь Воскресения Христова. 1850-е гг. Покровский монастырь


ЧУДОТВОРЕНИЯ

Святая блаженная Матрона пророчествует стражу об огне. Икона святая праведная блаженная Матрона Московская с житием

Главная  /  Толкование на Евангелие

Толкование на Евангелие

19 июня 2018. Вторник седмицы 4-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 11, 16-20.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Спасителя, обращенные к людям, которые не приняли ни проповеди Иоанна Крестителя ни проповеди Христа. Аскезу, воздержание Иоанна они считали излишне строгим, самого пророка слишком мрачным. А о Христе они говорили, что Он не может быть Мессией потому, что не гнушается общением с грешниками, ведёт недостаточно уединенную подвижническую жизнь. Христос же общался с грешниками чтобы призвать их к исправлению, принимал их тогда, когда они были готовы принести покаяние.
Люди, не желавшие менять свою жизнь, оправдывали себя и находили отговорки, почему они не последовали ни за Иоанном, ни за Христом. Господь говорит о них: "Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее".

Мы тоже часто оправдываем себя. То говорим, что в Церкви нередко мы встречаем грешных людей, поэтому незачем туда ходить. То, напротив, говорим, что Евангелие требует от нас непомерно строгой жизни. Что христианин должен отказаться от многого. Мы к этому пока не готовы.

В приведенной образной речи Спаситель также показывает и то, насколько несерьезно, легкомысленно, как к детской игре, мы относимся к самому важному делу нашей жизни - к спасению души, подготовке к вечной жизни. Смерти никто не избегал, отвергать, откладывать покаяние, встречу со Христом - самая большая ошибка.



18 июня 2018. Понедельник седмицы 4-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 11, 2-15.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим о том, как Иоанн Креститель послал ко Христу двоих своих учеников с вопросом: "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?".

Почему Предтеча посылает ко Христу с таким вопросом? Ведь он сам, в день Крещения Господня на Иордане, назвал Его "Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира", в тот же день он, со всеми присутствовавшими на Иордане, слышал с неба глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".
Очевидно, что сам Иоанн Креститель сомневаться в том, что Христос и есть обетованный Мессия, не мог. Спаситель ответил ученикам Иоанновым: "пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что' смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что' же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что' же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою".

Господь свидетельствует, что Иоанн Креститель послал учеников к Господу не потому, что он сам сомневался, но чтобы сомневающиеся ученики Иоанна сами услышали И́исуса и уверовали в Него, чтобы Сам Спаситель разрешил их сомнение. Иоанн Креститель не колеблется, как трость на ветру, поясняет Господь людям, которые слышали вопрос учеников Иоанновых. Он великий пророк, вы все видели его аскетическую жизнь.

Далее Господь говорит: "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его". Святые, апостолы, пророки, - все они находятся по отношению ко Христу в положении младших. Двух людей - Божию Матерь и Иоанна Крестителя, Господь, умаливший Свое Величие ради нашего спасения, поставил совершить нечто старшее по отношению к Нему. Богородица родила Его по плоти, а Иоанн Предтеча крестил. Но, несмотря на то, что Христос по отношению к ним показался в качестве меньшего, Он больше них, как Превечный Бог.



17 июня 2018. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 6, 22-33.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно".

Святые отцы так объясняют образ, который привёл Христос. Тело это образ души, а око изображает ум. Если зрение портится, то человек неправильно оценивает то, что происходит вокруг него. Так и в духовной жизни. Если ум болен гордостью, то человек неспособен увидеть свои грехи, а значит не может в них покаяться. Вместо этого все время осуждает других.

Существует притча о человеке, который увидел, как какой то незнакомец ночью вышел из дома на улицу, тихо закрыл дверь и спешно куда-то пошёл. Он подумал, что это вор покидает ограбленное жилище. Другой человек, также видевший покинувшего дом юношу подумал, что тот блудник, уходящий из дома чужой жены. А третий подумал о нем: "это христианин. Ночью, чтобы сохранить свой подвиг втайне, он отправился на молитву". Каждый придал увиденному значение в меру своей греховности. Чем ближе мы приближается к Богу, тем меньше видим плохого в окружающих нас людях, тем больше начинаем видеть свои грехи, острее чувствовать нужду в покаянии.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин писал в ответ одной женщине: "почему ты все время говоришь, что тебя окружают злые люди? За свою жизнь я встретил только одного злого человека. Это я сам".

Как далеки наши мысли от мыслей людей, очистивших свою душу, как нуждаемся мы в помощи от Бога, в покаянии. В оставшиеся дни Петрова поста постараемся приступить к исповеди, чтобы болезнь нашей души не стала неисцельной.

Святые отцы также говорят и о другом виде духовной слепоты - о неразумной привязанности к земным благам. Не требуется доказательств того, что здоровье, образование, материальное благополучие, - все это будет с нами очень непродолжительное время. Что скоро мы скончаемся и наша вечная жизнь будет зависеть от того, жили ли мы любовью к ближним, старались ли делать дела любви, исправлялись ли в грехах. Понимаем это, но все наши устремления здесь, на земле, а времени позаботиться о душе мы не находим.

"Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам", - читаем мы в сегодняшнем Евангелии. Но поступаем противоположно. Даже придя в храм просим Бога, чтобы дал нам что есть, что пить, во что одеваться... А Царство Небесное? А оно не главное, это приложится нам.

Прибегнем сейчас, в благоприятное время, в дни поста к таинству исповеди. В нем Господь не только прощает грехи, но и подает нам помощь для исправления. Исповедь так и называется "духовная врачебница".



16 июня 2018. Суббота седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 7, 24 - 8, 4.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Христа, которыми заканчивается Нагорная проповедь: "Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое".

В этих словах Господь образно говорит, что для спасения души недостаточно лишь слушать евангельское учение и соглашаться с услышанным. Важно строить свою жизнь в соответствии со Словом Божиим.
В окрестностях Иерусалима, в тех местах, где Спаситель произнес эту проповедь, песок расположен в долинах, в таких местах, которые зимой затопляет вода. Они становятся руслами горных рек, которые смывают все на своем пути. Конечно же, никакой дом, построенный в таком месте, не сможет устоять.
Всякий, обращающийся к Богу за помощью, но забывающий о покаянии в грехах, об исправлении жизни, не сможет достичь главного - Небесного Царства.

Святые отцы, комментируя эту заповедь, говорят, что камень здесь это образ Христа, а дом - душа. Тот, кто на первое место в жизни поставил изучение Евангелия и жизнь по нему, кто прибегает к помощи Божией, пройдет все житейские бури.

Как Господь подает нам Свою помощь? В ответ на наши молитвы и старание, а в особенности в таинствах, совершаемых в Церкви - в исповеди и причащении. В дни Петрова поста, которые мы проходим сейчас, приступить к этим таинствам крайне важно. В них Сам Господь восполняет наши немощи, преображает нас для жизни по Евангелию.



15 июня 2018. Пятница седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 32-35, 11, 1.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч".

В этих словах Спаситель не призывает нас бороться с кем либо при помощи силы, отстаивая свои интересы. Говорится о борьбе с духовным врагом, который часто пытается так или иначе остановить христианина на его пути к Богу. Все удаляющее нас от Господа следует отсекать.

Святитель Николай Сербский давал такой комментарий: "читай эти слова так: “Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения”. Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия".

Далее Господь говорит: "ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее". То есть, если близкие склоняют нас к греху, желают, чтобы мы, подобно им отрицали Христа или чтобы Бог был у нас не на первом месте, то нам следует, не сомневаясь, следовать за Господом, отсекая их уговоры.

Страстная любовь к домашним, ставящая их на первое место, на место Бога, губительна и для них и для того, кто живет такой страстной привязанностью. Любовь бывает переодетым эгоизмом. Имеющий истинную любовь к ближнему будет желать ему в первую очередь спасения души, не будет потокать ему в его грехах. Ведь именно от того, с Богом ли мы, и зависит, имеем ли мы только призрак счастья или истинное, вечное счастье, которого никто от нас никогда не отнимет. Любовь к Богу, как меч, должна отсекать все греховное в наших отношениях с ближними.



14 июня 2018. Четверг седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 23-31.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "И не бойтесь убивающих тело, души' же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне".

Святитель Феофан Затворник замечал, что христианину очень важно разделить себя на себя и на врага. Мы считаем греховное движение (нечистый помысл, гнев, духовную лень...) чем-то своим и потому стремимся удовлетворить ему. Но на самом деле это не наше. Это внушает нам враг, человекоубийца дьявол. Поняв, что злая греховная мысль от врага, необходимо возбудить к ней в сердце ненависть и начать с ней бороться с помощью Божией.

Мы порой очень боимся тех мест и обстоятельств, при которых наша жизнь может подвергнуться опасности. Господь же говорит, что гораздо страшнее для нас грехи, которые удаляют нас от Бога. Грех это то, чем мы наносим рану своей душе, через что идем только к одному - к вечным мучениям. Исаак Сирин говорил, что грешник подобен псу, который лижет языком пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови.

Далее Спаситель сказал ученикам: "Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены".

Спаситель, укрепляя апостолов в вере, говорит им, что Промысел Божий заботится о всем творении. Даже самые дешёвые птички составляют предмет Божьего попечения. Тем более Бог не забывает ни об одном христианине.

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя эти слова, говорит о том, что христианину следует верить, доверять Богу и не унывать: "Он не хочет избавить вас от бед, но хочет заставить вас презирать беды, потому что в этом-то и состоит настоящее избавление от бед".



13 июня 2018. Среда седмицы 3-й по Пятидесятнице. Евангельское чтение: Мф 10, 16-22.

В сегодняшнем Евангельском чтении мы слышим слова Господа: "Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков".
Какой же пастух пошлет овец к волкам? Агнец, жертвенный Агнец - образ, который неоднократно используется в Священном Писании, когда речь идёт о Самом Христе. Христос победил дьявола и смерть. Победил не силой оружия, но Своей смертью. Великий воин может покорить народы, но он не может заставить себя полюбить. Христос отдал Себя в жертву, чтобы мы полюбили Его и были вечно с Ним.

Христианин в этом мире действительно подобен овце среди волков. Он не может делать того, что является нормой: мстить, лгать, строить своё благополучие за счёт ближнего. Святитель Иоанн Златоуст замечает, что Бог "мог сделать христиан страшнее львов. Но лучше этому быть так".

Положение гонимого, претерпевающего бедствия, помогает очиститься от грехов, оно спасительно, полезно для души, искушаемой страстями. Положение сильного надмевает. Такому человеку очень легко согрешить, обидеть другого и даже того не заметить.

Далее святитель говорит от лица Господа: "Я знаю, Мне совершенно известно, что вы ... не будете... никем побеждены". Нынешнее положение временно. Каждому решать кем ему в жизни быть - волком или овцой. Каждого христианина Господь хранит как Пастырь.

Слова о непобедимости христиан сбылись и в истории. Могущественное римское язычество захлебнулось в крови христианских мучеников. Язычество прекратило своё существование.
Эти слова сбываются и в судьбах людей "волков" и "овец". Кто был более счастлив даже во время земной жизни - преподобный Серафим Саровский или некий его современник, облечённый властью и богатством, но далёкий от Бога?

Архимандрит Павел (Груздев) наставлял:
«“Деньги есть, в них счастье, ясно. Денег нет — не жди отрад”. — Полагают так напрасно, мир душевный — лучший клад!»;
«Если кто от тебя заплачет — ух!»;
«Лучше быть преданным, чем предателем, лучше быть оклеветанным, чем клеветником».
Овцы среди волков - образ христиан в этом мире. Спаситель говорит им: "итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби".

Что значит быть мудрыми как змеи? Одно из толкований, которое дают святые отцы говорит, что тут имеются в виду змеевидные, например ящерицы. Они, в случае опасности, не задумываясь бросают хвост, лишь бы сохранить голову. Так и христиане. В первую очередь им следует бояться греха, удаления от Бога. А если не потеряем Бога, то остальные потери не страшны. Потому мученики охотно шли на казнь, лишь бы не отречься от Христа.

Наставление быть простыми как голуби говорит о необходимости уметь прощать, быть незлобивым, кротким. Святитель Иоанн Златоуст поясняет почему недостаточно быть лишь мудрым: "нет никакой пользы и в мудрости, когда она не соединена с незлобием".
Каждому в жизни предстоит пройти через скорби. Господь говорит далее: "Претерпевший же до конца спасется". Чью-то душу Господь ведет к покаянию, к решимости оставить грехи и жить с Богом через болезни, кого-то через иные скорбные обстоятельства. Святитель Феофан Затворник замечает: "когда пришла беда, то ее не сбросишь как тесную одежду; надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет; а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед".
В том как мы переносим скорбные обстоятельства тоже проявляется, относимся ли мы к овцам Христова стада или ожесточены как волки, негодует даже и на Бога, только не на собственные грехи... В случающихся скорбных обстоятельствах следует прибегнуть к покаянию в грехах, к церковным таинствам, к молитве и, благодаря Бога, предавать все в Его Святую Волю.



  1  2  3  4  5  Следующая >>>
 


ПОКРОВ

Покров Богоматери. Из Зверина монастыря. 1399 г. Новгородский музей-заповедник


ПОСТРИГ

В Покровском ставропигиальном женском монастыре, епископ Павлово-Посадский Кирилл совершил чин монашеского пострига. 12 марта 2010 г. Фото: Виктор Корнюшин


ОСВЯЩЕНИЕ

Великое освящение трех приделов храма Казанской иконы Божией Матери на подворье Покровскоко женского монастыря в селе Марково, совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Дмитровского Александра. 13 ноября 2004 г. Фото: Виктор Корнюшин


Колокольня

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за освящением закладного камня новой монастырской колокольни на месте разрушенной. 2 мая 1999 г.


120-ЛЕТИЕ

В день празднования 120-летия со дня рождения святой праведной блаженной Матроны Московской были освящены полным чином три придела храма Воскресения Словущего. Великое освящение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения и епископа Орехово-Зуевского Алексия. 22 ноября 2001 г. Фото: Виктор Корнюшин